Процесс социализации происходит с помощью людей и учреждений (институтов). Их называют агентами социализации.
Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной, Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.
Термин «вторичная» охватывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.
К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».
Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная социализация - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации - не получают.
Описать ролевой конфликт личности как результат различий в условиях первичной и вторичной социализации.
Ролевой конфликт в современной социологии рассматривается как столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей.
Человек в своей жизни выполняет множество социальных ролей, и иногда установки одних противоречат другим. Например, женщина, занимающая должность научного сотрудника, увлечена своей деятельностью: исследования, преподавание в ВУЗе, работа над докторской диссертацией. Все это отнимает у нее много времени и сил. В то же время у нее есть семья и она хочет быть хорошей женой и матерью. Однако при одновременной ориентации женщины на профессиональный рост и на семью возникает конфликт между личностными ролями — требования одной роли препятствуют хорошему исполнению другой. Или же, другой пример. Молодой человек после учебы решил устроиться на работу в компанию, пост директора в которой занимает его отец. С одной стороны, мужчина должен позаботиться о трудоустройстве своего ребенка и предоставить ему место, руководствуясь «родительскими чувствами» и своей позицией агента «первичной социализации», однако, он так же выполняет роль начальника, который в первую очередь должен быть беспристрастен и судить лишь по наличию профессиональных навыков, а не родственных связей, то есть он должен ставить в приоритет свою роль «агента вторичной социализации». В настоящее время мы часто можем наблюдать подобные ситуации в той или иной интерпретации, и не всегда они решаются рациональным способом.