Предметом науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную ре- альность. Так, физики, говоря о материальном мире, используют понятия гравитации, капиллярности, энер- гии и множество других терминов, усвоенных вами из школьного курса.
Социология управления изучает сферу управлен- ческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Однако управленческие отношения включают не только социальные, но и фи- нансовые, юридические, педагогические и др. типы отношений. Вот почему приходится сужать предмет этой дисциплины, ограничивая его изучением социаль- ного аспекта управленческих отношений, существую- щих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Такая историческая универсальность продиктована спецификой общей социологии, отраслью которой и является социология управления.
Перед социологией нет временных границ. Она изучает не только современное общество (хотя именно в этом и состоит ее преимущественная задача), но и заглядывает в его историю. Объясняется это вот чем. Социология изучает поведение людей как представите- лей больших социальных групп. Это и отличает ее от социальной психологии, исследующей малые группы, а также от общей психологии (либо ее отраслей), занятых поведением отдельных людей, индивидов. Под болыии-
|
|
ми социальными группами мы понимаем любую совокуп- ность людей численностью от нескольких сотен до де- сятков миллионов человек, в которой ведущую роль играют не личностные качества людей, их эмоции, пред- рассудки и т.д., а общественные закономерности. Для того чтобы не путаться с категорией «общественные закономерности», определение которой вызывает в ли- тературе немало споров, скажем проще: отношения и поведение больших социальных групп детерминируют- ся — в основном или исключительно — действием со- циальных институтов. Последние можно сравнить с огромными фабриками, магистральными дорогами, раз- ветвленной системой коммуникаций, широкой сетью инфраструктуры, ибо речь идет о тех социальных опо- рах, на которых покоится человеческое общество. Со- циальные институты приводят его в движение, гоняют по артериям социальную кровь, распределяют и пере- мещают огромные потоки людей, заставляют функцио- нировать весь общественный организм. Социальные институты— это фабрики и заводы, банки и больницы, загсы и бюро трудоустройства, вузы и школы, министер- ства и многое другое, без чего невозможно представить себе жизнь современного общества.
Таким образом, предметом общей социологии яв- ляются
большие социальные группы, рассматриваемые в ин- ституциональном контексте.
|
|
В качественном смысле предмет социологии управ- ления не может существенно отличаться от предмета общей социологии. Будучи родной дочерью последней, социология управления также изучает поведение боль- ших социальных групп в институциональном контек- сте. Однако речь здесь идет только о тех из них, кото- рые связаны с управлением.
Установив этот факт, мы можем сформулировать предмет социологии управления. Им являются
большие социальные группы и институты, действую- щие в сфере управления.
|
Глава Предметная сфера социологии управления
управления, а не менеджмента или административной системы. О различии этих понятий мы скажем позже, здесь подчеркнем лишь историческую универсальность управления, не ограничивающегося только рыночным или нерыночным обществом. Многие законы управления, например принцип единоначалия, действовали еще в далекую эпоху вождеств — переходную фазу от родо- племенного строя к ранним государствам.
Основные понятия общей социологии
Предметная сфера социологии управления вклю- чает ряд общесоциологических категорий, составляю- щих ее понятийный стержень. Остановимся на неко- торых из них.
С точки зрения современной социологии основой общества является социальная структура — совокуп- ность социальных институтов, ролей и статусов. Семья, производство, религия, образование, армия, собствен- ность, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древ- ности и существующие до сих пор. В зачаточной фор- ме семья появилась еще у наших обезьяноподобных предков и совершенствовалась на протяжении 500 тыс. лет. Человеческое общество возникло порядка 40 тыс. лет назад. Возраст армии и государства 10 тыс. лет. Приблизительно в то же время зародилось системати- ческое школьное образование, а собственность, внача- ле коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Самым древним институтом считается произ- водство — ему около 2 миллионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда.
У общества, как и у людей, множество потребнос- тей. Потребности общества и отдельных индивидов со- впадают далеко не всегда, но когда такое происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Послед- ние удовлетворяются посредством регулярной, систе- матической деятельности миллионов людей, специа- лизирующихся на выполнении каких-либо важных функций. Добывание средств существования, обуче-
ние молодого поколения, защита общества от врагов, воспроизводство людей^ поддержание общественного порядка — фундаментальные потребности, в удовле- творении которых заинтересовано большинство насе- ления. Так было и будет во все времена. Стандартизи-
I. Теоретический раздел
рованная форма выполнения социальной функции во имя удовлетворения конкретной фундаментальной по- требности называется социальным институтом.
Каждый институт выполняет строго предписанную ему функцию: обучать, производить, защищать и т. д. Понятие функции тесно связано с понятием роли. Учитель, передающий свои знания ученикам, это не только конкретный человек, но и социальная роль, об- ладающая собственной функцией. Меняются люди, играющие ту или иную роль, но сама она остается. Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина (женщина), человек зрелого (молодого, пожи- лого) возраста, рабочий (служащий), муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов — в роли учителя, сотни тысяч — в роли офицера.
|
|
Сохраняются и социальные статусы. Статус — со- циальное положение, позиция человека в обществе. Одни статусы принадлежат человеку от рождения, например, национальность, другие приобретаются в ходе социали- зации (обучения культурным нормам и ролям), скажем, статус президента коммерческого банка. Статусы можно сравнивать. Говорят, что статус банкира выше статуса почтальона. У одного человека множество разных стату- сов. Аналогично этому одним статусом может обладать множество людей. Сколько в российском обществе было дворян, крестьян, рабочих, полицейских, извозчиков, мужчин, членов Государственной Думы? Со временем одни социальные позиции и выражающие их социальные роли исчезают, а на их месте появляются другие. Обще- ство меняется, меняется и его структура. Исчезли с ис- торической сцены России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые — космо- навт, тракторист, стюардесса.
Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполня- ющих одну и ту же роль, называется социальной груп- пой. Группы могут быть большими и состоять из сотен, тысяч и даже миллионов людей, а могут быть малыми, насчитывающими от 2 до 7 человек. Дружеская компа- ния или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы подразделяются на половозраст- ные (старики, взрослые, дети, мужчины, женщины); национальные (русские, англичане, эвенки); профес- сиональные (трактористы, инженеры, преподаватели);
166 экономические (акционеры, брокеры, рантье); религи-
Глава А. Предметная сфера социологии управления
озные (православные, мусульмане, буддисты); полити- ческие (либералы, консерваторы, демократы). Таковы главные группы, совокупность которых именуют соци- альным составом.
|
|
Общество можно рассматривать в двух плоско- стях — горизонтальной и вертикальной. Когда все со- циальные статусы и роли связаны между собой функ- циями, а стало быть, правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учениками, офицер — пе- ред солдатами, и наоборот), они образуют ячейки со- циальной структуры, расположенные горизонтально. Сами ячейки пусты: одна ячейка— «преподаватель», одна ячейка— «мужчина» и т. д. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Полу- чились не ячейки, а социальные группы, слои. Некото- рые из дих можно расположить вертикально: в этом случае правители займут высшую позицию, дворянство расположится ниже, под ним найдут свое место рабо- чие и крестьяне. Очевидно, что социальные группы и слои различаются по объему находящейся в их распо- ряжении власти, доходам, богатству, уровню образова- ния, престижу должности или профессии. Пирамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе. Расположен- ные друг над другом группы (в данном случае их име- нуют стратам и}, определяют социальную стратифи- кацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Как вы думаете, что эти группы связывает? Разделение труда в обществе.
Наконец, последнее фундаментальное понятие со- циологии — культура, под которой понимается совокуп- ность материальных памятников и духовных ценностей: нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, язы- ка. Социальная структура — костяк общества, культу- ра — его плоть. Культурные нормы, а вместе с ними и социальные роли усваиваются в процессе социализа- ции, продолжающейся всю жизнь — с младенчества до старости. Социализацию не следует путать с воспита- нием или обучением, она — более широкое явление. За правильным усвоением норм и ролей следит недрем- лющий страж — социальньт контроль. Он многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, го- сударство, администрация и еще множество других агентов социального контроля. К тем, кто отклоняется
вправо или влево, применяются всевозможные санкции, 167