Те общества, где более половины совокупности соци- альных и экономических отношений носят рыночный характер, мы будем относить к обществам с системой управления типа «менеджмент»

Будем исходить из того, что первые общества по- явились порядка 40 тысяч лет назад. Ученые считают, что именно в этот период у первобытных людей воз-


 

 

никли простейшие системы управления, носившие двухуровневый характер, так называемые вождества, где во главе племени стоял вождь, глава рода, а ос- тальные члены общества были равны друг другу. Си- стема управления и социальные отношения в таких об- ществах имели в высшей степени административный характер. По преимуществу тот же, административный, тип отношений мы встречаем в рабовладельческом, феодальном и социалистическом обществах.

Ко второму типу можно отнести лишь капиталисти- ческое общество, в котором складывается преимуще- ственно рыночный тип отношений, основанный на прин- ципах экономической целесообразности и выгоды.

Так, например, в СССР (социалистическая систе- ма хозяйствования) существовала плановая экономи- ка, государство указывало, что, как и где следовало производить. Оно оказывало определяющее влияние на процесс ценообразования, не давая работать законам спроса и предложения. При этом государство исходи- ло прежде всего из необходимости поддерживать низ- кий уровень цен, что делало любые товары доступны- ми по стоимости для всех потребителей. Основная цель подобной политики заключалась в недопущении соци- альной дифференциации общества по критерию поку- пательной способности.

В  капиталистических обществах такой  задачи  не ставилось. Здесь цены устанавливались и устанавлива- ются в соответствии со спросом. Если товар пользуется у покупателей повышенным спросом, его цена растет, а производство увеличивается. И, наоборот, если товар не пользуется популярностью, его цена падает, и данную продукцию снимают с производства. Иными словами, здесь работают рыночные механизмы ценообразования. Менеджер — это должностное лицо, в подчинении которого находятся один или более индивидуальных контрибьюторов (рядовых исполнителей — служащих или рабочих). Таким образом, если в подчинении у представителя организации никого нет, то менеджером он считаться не может. Поэтому, если к вам пришел человек, представившийся менеджером по продажам, но у него нет подчиненных, а служебные функции его состоят  в  том,  чтобы  распространять товар,  то  его можно назвать либо коммивояжером, либо продавцом,

либо посыльным, но никак не менеджером.

182
Другой термин, который будет использоваться нами—  «администрация». Он может быть определен в


 

 

Глава  Предметная  социологии вправления

двух значениях. Во-первых, администрация — это со- вокупность людей, определяющих стратегию управле- ния фирмой (организацией) или государством. Во-вто- рых, администрация — это совокупность людей — кроме руководителей первичных коллективов — заня- тых общим управлением. Обращаясь к этому термину, мы будем использовать оба значения.

В чем состоит принципиальное отличие менедже- ров от администраторов? Главное различие между ними заключается в том, что первые заняты преимуществен- но оперативным контролем за предприятием, связанным с реально складывающимися для него обстоятельства- ми и условиями. Администрирование же — это осуще- ствление общего и стратегического организационного руководства. Кроме того, если термин «администратор» применим исключительно для обозначения руководите- лей высокого ранга, то понятие «менеджер» относится ко всем уровням управления. Таким образом, к высше- му звену руководства можно применять оба термина, с меньшей уверенностью это можно делать на среднем уровне управления (например, при обозначении началь- ника цеха и т. п.), а называть администратором брига- дира или начальника участка неверно.

 

Экзистенциальные  условия




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: