I. Теоретический раздел

ние  к  власти,  прекращающееся  лишь  со  смертью.

«Могущество человека есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага. Власть человека, если рассматривать ее универсально, состо- ит в его нынешних возможностях овладеть очевидны- ми будущими благами», — писал Т. Гоббс.

Два века спустя А. Гамильтон119 задал риторичес- кий вопрос: «Что есть власть, как не способность или дар что-либо совершить». Вопрос не требовал ответа, поскольку предполагал, что сущность власти в том и состоит, что она открывает путь для любого человека, одаренного способностями и энергией изменять обще- ственные институты во благо людям.

В начале XX в. М. Вебер определял власть как воз- можность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Вебер напоминал, что в зависи- мости от ситуации говорят о власти отца над детьми, о власти денежного мешка, о власти юридической, духов- ной, экономической и т. д. Но в первую очередь под вла- стью подразумевают высшую государственную власть. В середине того же столетия бихевиористы Г. Лассуэлл и А. Каплан рассматривали применение власти как акты, воздействующие на кого-либо или предопределяющие действия других. Позже известный американский поли- толог Р. Даль утверждал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он не сделал бы по своей воле. По существу, Даль повторил своими словами высказывание М. Вебера.

Немецкий и американский психолог К. Левин пи- сал: «Власть b над а можно определить,...как отношение максимальной силы воздействия Ь на а... к максималь- ному сопротивлению со стороны а». Несколько раньше немецкий философ и социолог X.   отмечала, что власть принадлежит не одному человеку, но лишь группе людей, действующих совместно: «Власть, — писала она, — означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с дру- гими людьми. Власть не является собственностью одно- го индивида — она принадлежит группе до тех пор, пока эта группа действует согласованно» 121. Власть генери- руется, только при условии и только тогда, когда люди общаются друг с другом и взаимодействуют в тех или иных общих делах.

Возражая Арендт, С. Луке утверждал, что в основе всех определений власти лежит примитивное пред- ставление, согласно которому а тем или иным образом


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: