ют помощь друг другу. Исходя из этого, Р. Кристи и Ф. Гейс назвали высокийуровень макиавеллизма «син- дромом эмоциональной холодности».
У макиавеллистов наблюдается тенденция доминирова- ния экономических и социально-статусных ценностей над моральными и гуманистическими. Это не означает, однако, что их поведение всегда неэтично, хотя экспе- риментально доказано, что они могут мало заботиться о поддержании высоких этических стандартов, если те не соответствуют их интересам. Исследования корпо- ративной социальной ответственности показывают, что у субъектов с высоким уровнем макиавеллизма экономическая ответственность за действия, направ- ленные на увеличение собственной прибыли и прибы- ли своего предприятия, явно преобладает над социаль- ной (отражающей соблюдение социальных норм) и моральной ответственностью. Правда, этот вывод нельзя считать универсальным из-за обнаруженных половых различий. Так, женщины демонстрируют большее внимание к неэкономическим типам ответ- ственности, чем мужчины: у них показатели мораль- ной ответственности перед окружающими их людьми оказываются выше, чем индикаторы ответственности за экономическую выгоду предприятия.
|
|
Основная же причина коммуникативной негибкости макиавеллистов заключается в их представлении об универсальности манипуляции как эффективного спо- соба общения. В действительности в ряде ситуаций по- добные установки могут только мешать достижению желаемого результата. Макиавеллисты заблуждаются, полагая, что манипуляция эффективна всегда и везде, В значительной степени успешность их тактики зави- сит не столько от умений и навыков манипуляции,
сколько от степени структурированности социальной среды, в которой они действуют. Например, чем жестче горизонтальные и вертикальные связи организации контролируются ее руководством, тем меньшего успе-
ха (с точки зренияуровня дохода и занимаемой должно- сти) достигают работающимоструктурированная среда снижает успешность попыток макиавеллистов манипулировать другими: они чаще ошибаются в пони- мании психологических особенностей людей и затруд- няются в определении их слабостей, которые можно
использовать для достижения своих корыстных целей,
Отсутствие коммуникативной гибкояти, препятствую- щее не только взаимопониманию, по и достижению соб- ственных целей, связано с имеющим место в ряде парадоксальным, па первый взгляд, отказом макиавелли- стов от использования некоторых манйпулятавных >- собов воздействия на окружающих. Речь идет, прежде всего, о многообразных ситуациях конкурентной борь- бы, в которых либо непредсказуем результат, либо суще- ствует большая опасность проигрыша. В таких ситуаци- ях одним из известных манипулятивных приемов является демонстрация собственной слабости или неком- петентности, цель которой — усыпить бдительность со- перника и побудит!» его снизить прилагаемые усилия. В случае манипулятор стремится создать у оппо- нента ложную в том, что его победа обес- печена уже
|
|
Ложная демонстрация некомпетентности или слабое™ с целью противника — это, конечно, прояв- ление макиавеллизма. Однако есть ситуации, в которых люди с высокими показателями по шкале макиавеллизма не желают применять подобную тактику поведения даже, несмотря па Как черта личности наиболее доминированию. Соот-
ветственно, субъекты с высокими показателями по шка- ле макиавеллизма — скорее доминируют, чем подчиня- ются; они склонны коммуникативные ситуации и быть лидерами малых групп. Уверенность та- ких субъектов в том, что они «короли джунглей», основа- на на убеждении, что любая демонстрация уязвимости своего положения (даже если она выгодна и оправдана ситуацией) неприемлема, поскольку является стратегией слабых. Результаты многочисленных экспериментов ясно показали, что макиавеллисты склонны проявлять себя с лучшей стороны независимо от ситуации и конк- ретных условий общения.
По результатам многочисленных исследований американские психологи «нарисовали» обобщенный портрет студента, обладающего высоким мотивом вла- сти (или высокой «надеждой» на власть). Среди прочих характеристик такого студента были названы: облада- ние высокими постами сразу в нескольких организаци- ях и комиссиях; активное сотрудничество с редакциями университетских газет и радио; предпочтение индиви- видов спорта и достижение в них высоких
результатов; ориентация на профессию, позволяющую