Глава 7. Бюрократия, чиновничество, номенклатура

консервативно-охранительную функцию, социальным аналогом которой является бюрократия, привыкшая делать все не спеша, осторожно, систематично. Во имя сохранения статус-кво бюрократия приводит в дей- ствие соответствующие нормы, сама же контролирует их выполнение, применяя в ряде случаев методы при- нуждения. Однако, обладая монополией на управлен- ческую власть, она вскоре переходит черту допусти- мого; ее действия никто не контролирует, в результате средства управления, сами по себе, быть может, пози- тивные, становятся самоцелью и, будучи доведены до абсурда, превращаются в тормоз развития. Так пози- тивная функция становится негативной.

 

Иерархия  власти,

Доминирующая черта бюрократии — четко установ- ленная  иерархия  позиций,  в  которой  низшие уровни  ' контролируются и подчиняются высшим. Лица, обле- ченные наибольшими официальными (формальными) полномочиями, занимают верхние ступеньки иерархии. Таковыми являются президент, главный управляющий, председатель совета. В бюрократической пирамиде по мере движения сверху вниз объем власти уменьшается, а количество подчиненных возрастает. Принцип иерар- хии называется иначе «командной цепью».

 

Специализация  задач.

Разделение труда в бюрократической организации означает, что каждый исполнитель осуществляет одну функцию. Специализация касается не только отдельных индивидов, но и подразделений, из которых состоит организация: каждое из них выполняет определенную функцию. Так появляются отделы кадров, технического контроля и т. п.

 

Права и обязанности.

Каждый исполнитель имеет четко предписанный круг должностных обязанностей, поэтому он знает, чего ждут от него, и на что он может надеяться взамен (сво- евременное жалование в строго установленном разме- ре, ежемесячный отпуск, гарантии занятости, оплата медицинской страховки).

 

Поскольку в наши дни слово «бюрократия» имеет негативный оттенок, специалисты предпочитают пере- давать его первоначальное значение термином «апол-


 

 

I, Теоретический раздел

лоновская организация». Люди, занимающиеся реин- жинирингом бизнес-процессов, утверждают, что по- пытки преодолеть бюрократию свидетельствуют о не- понимании того факта, что она является не проблемой, а ее решением. Они считают, что бюрократия решает проблему фрагментированности управленческих задач, ибо является своего рода «клеем», скрепляющим всю совокупность усилий по их выполнению. И, стало быть, единственный, правильный путь устранения бюрокра- тии — осуществление реинжиниринга бизнес-процес- са, позволяющего уменьшить степень фрагментиро- ванности задач менеджеров компании. Бюрократией недовольны все. Однако с ней получается как с пого- дой, на которую жалуются, но не пытаются изменить.

 

Б юрократ, бюрократизация и б юрократизм

С  бюрократией тесно связаны другие,  родствен- ные ей, понятия, а именно бюрократ, бюрократизация и  бюрократизм.  Дадим  их  краткую  характеристику. Бюрократ — 1) лицо, принадлежащее к бюрокра- тии, 2) должностное лицо, выполняющее свои обязан- ности формально, в ущерб делу; формалист, волокит- чик.  О  бюрократах  американцы  отзываются  так:  это люди, которые не изготовляют,не  продают,  не  прове- ряют, не испытывают, а иногда даже не видят продук- та и вместо этого узнают о нем из сухих отчетов, под- готовленных другими аппаратчиками. Бюрократ ставит планирование выше действия, размышление — выше

дела, абстрактное — выше конкретного.

Бюрократизация —• увеличение численности и усиление роли чиновников в обществе. Бюрократиза- ция охватывала российское общество на протяжении последних 200 — 250 лет и достигла своего апогея в последние годы. С распадом Советского Союза чинов- ничество должно было уменьшиться. Однако в действи- тельности имел место обратный процесс. Новый уп- равленческий аппарат не только вырос (по разным данным, сегодня в России чиновников всех уровней почти в 1,5 раза больше, чем раньше), но и укрепился. Ориентировочная численность российских чиновни- ков— 15 млн. человек, а всего в народном хозяйстве нашей страны занято порядка 70 млн. Таким образом,

352 соотношение  управленческого  и  рядового  персонала


 

Глава             Бюрократия,  чиновничество,  номенклатура

составляет в России 1:4. Для сравнения, в Великобри- тании насчитывается более 500 тыс. чиновников, что составляет 2% от всех работающих и 1% от численно- сти населения страны131 .

До 1991 г. аппарат органов власти России состав- лял относительно небольшую часть государственного аппарата СССР и фактически выполнял функции рет- ранслятора общесоюзной политики. Поэтому в 1991 г. в России насчитывалось всего 43 федеральных мини- стерства и ведомства.  Однако  в  1993 г.  Российская Федерация  превратилась  из  союзной  республики  в самостоятельное государство, и число ведомств момен- тально возросло до 85. В 1996 г. их количество сократи- лось до 66; при этом общая численность госчиновни- ков умножилась. По данным Госкомстата России, число работников федеральных и региональных (субъектов РФ) органов законодательной, исполнительной и судеб- ной государственной власти в Российской Федерации составило на сентябрь 1995 г. 1 млн. 64 тыс. человек152.

За период с 1991 по 1995 гг. численность работни- ков аппарата органов государственной власти РФ (без аппарата Минобороны, МВД, налоговой полиции, та- можен и т. п.) увеличивалась,по отношению к преды- дущему году следующим образом: в 1992 г. — на 13,9%; в. 1993 г. — на 12,9%; в 1994 г. — на 11,2%; в 1995 г. —

на 5,7%. В целом, за четыре года количественный со- став государственных служащих в стране вырос в 1,5 раза. Данный рост оказался наиболее значительным в сравнении с показателями численности работающих в других отраслях. Особенно это было заметно на фоне снижения удельного веса занятых в промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании. На начальном этапе рассматриваемого периода (до 1995 Г.) аппарат федеральных органов власти увеличился крат- но—  с 14,9 до 37 тыс. человек153,

Безудержное разбухание бюрократического аппа- рата было сопряжено с крупной социальной  болез- нью — растущим отрывом органов государственной власти и управления от реальных нужд населения.

Росту государственно-бюрократического аппара- та управления в постсоветской России способствова- ли расширение доступа госслужащих к коммерческим операциям, возрастание доходности бюрократической должности вследствие отмены контроля государства за работой чиновничества, получившего возможность распоряжаться государственными  ресурсами.  Расхо-

12  СОЦИОЛОГИЯ  управления


ды на содержание управленческого аппарата постоян- но росли. Если в 1992 г. они составляли 0,6% ВВП, то в 1996 г.— уже 0,8%134-

Постепенно стиралась грань между работником аппарата управления и коррупционером. Согласно оценочным данным, подавляющее большинство совре- менных чиновников — взяточники, тесно связанные с теневой экономикой, а сегодня и с мафиозными струк- турами. Высказывается мнение, что столь коррумпи- рованного государственного аппарата в России не было с начала XX века.

Как свидетельствует отечественная история, бю- рократия была сильна всегда. Так, в годы правления Александра 1 и Николая I управленческий аппарат представлял собой самостоятельную силу, от произво- ла которой страдало все российское общество. Усилия, направленные на борьбу с воровством и мздоимством чиновников, практически не приносили успеха. И в советских условиях граждане полностью зависели от воли чиновников. В некоторых странах Восточной Ев- ропы, например в Польше, переход от социалистичес- кой к демократической системе управления способ- ствовал росту численности высшего бюрократического аппарата и усилению его влияния в обществе.

Бюрократия как социальная группа необходима обществу,  ибо,  как  отмечал  испанский  политолог Л. Санистебан, она осуществляет функции управления им, и без нее не могут существовать никакие властные структуры. Американский историк экономики И. Вал- лерстайн считает, что в ближайшем, а может быть и отдаленном будущем коррупция в среде российского чиновничества сохранится. Сходной точки зрения при- держивался и М. Вебер, проанализировавший послед- ствия революции 1905 г. и предрекший, что в России произойдет еще одна революция, в которой победит не пролетариат, а бюрократия.

Бюрократизм — 1) система политического, эконо- мического и социального управления, основанная на отрыве центров исполнительной власти от воли чле- нов общества и осуществляемая посредством разветв- ленной сети чиновников, полицейского аппарата и администрации; 2) бюрократические методы управле- ния, характеризующиеся произволом и волюнтаризмом;

3) канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей; 4) система уп-

354  равления,  осуществляемая  аппаратом,  состоящим  по


 

Глава  Бюрократия, чиновничество, номенклатура                                

преимуществу из чиновников, наделенных властью и привилегиями; 5) концентрация реальных рычагов власти в руках работников специализированного ап- парата, преследующих своекорыстные цели; 6) специ- фический стиль управления, подразумевающий безот- ветственность, администрирование, непогрешимость чиновника.

Исследователивыделяюттризначениятермина

«бюрократизм»: 1) захлестывание управленческих зве- ньев документооборотом и количеством бумаг; обилие согласований и комиссий; зарегламентированность и заорганизованность, чрезмерное число начальствую- щих инстанций; длительные и сложные процедуры получения необходимых ресурсов; волокита, отписки, ненужная отчетность и т. д.; 2) тайна, секретность, за- крытая социальная группа; нацеленность на выполне- ние только своих задач и функций; существование управленческого аппарата ради него самого; 3) «про- фессиональное заболевание» работников аппарата, обюрокрачивание.

По мнению Е.И. Комарова, главная особенность употребления «бюрократических» понятий состоит в том, что с их помощью обозначают не только отрица- тельные, но и положительные организационные явле- ния155. Сравнение понятий  «бюрократия»,  «бюрократ» и «бюрократизм» представлено в таблице 1.

Все представленные понятия включают властный момент, находящий свое отражение в правах, господству- ющих в данной системе управления, ее подразделениях. Сращение бюрократизма с властной структурой делает борьбу с ним весьма затруце 1 большего бюрократизма). Стремление демократов начала 1990-х гг. покончить с советским бюрократизмом привело к неимоверному раз- растанию последнего: вместо 18 млн. управленцев, при- ходившихся на весь СССР с населением в 280 млн. че- ловек, появилось более 20 млн. чиновников, «работавших» на 146 млн. россиян. При этом новоявленные бюрократы по своему неумению работать даже превосходили пре- жних.

 

 


 

 

12*


355


 

 

Значения понятий


Таблица 1


«бюрократия»,  «бюрократ»,  «бюрократизм»


Аспект понятия


Понятия

Бюрократия              Бюрократ          Бюрократизм


Особый слой, в руках  которого


Работник(чинов- ник). ВЫП01НЯЮ-


Власть(права) кон- кретной системы,


находится  власп


щий свои функции  подразделений (бю-


 

Социально- политический

 

ани


в  современном обществе

 

Особый слой, обладающий властью и использующий

в своих корыстных

Властные пол- номочия аппара- та управления находят

в четком выполнении своих задач и функций

Властные  пол- номочия  аппара- та  управления довлеют  над не- обходимостью выполнения

«своих» задач и


в соответствии с установленными правилами,про- цедурами

 

 

Работник (чинов- ник), манипули- рующий властью бумаг, подписей, печалей   сво- их личных инте- ресов

 

ник), полняющий должностные за- дачи и функции в соответствии с регламентами, инструкциями

Работники (ви- новники), имити- рующие «четкую работу» и при- крывающиеся раз- личными «ограни- чениями»  -

инст-


ро) и осуществление процесса управления в соответствии с пра- вилами, нормами, инструкциями

 

Расцвет» и «процве- тание» в деятельно- сти аппарата управ- ления различных бю- рократических про- цедур-препон, проце- дур-извращений

 

Рациональная

работы управ- ленцев  процедурно-четкое выполнение задач и функций, взаимодей- ствие между ними

 

 

Иррациональная, за- организованная дея- тельность аппарата с усложненными про- цедурами управления


власти»,  «власть

ради              


рукциями


 

Примечание: знаком «плюс» указаны положитель- ные, а знаком       отрицательные значения.

 

Этот парадокс сродни выявленному П. Сорокиным парадоксу социальной революции: уничтожение соци- ального неравенства посредством революции оборачи- вается через какое-то время утверждением еще боль- шего  неравенства.  И во  втором  случае  наблюдается

356 эффект  сращивания:  неравенство  неотделимо  от  стра-


 

Глава             Бюрократия,  чиновничестве,  номенклатура

тификации, а стратифицированными являются все известные человечеству общества. Уничтожение соци- ального неравенства приводит к разрушению основ общества.

Ядро системы ценностей бюрократизма образует карьера, с которой связаны все помыслы и ожидания служащего. Другим важным элементом ее выступает самоидентификация служащего с организацией, слу- жение организации как средство достижения собствен- ной выгоды.

Изучение бюрократизма предполагает анализ: а) противоречий, возникающих при реализации функций управления; б) управления как процесса труда; в) инте- ресов социальных групп, участвующих в бюрократичес- ких отношениях. Из множества противоречий, существу- ющих в управлении, необходимо выделить главное — противоречие между объективно общественным харак- тером управления (ибо в этот процесс вовлечены и пря- мо зависят от его результатов практически все члены общества) и субъективно-замкнутым способом его осу- ществления (так как в итоге управление, призванное отражать волю общества, осуществляется достаточно локальной социальной группой профессионалов-управ- ленцев). Одной из существенных черт бюрократизма является стремление монополизировать власть и управ- ление. Достигнув монополии, чиновники стремятся орга- низовать сложную систему служебной тайны, которая препятствует вынесению реальной оценки их действий со стороны служащих либо общественности. Идеал чи- новничьего регулирования состоит в том, чтобы самим издавать нормативные акты, принуждать общество к их исполнению, не допуская над собой какого-либо контро- ля. Таким образом, основной социальный и политичес- кий интерес бюрократии заключается в реализации и защите монопольного отправления ею властных функ- ций в обществе.

Некоторые социологи и политологи считают, что бюрократическое  управление  представляет  собой труд,  не  производящий товара.  Если такой труд не создает потребительскую стоимость в виде эффектив- ного управленческого  решения,  если  управление  не- эффективно, то оно и не целесообразно, ибо не может удовлетворить  ни  личных,  ни  общественных  потреб- ностей. Значит, это не труд, а его видимость. В этом заключается  одна  из  важнейших  характеристик  бю-

рократизма как общественного  отношения,  его  пара-  357


 

 

Теоретический  раздел

зитическая сущность, Условия, предпосылки и воз- можность такого рода паразитирования кроются в двойственном характере данного вида труда. Полез- ность субъекта управления для общества определяет- ся по результатам его конкретного труда, а вознаграж- дается он обществом в соответствии с различными характеристиками абстрактного труда. Эта тенден- ция - результат углубления процесса разделения труда, усложнения социальных структур общества. Итоги социального управления проявляются спустя какое-то время, деперсонифицируются, не поддаются прямой общественной оценке. Бюрократия стремится организовать условия для опосредованной оценки своего труда, что в свою очередь является одним из источников управленческого формализма156.

Бюрократизм можно рассматривать как паразити- ческую форму проявления механизма перераспределе- ния. В идеале материальные блага в обществе должны распределяться в соответствии с количеством и каче- ством трудового вклада личности в общественное про- изводство. На практике же рядом с этим механизмом объективно существует социальный механизм перерас- пределения материальных благ — распределения, не скорректированного участием личности в процессе общественного производства. Благодаря действию тако- го механизма интересы бюрократии удовлетворяются прежде всего в форме принудительного перераспреде- ления материальных благ. Здесь можно выделить два направления: во-первых, присвоение чиновником воз- награждения, авансированного обществом, и, во-вторых, создание условий, позволяющих ему присваивать ре- зультаты чужого труда путем использования особенно- стей управленческой деятельности.

 

Э тикетно-ритуадьны е   форм ы   чинопочитания

Основу бюрократии составляет формальная орга- низация — система предписанных ролей, целей, ста- тусов, функций и стандартов деятельности. По мнению известного американского исследователя проблем про- изводственных организаций, индустриального социо- лога Р. Дабина, стержнем формальной организации выступает особый код поведения чиновников, включа- ющий нормы,  правила и процедуры.  Каждый из них

358 знает или должен знать,  в чем состоит круг его обязан-


ностей, каковы его права и ответственность, что и как он должен делать на своем рабочем месте. Кроме того, чиновник, занимающий определенное место в иерар- хии, стремится знать, как следует вести себя с выше- и нижестоящими; на какой ступеньке управленческой лестницы находится он сам, и какова ее социальная значимость.

Иначе говоря, он должен получить ответ на вопрос о своем организационном статусе, демонстрирующем его персональное превосходство в сравнении с други- ми чиновниками. Статус ранжирует чиновников и от- ношения между ними на паритетные и приоритетные. В зависимости от того, высоким или низким статусом обладает данный чиновник, будут различаться церемо- ниальные формы его организационного поведения: с кем здороваться, в первую очередь, в какой форме обращаться с просьбой к начальству и т. п.

Если речь идет о служебном церемониале, т. е. пра- вилах обращения и общения, то они определяются осо- бым документом,  который  называется   инструкцией. В организации она сведена к минимуму общих положе- ний или практических рекомендаций, охватывающих далеко не всю сферу поведения. Кроме инструкций — совокупности формальных правил — существуют еще и правила неформальные. Их называют негласными нормами поведения, обычаем или конвенциональными нормами. Так, например, считается неприличным фик- сировать на бумаге, скрепляя ее подписями и печатями, церемонию общения с начальником.




























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: