Стают давать тот эффект, ради которого они стали использоваться

Если деньги считать пряником, а силу— кнутом, то постоянное применение одного из них ситуацию не улучшает, а ухудшает. Ребенок, привыкший постоянно получать конфетку, с какого-то момента перестает что- либо выполнять, пока не получит новую порцию возна- граждения. Он зацикливается На конфетах. А тот, кого постоянно наказывают, впадает в хронический страх.

В свое время Н. Макиавелли предупреждал, что позитивное вознаграждение должно быть редким, что- бы его научились ценить. Негативное  наказание  так- же должно быть редким, но к тому же и  очень  силь- ным, чтобы у подданных не возникло даже желания отомстить  обидчику.

Согласно современным воззрениям, негативное наказание эффективно там, где вы стремитесь при- учить людей чего-то не делать, а позитивное — там, где дела обстоят наоборот.

Разумное правление заключается в поиске оптималь- ного соотношения негативных и позитивных методов. Современная демократия очень строго, даже жестоко, наказывает нарушителей закона, а законопослушным гражданам предоставляет максимальную самостоятель- ность в их маленьком жизненном пространстве.

Третий способ добиться послушания  можно  на- звать ритуальным. В японских фирмах перед началом рабочего дня служащие исполняют гимн своей компа- нии и торжественно поднимают знамя. Благодаря уча- стию и священников, и паствы в  многочисленных  и сложно построенных ритуалах католическая и право- славная церкви добиваются не только послушания, но

и солидарности, и преданности общему делу. Египетс- кие фараоны и европейские монархи, тонко чувствуя психологию человека, уделяли торжественным цере- мониям и ритуалам чуть ли не все свое время. Поддан- ные, солидарные с монархом, чувствовали приобщен- ность не к конкретной личности правителя, а к чему-то более высокому и важному, Что стоит над всеми ними. Король правил не от своего имени, а от имени высше- го существа. Его подданные служили Богу, выполняя конкретные поручения правителя. Вожди участвовали вместе со своим племенем в многочисленных обрядах и посвящениях, каждый раз  доказывая  соплеменникам, что и они находятся на службе у того, кто стоит выше земных  правителей.


 


I. Теоретический  раздел

Гораздо чаще встречаются ситуации, когда в госу- дарстве есть одно, но нет другого. Есть масса ритуалов и традиций, но нет харизматического лидера. Сегодня мы с ностальгией вспоминаем военные парады на Красной площади, демонстрировавшие величие и не- сокрушимость социализма. Но нам неприятно вспоми- нать послевоенное поколение советских вождей, так как их личные качества и управленческие способности намного уступали величию военных ритуалов. Долгое время советские люди верили в коммунистическое будущее и с энтузиазмом трудились на общество, час- то жертвуя самыми элементарными удобствами. На- род ощущал не только вдохновенный подъем, но и высокий дух солидарности, единства, окрыленности высокой целью, к которой стремился. Постепенно обе- щанные сроки наступления коммунизма проходили, и иссякал творческий порыв. Наши лидеры допустили серьезную ошибку, назначив точную дату наступления светлого будущего. Но у них уже не оставалось выхо- да, так как из-за бездарности и несоблюдения этичес- ких принципов они потеряли харизматический ореол, предстали обыкновенными карьеристами и чинушами.


 


Глава 10


 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: