Теоретический раздел

растеризуется тем, что руководитель делится со свои- ми подчиненными имеющейся у него информацией и и использует их идеи и предложения для принятия решений. Стиль, ориентированный на достижение, характеризуется постановкой перед подчиненными достаточно напряженное цели, ожиданием того, что они будут работать в полную меру своих возможностей. Им также напоминают о необходимости постоянно повы- шать уровень индивидуальной выработки.Хотя руко- водитель и стремится добиться высокой производитель- ности, он или она стараются одновременно вселить в подчиненных уверенность, что они способны работать высокоэффективно.

Стиль руководства, соответствующий ситуации и предпочитаемый подчиненными, зависит от двух ситу- ационных факторов: личных качеств подчиненных, а также требований и воздействий со стороны внешней среды. Когда у подчиненных наблюдается большая по- требность в самоуважении и принадлежности, самым подходящим будет стиль поддержки. Однако, если у под- чиненных существует сильная потребность в автономии и самовыражении, они, вероятнее всего, предпочтут ин- струментальный  (ориентированный  на  задачу)  стиль. Другой личностной характеристикой, влияющей на выбор соответствующего стиля руководства, является убежденность подчиненных, в том, что они способны воздействовать на внешнюю среду. Ученые-бихевио- ристы называют эту характеристику «пунктом контро- ля». В своей основе пункт контроля относится к степе- ни уверенности руководителя в том, что его или ее действия влияют на то, что с ними происходит. Инди- виды, которые верят в то, что они в самом деле влияют на окружение, предпочитают стиль руководства, под- разумевающий участие подчиненных в принятии ре- шений. Те, кто считает, что они слабо воздействуют на происходящие вокруг них события, что этими событи- ями распоряжается судьба или фортуна, предпочита-

ют авторитарный или инструментальный стиль.

Анализируя модель достижения цели в позитивном плане, следует признать, что она представляет собой усовершенствование теорий характерных особенностей (черт) лидера и личностно-поведенческих концепций. Кроме того, этот подход учитывает в ходе анализа пове- дения руководителя и его результатов в виде удовлетво- ренности работой и эффективности труда как ситуаци-

560  онные факторы, так и индивидуальные различия.


 


Глава 11. Власть, авторитет н лидерство

ПОЛЬ Херси И Кен Бланшар разработали ситуаци- онную теорию лидерства, названную ими «теорией жизненного цикла». Согласно этой теории, самые эф- фективность стиля лидерства зависит от «зрелости» ис- полнителей. При этом под зрелостью отдельных лиц и групп подразумевается способность нести ответствен- ность за свое поведение, желание достигнуть постав- ленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. В зависимости от выполняемой задачи отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости». Важно иметь в виду два типа зрелости — производ- ственную и психологическую. Индивид с высокой производственной готовностью обладает знаниями и способностью выполнять работу без контроля и руко- водства со стороны менеджера. Индивид с высокой психологической готовностью обладает самомотиваци- ей и желанием выполнять высококачественную рабо- ту и тоже не слишком нуждается в прямом контроле над собой.

Соответственно в зависимости от относительной зрелости лица или группы руководитель может менять и свое поведение: он определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению,  способность нести ответ- ственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. В  научной  литературе  принято  выделять  четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости1  исполнителей: давать указания, «про-

давать», участвовать, делегировать (см. рис. 11.8).

Первый стиль требует, чтобы руководитель соче- тал большую степень ориентированности на задачу и малую — на человеческие отношения. Этот стиль на- зывается «давать указания». Он годится для подчинен- ных с низким уровнем зрелости, которые либо не хо- тят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им требуются соответствующие инструкции, руковод- ство и строгий контроль.

561
Второй стиль — «продавать» — подразумевает, что стиль руководителя в равной и высокой степени ори- ентирован и на задачу, и на отношения. В этой ситуа- ции подчиненные хотят быть ответственными, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости. Таким образом, руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать подчиненным конкретные инструкции относительно того, что и как


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: