Жизнедеятельность современных организаций предполагает реализацию трех основополагающих процессов:
1. получение «сырья» из внешнего окружения;
2. изготовление определенного «продукта;
3. передача этого «продукта» во внешнюю среду.
Все эти процессы являются жизненно важными для организации: если хотя бы один из них перестает осуществляться, организация уже не может существо- вать и функционировать в нормальном и стандартном для нее режиме. Ключевая роль в поддержании балан- са между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принад- лежит управлению. Таким образом, во внутриоргани- зационной жизни управление играет роль координи- рующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Управление формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, пред- ставляющую собой органичное сочетание таких состав- ляющих, как структура, внутриорганизационные про- цессы, технология, кадры, организационная культура, и контролирует функциональные процессы, протека- ющие в организации, которые условно можно «раз- бить» на пять групп: производство, маркетинг, финан- сы, работа с кадрами и эккаунтинг (или учет и анализ хозяйственной деятельности).
|
|
Миссия организации
Одной из главных задач управления является ус- тановление целей, ради достижения которых органи- зация формируется, функционирует и развивается как
Глава Организационный менеджмент
целостная система. Поэтому целеполагание становит- ся исходным моментом деятельности менеджеров, приобретающим все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. Когда речь за- ходит о целевом начале в деятельности.организации, обычно говорят о двух его составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, равно как и выра- ботка стратегии поведения, обеспечивающейвыполне- ние миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет неотъемлемую часть общего управленчес- кого процесса. Итак, целевая функция начинается с установления общей цели организации, выражающей саму причину ее существования.,Последняя нередко обозначается в литературе как «политика», «философия» или «миссия» организации и детализирует ее статус, декларирует основные принципы работы, определяет самые важные организационные характеристики. В ус- ловиях административно-хозяйственной системы орга- низации, как правило, не имеют возможностей опреде- лять собственную миссию самостоятельно, ибо при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливаются и жестко «дик- туются сверху», раскрываясь через систему плановых заданий и показателей использования выделенных цен- тром ресурсов. Законы рыночной экономики, напротив, требуют обнародования миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и по- лезности для окружения в целом.
|
|
Мы говорили о том, что в настоящее время поня- тие «миссия» используется в теории управления орга- низациями в двух значениях: широком, и как таковое оно выражает философию, смысл существования орга- низации, и в узком, как система общеорганизационных целей, понимание и реализация которых раскрывают смысл существования организации, ее принципиаль- ное отличие от других.
Основные функции, выполняемые миссией, мож- но сформулировать следующим образом:
1) миссия дает субъектам внешней среды общее пред- ставление о том, что представляет собой организа- ция, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее фи- лософия и т. п.;
2) миссия способствует формированию единства внутри организации и созданию корпоративного