спецификой деятельности в инновационной сфере405, по- требностью в новых идеях. Инновационная деятельность определяет будущее развитие организации, предпола- гает изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении, что,естественно, может вызы- вать определенную консервативную оппозицию внут- ри организации.
Для организации процесса управления инновацион- ной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т.д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организаци- онную и производственную структуры и решить ряд других вопросов, главным из которых является построе- ние структуры системы инновационного менеджмента. Выделяясь в самостоятельный объект управления, система управления инновационным процессом пред-
полагает406:
• создание на высшем уровне специализированных подразделений — советов, комитетов или рабо- чих групп по разработке технической политики (преимущественно в крупных организациях, вы- пускающих наукоемкую продукцию). Задачей та- ких подразделений является определение ключе- вых направлений инновационного процесса и внесение в Совет директоров конкретных пред- ложений для принятия решений. Обычно в такие подразделения входят управляющие производ- ственными отделениями, представители цент- ральных служб, НИОКР и сбытовых служб;
|
|
• создание для координации инновационной деятель- ности центральных служб, отделений новых про- дуктов. Согласование интересов центральных служб НИОКР и производственных отделений осу- ществляется путем совместного обсуждения идей, планирования и оценки научно-технических про- ектов: особенно широко проведение совместных обсуждений новых проектов распространено в японских компаниях, где подобные обсуждения нацелены на облегчение процесса передачи иссле- дований и разработок в производственные отделе- ния с тем, чтобы повысить их эффективность на стадиях внедрения и освоения;
• выделение целевых проектных групп или центров по разработке новой продукции — самостоятель-
ных подразделении, осуществляющих координа- цию инновационной деятельности в рамках орга- низации в целом, согласование целей и направле- ний технического развития, разработку планов и программ инновационной деятельности, наблюде- ние за ходом разработки новой продукции и ее внедрением, рассмотрение проектов создания но- вых продуктов. «Проектно-целевые группы по про- ведению научных исследований, разработке и про- изводству новой продукции — это самостоятельные хозяйственные подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного про- цесса от идеи до серийного производства конкрет- ного вида изделия или проекта. Они создаются на среднем уровне управления и подчиняются непос- редственно высшему руководству... Целевые груп- пы... способствуют эффективной организации творческого поиска, разработке перспективной продукции и доведению ее до рынка. Целевые... группы создаются на... сроки: от 2 — 3 до 10 и бо- лее лет. [...] Проектно-целевые группы не обязаны согласовывать свои действия с другими подразде- лениями фирмы, они имеют собственные системы мотивации для разработки и освоения новшеств и подчиняются только высшему управлению фир- мой... Обычно первоначально создаются небольшие группы в составе 10--15 человек..., а затем они могут преобразовываться в самостоятельные на- учно-производственные подразделения или комп- лексы по развитию новых сфер бизнеса в составе до 400 человек... Например, у фирмы IBM насчиты- вается 11 подразделений, которые сами выбирают стратегию производства и маркетинга... Наряду с ними... создаются временные технические и про- ектные группы по разработке новой продукции. Центры развития — это также новая форма орга- низации инновационного процесса, предполагаю- щая создание хозяйственно самостоятельных под- разделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. [...] ... зарплата сотрудников и вознаграждение управляющих зависит непос- редственно от коммерческих результатов деятель- ности центра; в то же время коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой продукции, не влекут за собой администра-
|
|
926 тивных санкций и штрафов»407;