лагается решить некую игровую задачу, отражающую реальные проблемы предприятия. В ситуации деловой игры создаются исключительно благоприятные возмож- ности для творческого и эмоционального включения участников в отношения, максимально приближенные к действительным производственным отношениям. В иг- ре происходит быстрое пополнение знаний, практичес- кое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с парт- нерами. В отличие от конкретной ситуации, воспроиз- водящей момент производственной обстановки, в дело- вой игре обстановка выражается в динамике, а процесс производства — в развитии.
Возможны два варианта использования реального производства в качестве учебного поля. Первый все работающие остаются на своих местах. В условиях текущего производства ставится учебно-тренировочная задача, и участники игры предпринимают действия по ее решению. При втором варианте текущая производ- ственная обстановка сохраняется, однако, участники меняются: их задача заключается в том, чтобы обеспе- чить нормальное функционирование текущего произ- водства. По мнению большинства специалистов, наи- более полно обеспечивают подготовку и обучение персонала деловые игры, проводящиеся с отрывом от производства.
Деловые игры сочетают в себе качества игры и учебно-диагностического процесса. Определяемая в общем виде игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом ко- торой является не результат, а сам процесс. В игре осваивается опыт практический (овладение способа- ми решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных си- туациях). Кроме того, в игре актуализируется и нахо- дит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.
Как метод построения учебного процесса, наце- ленного на освоение социальной реальности, игра включает следующие компоненты: 1) игровые роли и их принятие; 2) построенные по определенным прави- лам игровые действия и 3) моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального на- пряжения (технология игры). Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представля- ет собой комплекс социальных требований, ожиданий, 1
1008
предъявляемых данному человеку, его поведению об- ществом и окружающими. Исполнение роли предпо- лагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане. Принятие ее осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях и реализуется посредством усвоения внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли.
Игровые действия определяются целевым аспек- том игры и могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссерами или фасилитаторами (от англ. facilitator — дословно, носитель функций, облегчающих выполнение проекта)) игры, нормативными докумен- тами. В ряде случаев игровые действия могут формиро- ваться самими игроками в соответствии с их собствен- ным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые цели предписываются игрокам усло- виями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива429 .
Моделирование в игре — это создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального эк- спериментирования искусственно сконструированны- ми поведенческими образцами. Модель игры реализу- ется, приводится в действие с помощью особых правил, которые отражают соотношение всех компонентов игры и могут быть перенесены в нее из социального контекста развертывающегося игрового процесса или же придуманы.
Впервые как средство обучения руководства прак- тическим действиям игры начали применяться воен- ными. В США этот процесс активно развернулся в период Второй мировой войны и усилился в послево- енное время, разросшись в современных условиях до гигантских, дорогостоящих учений блока НАТО. Кон- центрация и централизация производства и капитала, возросшая роль различного рода штабов создали но- вые условия для развития имитационных игр. Пример- но в конце 40-х годов XX в. этот метод широко прони- кает в сферу западного бизнеса, а с 1963 г. игры производятся и продаются как техническое изобрете- ние, товар.
В современных условиях деловые игры использу- ются во многих странах: в процессе обучения менедже- ров и других руководителей в вузах и средних специ- альных учебных заведениях; в процессе производства и реализации продукции на предприятиях и в сфере ус-
луг для выработки наиболее обоснованных решений; в процессе проектирования новых и реконструкции ста- рых предприятий430; в научно-исследовательских ин- ститутах в ходе научно-исследовательских и опытно-кон- структорских разработок; в министерствах, ведомствах, ассоциациях и. объединениях сферы производства, тор- говли, финансов, услуг и т.п.
Остановимся особо на использовании деловых игр в сфере управления персоналом — для квалификаци- онной оценки и профессиональной подготовки потен- циальных и реальных сотрудников, а также нахожде- ния оптимальных управленческих решений. Подобное приложение метода позволяет успешно: 1) определять индивидуальные и коллективные способности испыту- емых, степень их подготовленности к профессиональ- ным требованиям; 2) повышать интерес участников к учебному процессу, их вовлеченность в решение орга- низационных задач; 3) наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить возможные стратегии собственных действий; 4) изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме; 5) приобрести навыки реше- ния проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации; 6) научиться работать с современ- ной компьютерной техникой при решении разнообраз- ных управленческих задач в диалоговом режиме.
Отличительные особенности дедовых игр
Характерной чертой деловых игр является симуля- ция поведения определенной экономической системы и ее среды при помощи модели игры, функционирую- щей во взаимодействии с субъектом принятия реше- ния — человеком. Подобная комбинация допускает пря- мое соединение творческих способностей человека с современными методами управления и вычислительной техникой. Тем самым открывается возможность экспе- риментирования с моделью комплексной экономичес- кой системы и изучения ее поведения в различных ус- ловиях и ситуациях. Возникновение и развитие деловых игр — Логический результат необходимости успешно- го управления большим хозяйственным целым. Игры могут быть средством, как подготовки руководящих работников, так и совершенствования управления кон-
кретными экономическими единицами. От остальных методов (математических и других) они отличаются прежде всего прямым участием людей в симулируе- мом процессе. Коллективы участников игры выполня- ют здесь те же роли, что и при управлении конкретны- ми системами, причем они могут решать предлагаемые ситуации как традиционно (прежде всего интуитивно), так и при помощи точных методов. Прямое участие человеческого фактора в симулируемом управленчес- ком процессе дает возможность изменять условия и ограничения, корректировать механизм модели, кон- статировать и учитывать влияние факторов, предвари- тельно не включенных в модель.
Как и тесты, деловые игры выполняют функци ю выявления и оценки (в том числе измерения) с помо- щью определенных испытаний индивидуальных ка- честв личности, ее знаний, умений, характерных черт и образцов поведения. В то же время деловые игры, используемые в управлении персоналом, имеют по сравнению с тестами ряд отличий:
1) игра — это поведенческая коммуникация (если те- сты предполагают ответы на вопросы или абстрак- тное, умственное решение задачи, то игра основы- вается на определенном поведении, действиях);
2) игра представляет собой обычное взаимодействие двух или более субъектов, т.е. коллективное, груп- повое взаимодействие;
3) игра отличается сложностью и взаимозависимос- тью решаемых задач. Если тесты (за исключением проективных) обычно состоят из довольно простых заданий, носящих фрагментарный характер, то игра представляет собой комплекс взаимосвязан- ных действий, в котором предыдущие решения во многом детерминируют последующие;
1010
4)) игра предполагает имитаци ю реально й ситуации, для которой свойственн а динамичность, изменчи- вость. Именно это позволяет выявить ряд поведен- ческих черт работника, которые почти невозмож - но установить с помощью обычных тестов;
Л) игра многофункциональна: наряду с функцие й диагностики качеств и поведенческих черт работ- ника, она може т выполнят ь функци и обучения, тренинга и воспитания участников, а также реше- ния исследовательских задач;
6) единственной или главной целью теста является диагностика определенных качеств личности, в играх же психодиагностика, если и присутствует, то имеет, как правило, подчиненный характер;
7) оценка эффективности игры зависит прежде все- го от процесса ее протекания, в то время как тест оценивается по результатам его выполнения.
Принципыпостроениядедовыхигр
При разработке и проведении деловых игр следу- ет учитывать ряд принципов, обеспечивающих эффек- тивность их применения:
• репрезентативность и достаточность элементов иг- ровой ситуации (составные части (компоненты) игры должны достаточно полно представлять ими- тируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение);
• модульный характер игры (в структуре деловой игры выделяют несколько сравнительно простых модулей — организационных (содержащих инфор- мацию, необходимую для игрока и руководителя игры), функциональных (имитирующих отдельные, относительно автономные функции или области деятельности), этапных (характеризующих комп- лекс задач и действий определенных, относитель- но завершенных этапов игры). Модульная струк- тура деловой игры позволяет отрабатывать ее элементы или фрагменты в зависимости от целей обучения, интересов участника и темпов усвоения материала каждым обучаемым);
• системность использования деловой игры.
Кроме того, проведение деловой игры должно ба- зироваться на принципах эффективности (реализации цели) и экономии, т.е. достижения максимальных ре- зультатов при минимальных временных, финансовых и других расходах.
Организация деловой игры как специфического активного метода обучения включает ряд этапов, важ- нейшими из которых являются:
• подготовка игры (мероприятия, создающие общие условияееэффективности—обеспечениеCOOT-
1012
ветствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников; использование адекватных методов фиксации про- цесса игры; определение способов анализа игро- вого процесса; обеспечение содержательной насы- щенности и целевой направленности мероприятий; структурирование игры во времени; определение форм оценочных коммуникаций с игроками и т.п.);
формирование игровой группы (оценка индивиду- альных качеств участников, степени их подготов- ленности к игре, их игровой мотивации. Цель должна соответствовать потребностям ее участни- ков. Последние должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Для большинства игр желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не менее важно, чтобы между участниками установились отношения доверия и открытости);
руководство игрой, контроль за ее процессом (ру- ководитель выполняет в организации игры сле- дующие функции: оценивает целесообразность проведения игры и формирует состав ее участ- ников; знакомит участников с условиями и пра- вилами игры, консультирует их; готовит или адап- тирует применительно к конкретным условиям базу данных для начального периода игры, а также устанавливает ее регламент; осуществля- ет текущий контроль за соблюдением правил игры; следит за соблюдением в процессе этических норм, защищает меньшинство от груп- пового давления; помогает выявлять и анализи- ровать неэффективные способы действий и ов- ладевать эффективными моделями поведения; следит за ориентацией игрового процесса на достижение поставленных целей, предотвращая возможные отклонения; оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников, де- лает общие выводы и дает частные рекоменда- ции конкретным участникам игры);
подведение итогов и оценка результатов (грамот- ное подведение итогов помогает участникам адек- ватно оценить свои сильные и слабые стороны, ут- вердиться в собственном мнении, сделать выводы, касающиеся дальнейшего закрепления изученных
Глава 8. Дедовые игры в сфере управления
образцов поведения и их внедрения в повседнев- ную деятельность).