Глава 8. Применение тестов в управлении

больше, чем индустриальных психологов, работающих в фирмах или кадровом консалтинге). На эту практику и ориентировались разработчики многих тестов, при- знанных ныне «классическими».

В ситуации консультирования популярные словес- ные тесты-опросники, тестирующие особенности ха- рактера с помощью разнообразных вопросов, оказы- ваются вполне полезными. Другое дело — ситуация отбора кандидатов на должность или аттестации дей- ствующих работников, т.е., по существу, ситуация эк- спертизы. В этом случае достоверная информация нужна не самому испытуемому, а работодателю. Ис- пытуемый вольно или невольно стремится отвечать на тест  так,  чтобы  понравиться  работодателю  и  пройти

«сито отбора», занять вакантное место. Таким образом, в ситуации отбора личностные опросники зачастую не срабатывают, и на смену им приходят принципиально новые компьютерные технологии.

Мы уже отмечали выше, что пока компьютер ис- пользуется в психодиагностике не слишком эффектив- но, чаще всего он применяется как инструмент автома- тизации сбора и обработки данных по традиционным тест-опросникам. При наличии современных высоко- развитых систем программирования «пересадить» ка- кой-нибудь опросник на микрокомпьютер — дело на- столько пустяковое, что для него не требуется быть программистом, достаточно являться просто смышле- ным оператором. Однако чаще всего в подобных компь- ютеризованных тест-изделиях присутствует огромное количество грубейших методических ошибок. Российс- кий рынок компьютерных тестов буквально завален обилием несертифицированной псевдопродукции, вы- пущенной полупсихологами-полупрограммистами без какой-либо психометрической адаптации. Но главное здесь то, что от пересадки на компьютер тест-опросник не становится более достоверным.

Постепенно у нас появляются и относительно се- рьезные и даже оригинальные отечественные компь- ютерные тестовые системы. Но они также основаны, как правило, на опросном методе. Так, например, круп- ное кадровое агентство «Триза» использует достаточ- но известную компьютерную систему российского производства, названную«Служба персонала». Не- смотря на широкую рекламу, руководство этой тесто- вой методики не снабжено необходимыми сведениями о психометрических параметрах построенных тесто-


вых шкал (надежность, валидность, устойчивость тес- товых норм и  т.п.).

Разработчики компьютерных тест-систем, как пра- вило, акцентируют внимание пользователей на их раз- нообразных вторичных достоинствах: скорости сбора и обработки информации, возможности создания базы данных, обилии развернутых текстовых заключений, дружественности интерфейса. Вопрос же о достовер- ности чаще всего остается за кадром. Вместе с тем некоторые свойства компьютерных тестов, значитель- но повышают достоверность получаемой с их помощью информации. К ним относятся:

адаптивность: в традиционных опросниках не ис- пользуется главное достоинство компьютеров — возможность изменения тестовых воздействий на основе быстрого анализа ответов. В психометри- ческой науке этот метод тестирования называется

«адаптивным» (в том смысле, что программа адап- тируется, приспосабливается к данному конкрет- ному испытуемому). Обычно в западной тестоло- гии адаптивное тестирование применяется для оперативного подбора заданий оптимальной труд- ности (если испытуемый справляется, ему предъяв- ляется более трудная задача, если не справляет- ся — более легкая). Подобная модификация создает совершенно новый тест: прежние нормативы, со- бранные для бланковой (бумажной) формы теста не подходят, и задание приходится нормировать (калибровать шкалы) именно в такой компьютер- ной форме, на основе данных, собранных в режи- ме диалога с компьютером:

косвенность: здесь речь идет о новых, весьма за- манчивых  перспективах,  выходящих  за  пределы традиционных словесных тестов — о различных не- вербальных (несловесных) и игровых методиках. На- пример, человек оценивает фотопортреты, предъяв- ляемые на компьютерном мониторе, в частности, приписывает изображенным людям определенные качества. Специалисты обнаружили, что в зависи- мости от характеристик, которыми они обладают, испытуемые приписывают фотопортретам разные качества. На этом был построен весьма тонкий кос- венный  тест,  позволяющий  проверить достовер- ность данных, получаемых с помощью опросников. Этот тест был назван «стандартизованным проек-


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: