1. Науки о природе, науки об обществе: сходства и различия
По мере становления и развития естественных и социально-гуманитарных наук шел процесс осознанного и неосознанного их осмысления, сравнения, отыскания сходств и различий. Как мы уже отмечали в первой теме с момента дисциплинарного становления социально-гуманитарных наук и на ранних стадиях их развития имело место полное отождествление социальных наук с естественными.
Первым, кто четко высказался на тему различий этих двух разновидностей научного знания, был В. Дильтей (1833-1911). Он считал, что в социально-гуманитарных науках и сама процедура и результаты познания зависят от познающего субъекта, от его внутреннего мира: в процессе познания субъект переносит свою пережитую жизнь на наблюдаемые социальные явления (проявления других жизней).
Все это происходит как акт понимания в форме вживания, сопереживания, вчувствования, интуитивного проникновения в социальные явления. Данный метод был назван Дильтеем герменевтикой. По мнению экспертов (18), «Дильтей заимствовал термин "герменевтика" из практики богословов, стремившихся истолковать священные тексты, но внес в него иной смысл: следует установить понимание между создателем некоторого текста и его интерпретатором, для чего необходимо осознать «дух эпохи».
|
|
Дильтей высказал требование о праве наук о духе самостоятельно определять методы познания, которые бы* соответствовали
предмету их изучения.
Дильтей также обратил внимание на необходимость понимания собственного внутреннего мира интерпретатора и это, по его мнению, происходит в результате интроспекции (самонаблюдения).
Однако все это позволяет лишь описывать социальные явления, в то время как в науках о природе (в естественных науках) имеет место объяснение: отыскание причин природных явлений. Поэтому задачей наук о духе он считал переживание проявлений общественно-исторической действительности, их осмысление и понимание.
Неокантианцы В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) усилили данную позицию, указав, что общественные явления не могут быть объяснены при помощи объективных, общих законов, поскольку в социальном мире правит случайность, здесь все явления но-
сят индивидуальный, неповторимый характер. Они же связали индивидуальность и неповторимость социальных явлений с ценностями.
По мнению Виндельбандта, исторический процесс является ничем иным, как распадом и созданием новых ценностных мотивов, вытекающих из сложностей проблем политической, социальной и экономической жизни.
В результате неокантианцы разделили науки на номотетические (естественнонаучные), изучающие общее, повторяемое, закономерное в явлениях природы и идиографические (науки о культуре или социально-гуманитарные науки), имеющие дело с единичными, неповторяемыми социальными явлениями.
|
|
Другой традицией истолкования двух видов наук и методов, применяемых в них, является их неадекватное сближение, попытка перенесения методов естественных наук на познание и интерпретацию социальных процессов (так называемый натурализм: подробно в теме № 10). Данная традиция, как мы показали в теме 1, идет еще со времен эпохи Просвещения, но наиболее рельефно она проявилась у позитивистов, в частности у О. Конта (1798-1875), который науки об обществе предлагал строить на основе полной аналогии с естественными науками.
Концептуальное оформление данное направление получает в рамках социологизма, совпадающего с окончательным становлением социологии, произошедшим в конце XIX в. В частности Э. Дюркгейм формулирует следующие познавательные принципы социальных наук: рационализм, эмпирическая обоснованность теоретических принципов, доказательство полученных результатов объективированными методами и др.
В данной традиции, в отличие, от неокантианских взглядов, субъект четко отделялся от объекта, социальные факты рассматривались как вещи, индивидуальное поведение определялось не внутренними качествами (психология была выведена социо-логистами из разряда социальных наук), а внешними обстоятельствами устройства социальной среды.
В духе рационалистического объяснения социальных процессов выдержана и марксистская методология познания общества.
Значительно более продуктивной, гибкой и уравновешенной является методологическая позиция (назовем ее универсальной), сочетающая в себе две вышеназванные крайности. В частности на связь процесса познания социальных явлений с ценностными установками субъекта познания указывал и М. Вебер (1864-1948), что, по его мнению, проявляется в частности в том, что суждения людей об одном и
том же предмете могут различаться. Но он допускал в науках о культуре возможность познания закономерных связей, общих понятий, общего.
Существенным продвижением универсальной методологии изучения социальных процессов являются высказывания известного русского культуролога ММ. Бахтина (1895-19??). Он обратил внимание на то, что поскольку субъект и объект познания в гуманитарных науках одного порядка, сама процедура познания в этой сфере в определенном смысле диалогична (в отличие от монологичности процесса познания в науках о природе, поскольку природа в процессе познания «молчит»).
Но в этом познавательном диалоге необходимо с одной стороны приблизить познающего (преодолеть «чуждость чужого»), то есть понять его намерения, внутренний мир, действия и т.д., и в то же время избежать искажений, привнесений ненужного своего в изучаемый объект (недопущение превращения «чужого в чисто свое»).
Отказываясь от резкого противопоставления естественных и гуманитарных наук, Бахтин как раз очень тонко и точно указывает на их специфику: если в естественных науках "пределом точности....является идентификация (а=а)» (5.С. 371), то в гуманитарных науках точностью является «преодоление чуждости чужого без превращения его в чисто свое (подмены всякого рода, модернизация, неузнавание чужого и т.п." (там же).
Сходную с Вебером и Бахтиным позицию в познании и истолковании социальных процессов занимает Т. Парсонс. Он исходит из установки «ориентации деятеля (читай субъекта познания - Ю.Т.) на ситуацию», проявляющуюся в учете интеллектуальных, волевых, ценностных параметров познающей личности. При этом ситуация (объект познания) задана как объективно существующий процесс.
|
|
Если обобщить результаты рефлексии над вопросом специфики социального познания, то в общих чертах методология познания социальных явлений включает в себя следующие положения:
1) при познании социальных явлений невозможно представить себе ситуацию, когда субъект-исследователь находится вне изучаемой социальной реальности, а следовательно, здесь невозможны классические субъект-объектные отношения, характерные для познания природных процессов. Поэтому спецификой социального познания являются субъект-субъектные отношения, носящие характер диалога;
2) диалоговая специфика социального познания наиболее полно выражается в понятии и процедуре понимания (подробно о понимании в теме № 8), представляющей собой погружение познающего * мип познаваемого - другого субъекта (человека, группы, организа-
ции и т.д.). Данная процедура есть одновременно и понимание познающим самого себя. В опосредованной форме диалог возможен в виде диалога текстов, культур;
3) процедуры исследования социальной действительности и создания социальных теорий воздействуют на ход социальных процессов и явлений;
4) социальное познание связано с оценкой социальных процессов и явлений через призму таких категорий, как: прогресс, регресс, добро и зло, справедливо, несправедливо, совершенно, несовершенно и т.д.
5) социальное познание зависит от таких качеств познающего, как: мировоззрение, нравственные убеждения, цели, интересы, мотивы, установки и др.;
6) социальное познание, так же как и естественно-научное познание, имеет историческую обусловленность, но в отличие от последнего социальное познание в силу своей субъект-субъектной природы наиболее чутко (в научной терминологии многофакторно) реагирует на любые изменения в сфере нравственности, политике, религии, праве, экономике, искусстве и т.д., т.е. на все, что входит в понятие социальная среда;
7) социальное познание сориентировано в основном на качественную оценку социальных явлений, количественные параметры играют здесь второстепенную, вспомогательную роль, хотя значение и число количественных методов в социально-гуманитарных исследованиях все время растет;
|
|
8) социальное познание по сравнению с познанием в области естественных наук носит преимущественно описательный характер. В результате возникающие при этом теории по сравнению с теориями естественных наук более феноменологичны;
9) социально-гуманитарное дознание имеет дело не с реальными вещами и их свойствами, а с отношениями людей и их деятельностью;
10) в то же время человеческое общество как упорядоченный конгломерат отношений и деятельности людей имеет объективную основу. Оно возникает и развивается так же объективно, как и природа;
11) поэтому обнаружение законов данной деятельности и отношений есть в то же время открытие законов общества;
12) в свою очередь специфика открываемых законов общества определяется отсутствием общепризнанных парадигм, зависимостью их от взглядов познающего субъекта, многообразием эмпирической базы теоретических обобщений и, как следствие, многообразием самих теоретических конструкций;
25
13) в результате еще одной спецификой познания социальных явлений является наличие многообразных подходов к изучению социальной реальности.