В социльно-гуманитарных науках существуют свои специфические методы познания, но применяются и общенаучные методы, имеющие здесь свою модификацию. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Как известно, одними из важных общенаучных методов являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение - целенаправленно.^. Преднамеренное _и Дланрмернр_е.восприятие_ явлений.
Наблюдать можно как один объект, так и несколько (с целью сопоставления). Наблюдать можно как сам изучаемый объект (непосредственное наблюдение), так и его модели (опосредованное наблюдение). Наконец наблюдение может быть как объективно реальным процессом, так и совершаемым только в воображении исследователя. 160
В социально-гуманитарных науках наблюдение отличается особой сложностью, в том смысле, что и результат, и процедура наблюдения во многом зависятот.личности..наблюдателя и его отношения к изучаемому явлению. Кроме того, само наблюдение меняет изучаемую ситуацию. Социологам хорошо известен пример хоутор-новского эксперимента, когда знание о том, что они (группа молодых женщин) являются объектом изучения, повлияло на интенсификацию их деловых и неформальных отношений.
|
|
Здесь помимо простого применяется включенное наблюдение, когда имеет место непосредственный контакт исследователя с объектом наблюдения (индивид, группа).
При этом событие анализируется как бы "изнутри", а от исследователя требуется нейтральное..отношение к происходящему, умение выделять существенные признаки, объективно и глубоко
их интерпретировать.
Различают скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, и открытое, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В последнее десятилетие метод включенного наблюдения актуализировался ввиду необходимости осмысления социального и культурного мира, понимания представлений, целей, мотивов, действующих в нем.
Однако поскольку с помощью наблюдения мы обычно познаем не процесс в целом, а лишь определенные его срезы то в науке обобщения только на базе данных наблюдения не.строятся. Тем более они не строятся на базе случайных наблюдений, которые также могут иметь место в науке. Данных такого вида наблюдений явно недостаточно для полноценного научного исследования, они могут быть лишь начальным (предпосылочным) импульсом к постановке проблемы, выдвижению гипотезы и т.д.
В практике научных исследований выдвигаются определенные принципы с целью увеличения степени достоверности и глубины данных научного наблюдения. Вот некоторые из них: а) исследовать возможно более разнообразные предметы, условия, в которых они находятся; б) исследовать наиболее типичные признаки изучаемых объектов и т.д.; в) четко формулировать цели наблюдения; г) разрабатывать план наблюдения; д) осуществлять контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдения.
|
|
Эксперимент — это способ получения информации о количественном и качественном изменении состояния объекта в ре-
161
зультате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов {переменных).
Эксперимент предполагает наличие цели и программы исследования, выдвижение гипотез, выделение единиц наблюдения, практической деятельности по целенаправленному изменению изучаемого объекта.
В социальных науках выделяются следующие виды экспериментов: по объекту эксперимента - экономический, правовой, психологический, лингвистический и т.д.; по масштабу - масштаб страны, региональный, бригадный и др.; по длительности - длительный, циклический, кратковременный; другие научные и практические, параллельные и последовательные, полевые, лабораторные, естественные, мысленные.
Мысленный эксперимент дает возможность отвлечься от целого ряда ограничений реальных процессов, идеализировать их и тем самым рассматривать в предельных условиях и состояниях. Различают два типа мысленных экспериментов: а) мысленные эксперименты, могущие впоследствии быть осуществленными в практике; б) не могущие быть реализованными в действительности.
Что касается особенностей применения эксперимента в СГН, то, по мнению экспертов, диапог «во многом заменяет эксперимент в гуманитарных науках» (30. С. 64). Именно в процессе диалога возможно моделирование и управление переменными, которыми в случае СГН являются идеи, ценности, установки, интересы, потребности и др.
По сравнению с наблюдением эксперимент является более глубоким методом познания, позволяющим максимально сократить время и усилия по изучению объекта, создать возможность для повторения с целью более точного изучения объекта.
Недостатком эксперимента является то, что экспериментальный фактор может нарушать естественные связи внутри изучаемого объекта, искусственный характер экспериментальной ситуации снижает возможность обобщенных выводов и др.
Измерение — это способ получения, прежде всего (но не только),.количественной информации об объекте, когда одна (измеряемая) величина соотносится (сравнивается) с другой, принятой за эталон. Измерение в социальных науках осуществляется преимущественно с помощью тестов и анкетирования.
Важнейшей характеристикой процесса измерения является точность. Она всегда ограничена, поскольку в процессе измерения сам процесс измерения вносит искажения в изучаемый объект плюс несовершенство измерительных инструментов, небрежность 162
исследователя и др. Однако чем точнее проведено измерение, тем надежнее полученные выводы.
В частности в социологии существуют процедуры, повышающие точность измерения, это: неитр.альнрс^ь._фррмулиррвки вопросов, не затрагивающая личных достоинств опрашиваемого; Р^^Двчеме.^нр.шмнрста.рпррс.а; наличие соответствующих индивидуальных, качеств интервьюера (определенный уровень знаний, общительность, физическая выносливость, терпение, умение говорить внятно и понятно, умение слушать и др.).
Метод исторического и логического. Любое социальное явление имеет свою историю и логику развития. Метод исторического познания воспроизводит развитие объекта с учетом всех.действующих на него факторов, подробностей, зигзагов, скачков, случайностей и т.д. Логический метод воспроизводит только общее, главное в предмете в процессе развития. Метод логического воспроизводит историю возникновения, становления и развития объекта, так сказать, в «чистом» («выправленном») виде, по существу, без рассмотрения обстоятельств, тому способствующих.
|
|
История того или иного социального явления предстает в обобщенном виде, что позволяет выявить законность его существования, его логику. Именно в этом смысле следует понимать значение таких понятий, как «логика общественного развития», «логика событий», «логика поступка» и т.д.
То есть метод логического является спрямленной, упрощенной (без потери сущности) версией.метода дстогжческрго.
Считается, что метод исторического познания находит широкое применение в исторических науках, поскольку здесь почти всегда необходимо знать конкретные особенности развития страны, народа, характер деятельности той или иной выдающейся личности или народных масс в датах, цифрах, деталях.
В свою очередь уже в философии истории (одно из направлений философской науки) в большей степени применяется логический метод для характеристики общих тенденций и алгоритмов развития истории. Данный метод применяется также в таких теоретических социальных науках, как: теории государства и права, экономической теории и др.
Несмотря на различие этих методов, их относительную самостоятельность, ни один из них не применяется в «чистом» виде: собирая и изучая исторические факты, ученый не может не опираться на те исторические закономерности (по существу на логику предмета), которые
163
обусловили эти факты. В свою очередь закономерности, выявленные без опоры на факты, рискуют превратиться в «пустые» абстракции.
Поэтому в процессе познания следует руководствоваться принципом единсхважтрр.ическргр и логического методов: надо начинать исследование объекта с тех сторон, отношений, которые исторически предшествовали другим. Затем с помощью логических понятий как бы повторить, историю развития данного познаваемого явления.
Идеализация, абстрагирование - замена отдельных свойств предмета или всего предмета символом или знаком, мысленное отвлечение от чего-то, с целью выделения чего-то другого. Поэтому с позиций гносеологии идеализация является видом абстракции. Она предполагает мысленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от неглавного и наоборот наделение особой значимостью других, важных свойств, связей и отношений.
|
|
Принципиально важным вопросом в процедуре идеализации является проблема репрезентативности знака, понятия, который выступает в качестве заместителя или определителя главного в изучаемом явлении. Вопрос соответствует ли данная идеализация реальности (в нашем случае социальной реальности) является ключевым.
Как известно, такие идеализации, на которых была построена марксистская философия, как «наемный рабочий», «обмен», «разделение труда», «деньги», «капитал» и др. явились адекватным отражением реальных социально-экономических процессов капиталистического общества, что и обусловило популярность марксистских идей.
Но идеальные объекты могут и не иметь прямых реальных прообразов в социальном мире в силу их обобщенности высокого уровня. Именно к таковым, на наш взгляд, можно отнести веберов-ские идеальные типы мотивации социального действия: целерацио-нальная, ценностно-рациональная, традиционная (аффективная).
Однако и в этом случае связь с реальностью есть, но эта связь не с конкретными единичными социальными фактами, а с совокупностью социальных явлений большого количества, что и объясняет широкий спектр объяснительных и предсказательных возможностей концепций и теорий, которые построены на таких идеализациях.
Идеализации в виде образов, символов, понятий, категорий, обеспечивая огромную емкость выражения мыслей, формируют специальный язык той социальной науки, которую они представляют. При этом следует различать основные и производные идеализированные понятия. В свою очередь основные идеализированные понятия образуют язык социально-гуманитарных наук в целом, это «об-164
щество», «социальная система», «социальное развитие», «социальная активность», «действие», «деятельность», «коммуникация» и др.
Контент-анализ ~ количественное изучение массовых документов в целях описания социальных явлений. Так, используя контент-анализ средств массовой информации или каких-либо других документов (например, архивы иконографических и фонетических документов: магнитофонные записи, грампластинки и др.)> можно понять характер изменения систем ценностей, установок, мотивов.
Например, индекс популярности того или иного политического лидера можно измерить частотой появления положительной информации о нем в журналах, газетных статьях, в телевизионных
и радиопрограммах.
Одно из больших преимуществ контент-анализа в том, что отсутствует влияние на объект исследования: никто не подвергается интервьюированию, анкетированию или эксперименту. Поэтому для осуществления этого вида социального познания требуются относительно малые затраты по сравнению с другими методами.
Материалы для контент-анализа обычно легкодоступны. В библиотеках имеются архивы как общественных (газеты, журналы), так и частных (письма, дневники) документов.
Процедура контент-анализа включает в себя множество этапов: выбор эмпирического материала для исследования, выбор временного периода, операционализация понятий (выбор единиц анализа), аналитическая работа, написание отчета. Естественно, что профессиональное выполнение каждого из вышеприведенных этапов увеличивает вероятность получения достоверной информации.
Системный подход, системный анализ. Системный подход является одним из важнейших методов изучения сложноорганизеи ванных объектов-систем, к которым, безусловно принадлежат социальные явления. Главный..объект системных исследований составляет многообразие связей социальной жизни.
Поскольку система представляет собой совокупность элементов, организованных определенным образом в целое, то сутью системного подхода является исследование механизма жизни этого целого, прежде всего общества и человека.
История в первую очередь социальных наук являет собой яркий пример становления и развития системного подхода в понимании сущности общественных процессов и явлений.
Каковы же основные.черты системного подхода применительно к социальным явлениям? Самым первым (в историческом контек-
165
сте) была попытка парамедрического описания пщлемещного состава строения исследуемого объекта, вычленение основных элементов, составляющих общество, человека.
Затем имели место поиски закономерностей взаимосвязи, взаимовлияния элементов (общества, свойств человека) друг на друга (функциональный срез). Наконец, получает развитие структурно-функциональное направление, где анализируется эффективность связей между элементами посредством выделения главных основополагающих общественных, человеческих показателей (характер собственности на средства производства, национальный валовой продукт, средняя продолжительность жизни, степень достигнутой обществом свободы и др.)
В классический период (XVII век - конец XIX века) развитие системно-социального подхода шло по пути отыскания и анализа все новых и новых элементов в структуре общества и человека. Один из фундаментальных принципов классической науки - эле-ментаризм (разложение изучаемого объекта на простые элементы при элиминации комплексных функционально-генетических связей), в сфере социального познания проявился в частности в тенденции отыскания фундаментальных, родовых качеств человека (классификация потребностей и аффектов у Декарта, Гоббса).
Качественный сдвиг в разработке социально-системных представлений был осуществлен мыслителями Просвещения, образовавшими направление под названием - «историзм»: Дж. Вико, И. Гердер, Кондорсе, Тюрго. В их работах был значительно расширен круг составляющих общество элементов: экономика, право, искусство, мораль, наука, религия. Кроме того, анализировалась взаимосвязь вышеуказанных элементов общества с теми или иными структурными составляющими человека.
В середине XIX века структурно-функциональный подход в понимании общества четко проявился в творчестве О. Конта и Г. Спенсера. О. Конт не только ввел термин «социология», основал данную науку, но и значительно продвинул структурные и функциональные взгляды на общество. В структуре общества он выделяет промышленность, науку, искусство, политику соотнося их с такими качествами человека, как интеллект (ум), нравственность, эстетические чувства.
О. Конт впервые дает модель поведения общества как системы, в целом отождествив эту систему с колебаниями маятника относительно состояния равновесия - стабильности общества. Фактически здесь было гениально предугадано фундаментальное положение синергетики (науки о самоорганизующихся системах) о том, что дви-166
жущей силой любой системы является ее стремление вернуться в состояние равновесия, при постоянном его (равновесия) нарушении.
Г. Спенсер продолжил поиски системных законов развития общества: любая система (в том числе и общество) эволюционирует от бессвязной однородности к связной разнородности, от неопределенности к определенности, от беспорядка к порядку. В обществе функциональная дифференциация его элементов (экономика, политика, искусство и т.д.) выступает обязательной основой возникновения общества как организованной системы.
На рубеже XIX - XX веков социально-системные исследования приобретают новый стимул как одно из направлений выхода из кризиса, охватившего научное познание. Исследовательские акценты переносятся с исследования только структуры, и только функциональных отношений на структурно-функциональный подход в форме попыток понять законы связей между элементами общества.
В частности русско-американский социолог П.А. Сорокин выделяет в обществе восемь базисных социальных переменных в форме социальных отношений в искусстве, политике, экономике, войнах, в осуществлении свободы, в волнениях и беспорядках, этике, достижении истины. Сорокин считал, что эти отношения изменяются нелинейно.
В период доминирования неклассической науки (конец XIX века -60 годы XX столетия) усилиями американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона структурно-функциональный подход получает окончательное оформление. Р. Мертон уточняет, углубляет понятие «функция» и показывает значение этого понятия для социальной системы.
Парсонс вычленяет «функциональные нормы», которым должна подчиняться любая социальная система:
а) адаптация, присущая, прежде всего экономике, как подсистеме;
б) целеориентация, присущая политике;
в) интеграция, которую осуществляют государственные институты;
г) поддержание образцов, осуществляемое: семьей, школой, религией и другими институтами.
В постнеклассической науке (60-е годы XX столетия - начало XXI века) появляются очень важные в плане системного видения социальной действительности концепции: в частности концепция социальных топосов, в которой имеет место выделение в едином социальном порядке присущего социальной системе, в частности обществу, сети локальных, разнохарактерных социальных порядков {топосов) - церковь, средства массовой информации и др., находящихся во взаимодействии, и имеющих свою социальную позицию, свои социальные условия.
167
Каждый социальный порядок имеет свои специфические нормы и правила, позволяющие ему существовать. При этом каждый локальный социальный порядок всегда находится под угрозой прекращения существования, конфликта с другими локальными порядками. Поэтому очень важно знать начальные и конечные условия существования топоса, характеристику социальной среды, в которой он функционирует, и др. Все это позволяет вырабатывать руководящие идеи, поддерживающие ансамбль социальных порядков в состоянии равновесия и интеграции.
Значительное продвижение социально-системных взглядов на действительность можно констатировать в концепции сетевого общества М. Кастельса. Он выделяет в обществе пять пластов, переменных, оказывающих влияние друг на друга: 1) производство-потребление (не только материальных ценностей, но и производство и потребление информации), 2) опыт (сфера людей, личностей, их воздействие друг на друга, 3) власть, 4) культура - сфера смыслов, 5) технология - пронизывает все вышеперечисленные составляющие.
Все элементы (информационные сети) общества важны, но главными являются те, которые распределяют и переключают информацию. Сети ценностно нейтральны, но зависят от того, кто задает им цель, а это делают акторы (люди), наделенные властью.
Наконец в постнеклассический период происходит становление и развитие синергетического подхода в понимании любых, в том числе, социальных процессов. Согласно этому подходу социальные системы, так же как и природнь е, накапливая структурную информацию, постоянно повышают уровень своей организации.
В результате в развитии социального мира имеет место возникновение все более сложных упорядоченных взаимодействий и структур. При этом отклонение параметров от нормы в данных структурах является источником активности функциональной системы, источником ее саморегуляции. Однако отклонения не должны быть большими (в рамках "гомеостатического диапазона"), в случае выхода за пределы этой границы может начаться разрушение системы. Ситуация, когда система теряет стабильность и возможен перс-ход в новое состояние, называется бифуркацией. Чем многообразнее число возможных вариантов перехода, тем сложнее просчитать перспективное поведение системы, поскольку в момент перехода будущее состояние зависит уже не только от предыстории, но определяется и случайными, зачастую неконтролируемыми воздействиями.
168