Тема 6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

1. Что такое объективное и субъективное социальное время! (78)

2. Какие существуют эталоны для измерения объективного и субъек­тивного социального времени? (79)

3. Что означает понятие и общественный феномен под названием «множественность социальных времен»! (80)

4. Что означает термин «общественно необходимое время»! (81)

5. Из каких составляющих складывается субъективное (личностное) время! (81)

6. Каким образом происходит интеграция ансамбля времен на уровне отдельной личности?^) 1 -82)

7. Что означает термин «структурирование жизненного пути»! (82)

8. Какие существуют варианты в вопросе понимания временных периодов социализации! (82-83)

9. В чем суть восьмистадиальной теории жизненного развития Э.Эриксона!{Ъ4-Ъ5)

10. Какой смысл вкладывается в термин «культурно-историческое время»! (85-86)

11. Каким образом временной параметр присутствует в моделях культурного развития Г.Гегеля, К. Маркса, О. Конта, К. Ясперса, У. Ростоу! (86-87)

12. Какая идея закладывается в основание волновых и циклических концепций истории? (88)

13. Каким образом идея циклов присутствует в культурно-исторических концепциях Дж. Вико и Н.Я. Данилевского! (88-89)

14. Какие виды исторических циклов выделяет российский ученый Ю. Яковец! (89)

15. Каким образом идея цикличности присутствует в теории длинных волн Н.А. Кондратьева! (89)

16. В чем суть циклической теории Л. Чижевского! (90)

17. В чем суть понятия «социальное пространство»! (90-91)

18. В чем суть понятия «идеальное пространство»! (91)

19. Какова структура социального пространства по Г.Е. Зборовскому! (92-93)

20. В чем суть понятия «хронотоп», и какую роль оно играет в социально-гуманитарных науках? (92-93)

193

Тема 7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические основания и императивы

1. Что такое общение (коммуникация, диалог), и какую роль оно занимает в жизни общества и социальном познании? (94)

2. В чем суть первичных и вторичных речевых жанров по М.М. Бахтину! (95)

3. Какие формы диалога выделяет Г.И. Рузавин? (95)

4. Какие цели, по мнению психологов, чаще всего преследуют участники общения? (95-96)

5. Какие цели присутствуют на том или ином этапе научно-исследовательского процесса? (96)

6. Какую роль в познавательном процессе на примере творчества К.Маркса, Ф. Энгельса, С. Кьеркегора, И. Канта, Вл. Соловьева играют побудительная и экспрессивная функции общения? (97-98)

7. Какие обстоятельства (требования) условий диалога, общения повышают вероятность успешного решения совместно поставленных задач? (98)

8. Как устная, письменная и аудиовизуальные формы коммуникации проявляли себя в развитии социально-гуманитарных наук? (99)

9. Каким образом современные информационные технологии усиливают эвристические возможности познающего? (99)

10. Что означает термин «коммуникативная компетентность личности»? (100)

11. Какой выявляется вектор проблем в связи с постановкой вопроса о моральной ответственности ученого гуманитария? (101)

12. Как в общем виде выглядят этические притопы, охватывающие самые разные стороны деятельности ученых? (101)

13. Что представляют собой этические кодексы психолога, экономиста, социолога и других представителей социогуманитарного знания? (102)

14. В каких конкретных поведенческих актах проявляется моральная ответст­венность ученых экономистов, лингвистов, педагогов и др.? (102-104)

15. В чем суть феномена индокринации? (104)

16. Какие существуют методы социального манипулирования? (104-105)

17. Почему маркетинговая стратегия является альтернативой социальному манипулированию? (105)

18. Какие существуют механизмы, отслеживающие чистоту применяемых техник в политической рекламе? (105)

19. Каковы правовые и этические основания деятельности СМИ? (105) 194

Тема 8. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация

1. Как выглядит проблема плюрализма и интервальности истины применительно к социогуманитарному знанию? (107)

2. Какие истины отнесены к разряду экзистенциальных в социогуманитарном познании? (108)

3. Почему метод понимания является главным в сфере социогуманитарного познания? (109)

4. Почему понятие «правда» как публицистический синоним понятия «истина» имеет особую роль в русской традиции познания социальной действительности? (110)

5. Почему понятие «правда» получает особый ценностный вес в связи с развитием неклассических представлений об истинности? (111)

6. Какой профиль в социогуманитарных науках имеет известный методологический постулат: практика - критерий истины? (112)

7. Как применительно к социогуманитарньш наукам решается вопрос об относительности и абсолютности социального знания? (114-115)

8. В чем смысл объяснения и интерпретации как процедур социогуманитарного познания? (115-116)

9. Какие три ступени понимания выделяет Ф. Шлейермахер? (117)

10. Как интерпретируется такое важное понятие герменевтики, как «герменевти­ческий круг», применительно к социогуманитарному познанию? (118)

11. Почему И. Дройзен и X. Гадамер рассматривают понимание как один из методов исторического исследования? (119)

12. Что такое интерпретация, и какие ее виды существуют? (120)

13. Что такое текст, и какими качествами он обладает? (121)

14. Каковы функции научного текста? (122)

15. Какова специфика российских современных научных социально-гуманитарных текстов? (123)

16. Что такое гипертекст? (123)

17. Какова функция языка в познавательном процессе? (124-125)

18. Что такое «языковая картина мира»? (125-126)

19. Каковы особенности русской языковой картины мира? (126)

20. Какая существует иерархия языков по критерию «степень глубины

отражения действительности»? (126)

195

Тема 9. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

1. Какую роль в жизни человека играет вера в форме веры в себя (уверенности в себе)? (127

2. Какие две формы веры выделил Мартин Бубер? (127-128)

3. В каких двух планах реализуется вера, как внутреннее состояние личности? (128)

4. Как такая эмоция, как уверенность в себе, регулирует познавательный процесс на стадии постановки проблемы! (128)

5. Как такая эмоция, как уверенность в себе, регулирует познавательный процесс на стадиях решения проблемы и развитие полученного результата? (129)

6. Какую роль в познавательном процессе играет эмоция «сомнение»? (129-130)

7. Какую роль связка вера-уверенность-убежденность играет в науке и жизни? (130)

8. Каким образом вера в форме уверенности в себе в косвенной форме нашла отражение в творчестве неофрейдистов? (130-131)

9. Каким образом вера в форме уверенности в себе в косвенной форме нашла отражение в творчестве мыслителей эпохи Возрождения? (131-132)

10. Каким образом вера в форме уверенности в себе в косвенной форме нашла отражение в творчестве мыслителей Нового времени и XX столетия? (132-133)

11. Каким образом вера в форме доверия нашла развитие в области социальной психологии и социологии? (133-J 34)

12. Какая связь существует между верой, истинностью и достоверностью? (134)

13. Как выглядит проблема достоверности социального знания в связи с разделением процесса познания на практическое и теоретическое? (135)

14. Что такое верование и какую роль оно играет в обыденной жизни? (135-136)

15. Каким образом верование присутствует в языке, по выражению Л. Витгенштейна, форме жизни людей? (136)

16. Что, по мнению Г. Лебона, является основой верований массового сознания? (137)

17. Какие типы верований выделяет Г. Лебон? (137)

18. Какие три причины влияют, по мнению Г. Лебона, на подвижность мнений в современных условиях? (137)

19. Как выгляди схема обоснования знаний, верований в религии? (137-138)

20. Какие положения являются постулатами верований в религии? (138)

21. Обоснуйте необходимость и важность (или ненужность) изучения верований? 196


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: