Российская внешняя политика

В конце 1991 г. президент США Дж. Буш поздравил свой народе побе­дой в «холодной войне». И было с чем поздравлять. К началу 1992 г. территория России сократилась поздравлять. К началу 1992 г. территория России сократилась по сравнению с территорией СССР на четверть, количество населения уменьшилось более чем наполовину, валовой внутренний продукт составил 60% от общесоюзного, быстро сокращаясь на протяжении ряда последующих лет. Был нанесен серьезный ущерб внешнеэкономическим связям: Россия потеряла свободный выход к рынкам Европы и Центральной Азии, лишилась основных портов на Балтийском и Черном морях. Более того, с началом дезинтеграционных процессов на просторах бывшего СССР Россия вынуждена была оплачивать транзит своих экспортных товаров, шедших через территории окраинных государств. Поскольку экономическая система советского строя отличалась высокой степенью концентрации, узкой предметной специализацией производства и замкнутостью технологических связей, разрыв складывавшихся десятилетиями межреспубликанских контактов привел к крупномасштабному спаду производства. Началось размывание экономических основ государства. Запад мог торжествовать.

1 февраля 1992 г. Россия и США официально подписали декларацию прекращении «холодной войны», что означало рождение нового этапа в расстановке мировых военно-политических сил, изменение всей системы международных отношений. Двухполюсная система мировой политики, сложившаяся после окончания Второй мировой войны, отошла в прошлое. Однако подлинного мира и спокойствия окончание «холодной войны» не принесло. Геополитика США, заявленная еще в 1992 г. администрацией Дж. Буша, оказалась нацелена на создание однополюсного мира, в котором должна доминировать лишь одна сверхдержава, стоящая во главе блока НАТО.

Военно-политическое сотрудничество России и западных держав в своем развитии претерпело немало драматических коллизий. Россия заняла место СССР во всех международных организациях, она вошла в Совет безопасности ООН, заявив о своем намерении остаться единственной ядерной державой на всем постсоветском пространстве. Советское ядерное оружие оставалось на территории еще трех государств — Украины, Белоруссии и Казахстана. Но если Белоруссия и Казахстан стразу заявили о своем статусе неядерных держав, то Украина в июле 1993 г. объявила своей собственностью 2 тыс. ядерных боеголовок, расположенных на ее территории, что составляло около 20% стратегического арсенала бывшего СССР. Компромисс удалось достичь лишь в начале 1994 г., когда в результате подписания трехстороннего российско-американско-украинского соглашения все ядерные боеголовки с территории Украины были перевезены в Россию для демонтажа. Россия со своей стороны брала на себя обязательства по доставке на Украину обогащенного Урана для АЭС

Основные проблемы развития РФ на современном этапе.
    Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только «достижения» дипломатов и политиков на ниве международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашей стране. В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание).

Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее, возможность возвращения к состоянию холодной войны. Но все, же главными угрозами не только основам национальной безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция и преступность.

Однако если за основу оценки перспективы России в мировом сообществе брать валовой национальный продукт, то все выглядит не столь уж угрожающим, как это кажется на первый взгляд. Все становится хуже, если рассмотреть структуру наших доходов и ближайшую перспективу, сферы, в которых Россия может рассчитывать на реальное укрепление своих позиций на мировом рынке в ближайшие 8-10 лет.

В условиях все нарастающих дезинтеграционных тенденций в отношениях России и стран СНГ особое значение приобретают так называемые транснациональные корпорации, т.е. фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух и более странах и управляющие этими подразделениями из центра на основе проведения согласованной политики для достижения наивысшего результата.

Главным национальным приоритетом России является укрепление национальной безопасности страны, которая сегодня является одним из самых слабых звеньев российской внешней и внутренней политики. Мир вступил в новый XXI век с еще большим количеством глобальных проблем, и не поддаться сиюминутным порывам, остаться целостным независимым, сильным, перспективным государством – это и есть главный национальный приоритет России.

Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире.

Главная ближайшая цель модернизации – создать в России новое индустриальное общество, то есть новую, современную экономику и соответствующие ей социальные взаимосвязи. Главная текущая задача – «перезапустить» национальную промышленность. Страна должна научиться в массовых масштабах производить конкурентоспособные товары – и сама должна стать конкурентоспособной.

По словам председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева: «Мы прекрасно понимаем, что современную экономику невозможно построить сверху и по приказу. Сколько бы госкомпаний у нас ни было, модернизация будет проведена, прежде всего, силами частного бизнеса. И только при наличии конкуренции. А роль государства – создавать для российских и иностранных предпринимателей благоприятный деловой климат».

Перспективными направления модернизации российской экономики являются:
                1. Беспрецедентная программа приватизации крупных государственных активов. Перечень стратегических предприятий сокращен в 5 раз.

    2. Создание в ближайшее время специального суверенного фонда, который разделит риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации.

    3. Развитие российского финансового сектора, в котором не будут введены специальные налоги. Наоборот, с 1 января отменен налог на доходы от реализации ценных бумаг при осуществлении долгосрочных инвестиций. Государство не намерено дополнительно ограничивать финансовую деятельность, напротив, максимально расширять возможности для финансовых институтов. Москва должна стать крупным международным финансовым центром, который должен стать катализатором развития финансовых рынков всего постсоветского пространства, а также Центральной и Восточной Европы.
    4. Создание новых, крупных рынков с едиными правилами регулирования. Россия уже давно готова к вступлению в ВТО (Всемирная торговая организация), этот процесс должен завершиться в текущем году. За этим последует присоединение России к ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Все эти процессы стратегически значимы и не противоречат друг другу. Более того, в случае успеха будет создан единый рынок от Атлантики до Тихого океана. Огромный рынок, на котором всем будет интереснее и выгоднее работать.
    5. Формирование новых возможностей для инновационного предпринимательства и венчурных инвестиций. Предложен закон, дающий право университетам открывать предприятия с использованием интеллектуальной собственности. Таких компаний уже около тысячи, и их число растет с каждым месяцем. В этом году полностью заработает законодательство, делающее удобным венчурное финансирование.
    6. Программа повышения энергоэффективности. Любые новые проекты, государственные или частные, будут отвечать современным требованиям к эффективности использования энергии. Такие стандарты либо уже установлены, либо вскоре будут введены в действие.

7. Использование механизмов трансферта технологий. Совместная работа и обмен технологиями важны, в том числе, и в оборонной сфере. В перспективе они создадут новый уровень общей безопасности в мире.
    8. Программа распространения широкополосного Интернета по всей России. Государство готово предоставить неограниченные возможности для любого законного бизнеса с его использованием. Самым важным государственным проектом в этой сфере является интеграция банковских и публичных услуг на основе универсальных платежных карт.

 9. Образование. В современном мире источник силы любой страны и ее способности лидировать в глобальной экономике - это умные, образованные люди, наделенные знанием, воображением и желанием творить. Специалисты, знающие, как устроен сегодняшний мир и умеющие, конкурировать на глобальном уровне, нужны стране как воздух.

10. Инфраструктурные проекты. В частности, проведение в России крупнейших международных спортивных соревнований – это реальный шанс обновить инфраструктуру, сделать ее удобной для граждан и для торговли. Все проекты будут осуществляться на основе частно-государственного партнерства, и для каждого из них будет найдена выгодная для бизнеса форма работы.

Сегодня инновационная экономика в России – это четко обозначенный приоритет государственного развития, поддержанный вполне конкретным набором мер. В частности, создана президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, создана правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Именно в связи с решениями этих органов приняты первые серьезные законодательные меры, направленные на стимулирование инновационных процессов. Параллельно функционирует правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям.

Одним из важнейших направлений в модернизации российской экономики на современном этапе являются проект «СКОЛКОВО» и инновационный центр «РОСНАНО».

Нужно модернизировать экономику её содержание и направление, определить основные контуры в отраслевом и территориальном разрезах, а также подготовить основу для эффективного взаимодействия основных функциональных систем управления. Следует разработать долгосрочный стратегический план модернизации развития не только на федеральном уровне, но и в федеральных округах, а также в субъектах РФ. Упор должен быть сделан на использование специфических природных, экономических, финансовых и интеллектуальных активов. Главная текущая задача – «перезапустить» национальную промышленность.

Страна должна научиться в массовых масштабах производить конкурентоспособные товары – и сама должна стать конкурентоспособной.

Центральная проблема модернизации - как стимулировать инновационное поведение предпринимателей, как создать такие условия, чтобы капиталовложения в инновации и модернизацию были бы более выгодны, чем альтернативные пути использования ресурсов. Также сегодня одна из существенных проблем – состояние основных фондов. Чтобы внедрять инновации, необходима соответствующая техническая база. А в свою очередь обновление фондов и внедрение инноваций требуют также обновления кадров. Человеческий фактор сегодня играет все более значимую роль. Сегодня Россия столкнулась с проблемой внедрения инновационных процессов и управления ими на всех уровнях и стадиях развития общественного производства.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: