Направления воспитательной работы в начальной школе. Этапы организации воспитательных дел

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Ком­плексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

Современные направления воспитания осуществляют комплекс­ный подход, выполняя обязательные требования:

· Воздействуют на воспитанников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.

· Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

· Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, се­мьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп – непременное условие комплексного подхода.

Заданные качества личности формируются через систему конкретных направлений воспитательной работы. Эти работа должна иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременно­го осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе.

Системность, комплексность, последовательность, непрерыв­ность воспитания лучше других передает понятие «воспитатель­ное дело», которым в последнее время предпочитают пользо­ваться теоретики и практики. Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности – необ­ходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательны­ми делами или коллективными творческими делами.

В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общест­венной, художественной, спортивной, свободного общения, а вто­рой — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния – нравственные, эстетические, трудо­вые, интеллектуальные.

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообра­зие в школах, можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются этапы целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопут­ствующих воспитательных целей), планирования, организации и подготовки, непосредственного осуществления дела, анализа дос­тигнутых результатов.

Важным источником целеполагания и проектирования воспи­тательного дела выступает социальная ситуация того периода, в котором оно осуществляется. Эта ситуация обусловливается об­щественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными по­становлениями, общественно значимыми идеями, а также со­бытиями местной жизни. Другим источником организации и проведения воспитательного дела служит педагогический диаг­ноз сформированности необходимых качеств и черт формируемо­го типа личности. Еще один источник — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный пери­од.

Доминирующая воспитательная цель (обычно цель нравствен­ного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания — умственным, физическим, трудовым и т. д.

Задача педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность до­минирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести де­тальный педагогический анализ уровня подготовленности воспи­танников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены со­вершенно определенные ответы на вопросы: «Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие?», «Каков уровень его развития по данному направлению?», «Что необхо­димо достигнуть в результате осуществления дела?», «Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланиро­ванного результата?». После обработки поступившей информации формули­руется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние кол­лектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач.

Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически же это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача — вместе с воспитанни­ками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не толь­ко то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.

Без организации невозможно осуществить ни одно дело, соответственно следующий этап – этап непосредственной организации воспитательного дела.

На завершающем этапе воспитательного дела подводятся ито­ги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуаль­ный педагогический анализ. Ставится цель вскрыть причины успехов и неудач. Целесообразно придерживаться апробиро­ванной схемы анализа воспитательного дела, последовательно отвечая на вопросы: все ли позиции подготовки и проведения де­ла нашли отражение в плане; отвечало ли содержание програм­мы намеченной цели; отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации; какие фрагменты, части дела удались лучше и почему; выдержано ли воспитательное дело во времени; кто и почему срывал сроки; был ли эффект новиз­ны; отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу; удовлетворяет ли качество дела, каково отношение к нему учеников; какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в деле; каким было поведение учеников; от чего нужно отказаться и что ввести нового в следующие воспитательные дела.

Нравственное воспитание — это целенаправленное и система­тическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспи­танников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание направлено на формирование у человека сознания, связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласо­вывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, понимание их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формиро­вание нравственных привычек.

В структуру этических воспитательных дел (этические беседы, классные часы, воспитательные мероприятия) педагог включает сведения о человеческой морали. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости мо­ральных норм, признает необходимость их выполнения.

В систему этических воспитательных дел органично вплета­ются средства, стимулирующие нравственные чувства, под кото­рыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения.

Задачи нравственного воспитания:

· моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;

· этическое воспитание — формирование правил хо­рошего тона, культуры поведения и отношений;

· патриотическое воспитание — формирование чувства любви и ответственности за свою родину, формирование го­товности прийти на защиту Родины и своего народа;

· национальное и интернациональное воспитание — формирование чувства национального достоинства и ува­жения к другим нациям и народам;

· политическое воспитание — формирование полити­ческого сознания;

В свою очередь, каждое из этих направлений включает:

· формирование духовных начал человека, его стремле­ния к познанию себя и своего места на земле, в космосе;

· нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность пра­вил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, к другим людям, к обществу, критерии различия зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);

· развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;

· воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельность;

· формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека.

Задачи и содержание физического воспитания младших школьников

Доминирующая цель воспитательных дел физкультурной на­правленности вытекает из задач физическо­го воспитания: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; овладение физкультурно-спортивными знаниями; выработка двигательных умений и на­выков; развитие двигательных качеств (силы, ловкости и т. д.); воспитание нравственных качеств (патриотизма, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма и др.); формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений и т. п.); выработка привычки к систематическим занятиям физ­культурой и спортом; формирование гигиенических умений и на­выков. Большое разнообразие воспитательных дел физкультурной направленности позволяет решать в комплексе задачи нравствен­ного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Одно из распространенных воспитательных дел данного направ­ления — гимнастика перед занятиями (утренняя физзарядка). Педагоги знают, что утренние физические упражнения на открытом воздухе повыша­ют работоспособность, содействуют общему закаливанию орга­низма. Полноценность этих упражнений зависит от их систе­матичности и организации.

К постоянным воспитательным делам физкультурной направ­ленности относятся и физкультминутки, во время которых вы­полняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособность.

Задачи физического воспитания:

· совершенствование организма человека (известно, что от физического состояния зависит успешность учебной, про­фессиональной деятельности, счастье всей жизни человека);

· совершенствование организма предполагает развитие двига­тельной и костно-мышечной систем, нервной системы, муску­латуры для сохранения и укрепления здоровья человека;

· просвещение учащихся в вопросах физической куль­туры и личной гигиены;

· формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости» настойчивости, самодисциплины;

· разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;

· развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего само­чувствия;

· индивидуальная работа с физически одаренными ре­бятами с учетом их интересов и склонностей.

Сложились традиционные формы физического воспитания: уроки физической культуры, деятельность спортивных секций, кружков и т.д.

Трудовое воспитание учащихся начальных классов: задачи, содержание, формы

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формиру­ется его личность.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, уме­ния и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогичес­кой деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду, трудолюбия. Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесооб­разно строить обучение на доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха.

Среди трудовых воспитательных дел есть как традиционные, так и новые формы: праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, волонтерство, озеле­нение и благоустройство школы, турнир умельцев, неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, шефская помощь, зоны заботы, тру­довой десант и др.

Задачи трудового воспитания:

· формирование потребности в труде, воспитание чело­века-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;

· формирование общетрудовых знаний, умений и на­выков, положительного, сознательного и творческого отно­шения к труду;

· профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;

· развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;

· профессиональная ориентация — подготовка молодежи к выбору профессии, формирование интереса к ней;

· профессиональное образование на основе професси­онально-производственного труда учащихся;

· профессионально-правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юриди­ческую силу в области трудовых и производственных от­ношений.

Формы трудового воспитания отличаются своим разнообразием: уроки труда, кружки, студии, трудовой десант и т.д.

Эстетическое воспитание младших школьников

Эстетические (художественные) дела — общее название дел, доминирующей целью которых является формирование эсте­тического отношения к жизни: труду, общественной деятель­ности, природе, искусству, поведению. В числе главных задач эстетического воспитания — формирование эстетических поня­тий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способно­стей. Критерием эстетической воспитанности считается овла­дение эстетической культурой, которая, как составная часть культуры духовной, предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого. И не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрас­ного, облагораживает личность. Чуткий к прекрасному человек испытывает потребность строить свою жизнь по законам красо­ты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравствен­ным, умственным, трудовым и физическим. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного раз­вития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Эстетическое наслаждение вызы­вают не только произведения искусства, но и добрые дела, преданность Родине и коллективу, добросовестный труд. Высокая культура труда без развития чувства прекрасного также недостижима. Много эле­ментов красоты включает физическое воспитание: гармония раз­витого тела, хорошей осанки, походки, изящных и энергичных движений облагораживает жизнь и поведение человека, образ его мыслей.

Вырабатываются эстетические знания в процессе выполнения конкретных воспитательных дел — конкурсов, викторин, празд­ников, выставок и т. Д. Важнейший компонент эстетического восприятия — эмоцио­нальность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, учащиеся ис­пытывают радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.

Многообразие средств эстетического воспитания обусловлива­ет широкий диапазон художественных дел. Воспитательные дела эстетической направленности приобретают различный характер в зависимости от того, что выступает средством эстетического воспитания — природа, труд, человеческие отношения, искус­ство и т. Д. Чрезвычайно большие возможности предоставляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвящен­ных природе, — традиционные дела этого направления.

Задачи эстетического воспитания:

· развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;

· развитие эстетических чувств и эмоций, развитие во­ображения;

· эстетическое просвещение учащихся в области ис­кусства, культуры, объектов природы;

· индивидуальное эстетическое воспитание, направлен­ное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;

· формирование механизма эстетического самообразо­вания;

· формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

В процессе эстетического воспитания традиционно используют разные формы работы: уроки, семинары, кружки, экскурсии, конференции, беседы, диспуты, КТД, конкурсы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «воспитание» в широком и узком смысле. Какую роль оно играет в педагогическом процессе начальной школы?

2. Какие методы воспитания целесообразно использовать при работе с младшими школьниками? Раскройте их сущность и содержание.

3. Какие формы воспитательной работы получили распространение в начальной школе? Раскройте их сущность и содержание.

4. Что можно отнести к средствам воспитания?

5. В чем заключается содержание воспитательной работы учителя начальных классов?

6. Какие виды планирования воспитательной работы вам известны?

7. Перечислите направления воспитательной работы в начальной школе. Раскройте задачи каждого из них.

8. Перечислите этапы подготовки и организации воспитательного мероприятия в начальной школе. Раскройте содержание работы на каждом из них.

 

Основная литература

1. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. 2005. – 592 с. – Режим доступа: https://knigi.link/obrazovanie-nachalnoe/pedagogika-nachalnogo-obrazovaniya.html

2. Педагогика начального образования. Учебник для вузов / Под ред. С.А.Котовой. – СПб.: Питер, 2017. – 336с. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=602940

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 608 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0075

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 405 с. – Режим доступа: https://nashol.com/2012091266977/pedagogika-nachalnoi-shkoli-podlasii-i-p-2008.html

5. Терминологический словарь-справочник по педагогике начального образования: справочное издание для слушателей программ дополнительного профессионального образования / сост. Л. А. Чередниченко, Л. В. Наумова, А. И. Гавриш. – Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2018. – 143 с.

Дополнительная литература

1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / А.С.Белкин. – Челябинск, 2004. – 120 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

3. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцева, А.М. Байбаков; под ред Н.М.Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 496 с.

4. Введение в педагогическую деятельность: учеб.пособие / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.] – М., 2004. – 156 с.

5. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Учеб. пособие. – СПб.: РГПУ, 2000

6. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания: Учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский. — М.: Издательство Юрайт, 2014. – 314 с.

7. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия НИЦ, 2012.

8. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013.

10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014.

11. Кульневич В.С. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, 2006.

12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: «Академия», 2002

13. Мижериков В.А., Ермоленко В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.

14. Начальная школа. Требования второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М.С. Умнова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014.

15. Никитина Н. Н., Кислинская, Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб.пособие / Н. Н. Никитина, Н.В.Кислинская. – М., 2004. – 152 с.

16. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. 

17. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – С.304 – 305.

18. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 541 с.

19.Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 536 с.

20. Шкуричева Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников в адаптационный период: Методические рекомендации / Н. А. Шкуричева. – М., 2008.

21. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. – СПб: Питер, 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: