Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.
Современные направления воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:
· Воздействуют на воспитанников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.
· Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.
|
|
· Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп – непременное условие комплексного подхода.
Заданные качества личности формируются через систему конкретных направлений воспитательной работы. Эти работа должна иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе.
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами.
В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, свободного общения, а второй — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния – нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные.
|
|
Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие в школах, можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются этапы целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей), планирования, организации и подготовки, непосредственного осуществления дела, анализа достигнутых результатов.
Важным источником целеполагания и проектирования воспитательного дела выступает социальная ситуация того периода, в котором оно осуществляется. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными постановлениями, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения воспитательного дела служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период.
Доминирующая воспитательная цель (обычно цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания — умственным, физическим, трудовым и т. д.
Задача педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: «Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие?», «Каков уровень его развития по данному направлению?», «Что необходимо достигнуть в результате осуществления дела?», «Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?». После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач.
Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически же это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача — вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.
Без организации невозможно осуществить ни одно дело, соответственно следующий этап – этап непосредственной организации воспитательного дела.
На завершающем этапе воспитательного дела подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Ставится цель вскрыть причины успехов и неудач. Целесообразно придерживаться апробированной схемы анализа воспитательного дела, последовательно отвечая на вопросы: все ли позиции подготовки и проведения дела нашли отражение в плане; отвечало ли содержание программы намеченной цели; отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации; какие фрагменты, части дела удались лучше и почему; выдержано ли воспитательное дело во времени; кто и почему срывал сроки; был ли эффект новизны; отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу; удовлетворяет ли качество дела, каково отношение к нему учеников; какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в деле; каким было поведение учеников; от чего нужно отказаться и что ввести нового в следующие воспитательные дела.
|
|
Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание направлено на формирование у человека сознания, связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, понимание их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
В структуру этических воспитательных дел (этические беседы, классные часы, воспитательные мероприятия) педагог включает сведения о человеческой морали. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения.
В систему этических воспитательных дел органично вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения.
|
|
Задачи нравственного воспитания:
· моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
· этическое воспитание — формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
· патриотическое воспитание — формирование чувства любви и ответственности за свою родину, формирование готовности прийти на защиту Родины и своего народа;
· национальное и интернациональное воспитание — формирование чувства национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
· политическое воспитание — формирование политического сознания;
В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
· формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
· нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, к другим людям, к обществу, критерии различия зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
· развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
· воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельность;
· формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека.
Задачи и содержание физического воспитания младших школьников
Доминирующая цель воспитательных дел физкультурной направленности вытекает из задач физического воспитания: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; овладение физкультурно-спортивными знаниями; выработка двигательных умений и навыков; развитие двигательных качеств (силы, ловкости и т. д.); воспитание нравственных качеств (патриотизма, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма и др.); формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений и т. п.); выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом; формирование гигиенических умений и навыков. Большое разнообразие воспитательных дел физкультурной направленности позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Одно из распространенных воспитательных дел данного направления — гимнастика перед занятиями (утренняя физзарядка). Педагоги знают, что утренние физические упражнения на открытом воздухе повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма. Полноценность этих упражнений зависит от их систематичности и организации.
К постоянным воспитательным делам физкультурной направленности относятся и физкультминутки, во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособность.
Задачи физического воспитания:
· совершенствование организма человека (известно, что от физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека);
· совершенствование организма предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, мускулатуры для сохранения и укрепления здоровья человека;
· просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
· формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости» настойчивости, самодисциплины;
· разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
· развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
· индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
Сложились традиционные формы физического воспитания: уроки физической культуры, деятельность спортивных секций, кружков и т.д.
Трудовое воспитание учащихся начальных классов: задачи, содержание, формы
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду, трудолюбия. Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха.
Среди трудовых воспитательных дел есть как традиционные, так и новые формы: праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, волонтерство, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев, неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, шефская помощь, зоны заботы, трудовой десант и др.
Задачи трудового воспитания:
· формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;
· формирование общетрудовых знаний, умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду;
· профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;
· развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;
· профессиональная ориентация — подготовка молодежи к выбору профессии, формирование интереса к ней;
· профессиональное образование на основе профессионально-производственного труда учащихся;
· профессионально-правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений.
Формы трудового воспитания отличаются своим разнообразием: уроки труда, кружки, студии, трудовой десант и т.д.
Эстетическое воспитание младших школьников
Эстетические (художественные) дела — общее название дел, доминирующей целью которых является формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. В числе главных задач эстетического воспитания — формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой, которая, как составная часть культуры духовной, предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого. И не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека.
Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Чуткий к прекрасному человек испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного развития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Эстетическое наслаждение вызывают не только произведения искусства, но и добрые дела, преданность Родине и коллективу, добросовестный труд. Высокая культура труда без развития чувства прекрасного также недостижима. Много элементов красоты включает физическое воспитание: гармония развитого тела, хорошей осанки, походки, изящных и энергичных движений облагораживает жизнь и поведение человека, образ его мыслей.
Вырабатываются эстетические знания в процессе выполнения конкретных воспитательных дел — конкурсов, викторин, праздников, выставок и т. Д. Важнейший компонент эстетического восприятия — эмоциональность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, учащиеся испытывают радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.
Многообразие средств эстетического воспитания обусловливает широкий диапазон художественных дел. Воспитательные дела эстетической направленности приобретают различный характер в зависимости от того, что выступает средством эстетического воспитания — природа, труд, человеческие отношения, искусство и т. Д. Чрезвычайно большие возможности предоставляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела этого направления.
Задачи эстетического воспитания:
· развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;
· развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
· эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы;
· индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
· формирование механизма эстетического самообразования;
· формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.
В процессе эстетического воспитания традиционно используют разные формы работы: уроки, семинары, кружки, экскурсии, конференции, беседы, диспуты, КТД, конкурсы.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте понятие «воспитание» в широком и узком смысле. Какую роль оно играет в педагогическом процессе начальной школы?
2. Какие методы воспитания целесообразно использовать при работе с младшими школьниками? Раскройте их сущность и содержание.
3. Какие формы воспитательной работы получили распространение в начальной школе? Раскройте их сущность и содержание.
4. Что можно отнести к средствам воспитания?
5. В чем заключается содержание воспитательной работы учителя начальных классов?
6. Какие виды планирования воспитательной работы вам известны?
7. Перечислите направления воспитательной работы в начальной школе. Раскройте задачи каждого из них.
8. Перечислите этапы подготовки и организации воспитательного мероприятия в начальной школе. Раскройте содержание работы на каждом из них.
Основная литература
1. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. 2005. – 592 с. – Режим доступа: https://knigi.link/obrazovanie-nachalnoe/pedagogika-nachalnogo-obrazovaniya.html
2. Педагогика начального образования. Учебник для вузов / Под ред. С.А.Котовой. – СПб.: Питер, 2017. – 336с. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=602940
3. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 608 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0075
4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 405 с. – Режим доступа: https://nashol.com/2012091266977/pedagogika-nachalnoi-shkoli-podlasii-i-p-2008.html
5. Терминологический словарь-справочник по педагогике начального образования: справочное издание для слушателей программ дополнительного профессионального образования / сост. Л. А. Чередниченко, Л. В. Наумова, А. И. Гавриш. – Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2018. – 143 с.
Дополнительная литература
1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / А.С.Белкин. – Челябинск, 2004. – 120 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
3. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцева, А.М. Байбаков; под ред Н.М.Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 496 с.
4. Введение в педагогическую деятельность: учеб.пособие / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.] – М., 2004. – 156 с.
5. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Учеб. пособие. – СПб.: РГПУ, 2000
6. Загвязинский В. И. Теория обучения и воспитания: Учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский. — М.: Издательство Юрайт, 2014. – 314 с.
7. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия НИЦ, 2012.
8. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013.
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014.
11. Кульневич В.С. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, 2006.
12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: «Академия», 2002
13. Мижериков В.А., Ермоленко В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.
14. Начальная школа. Требования второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М.С. Умнова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014.
15. Никитина Н. Н., Кислинская, Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб.пособие / Н. Н. Никитина, Н.В.Кислинская. – М., 2004. – 152 с.
16. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
17. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – С.304 – 305.
18. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 541 с.
19.Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 536 с.
20. Шкуричева Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников в адаптационный период: Методические рекомендации / Н. А. Шкуричева. – М., 2008.
21. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. – СПб: Питер, 2005.