Преступностью в сфере экономики

 

Криминальный передел собственности 90-х годов, проникновение организованной преступности во все сферы жизнедеятельности российского общества требуют повышения эффективности деятельности государства и правоохранительных органов, которая пока неадекватна сложившейся криминогенной обстановке, о чем свидетельствуют результаты опроса экспертов МВД России. На вопрос о том, какова эффективность борьбы с организованной преступностью в сфере экономики, низкой считают 56% опрошенных, средней - 31% и только 2% - высокой.

Среди обстоятельств, затрудняющих выявление и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями можно отметить:

· отсутствие специальных законов по борьбе с организованной преступностью, защите свидетелей и пр.;

· несовершенство уголовного законодательства;

· несовершенство уголовно-процессуального законодательства;

· недостатки взаимодействия правоохранительных органов между собой;

· недостатки взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов;

· коррупция в правоохранительных органах;

· давление со стороны властных структур.

Одна из ключевых проблем современной экономической политики, требующая неотложных мер по ее решению, - преодоление криминализации экономики.

В целях противодействия расширению влияния организованной преступности экономической направленности требуется проведение различных организационных, правовых и иных мер.

 

Меры, которые должны быть предприняты по выводу объектов экономики и территорий из под контроля организованной преступности Ответы сотрудников МВД (в %) Ответы работников хозяйствующих субъектов (в %)
Повысить эффективность работы правоохранительных органов 29 55
Снизить налоги 16 40
Усилить контроль за осуществлением хозяйственных операций 39 34
Обеспечить финансовый контроль за доходами физических лиц 31 16
Ужесточить ответственность руководителей за правонарушения 38 38
Снизить уровень безработицы 16 15
Повысить уровень жизни граждан 24 26
Принять меры к воспитанию нравственности граждан 9 10

 

Сотрудники МВД России на первые четыре места поставили:

· усиление контроля за осуществлением хозяйственных операций;

· ужесточение ответственности руководителей предприятий за правонарушения;

· обеспечение финансового контроля за доходами физических лиц;

· повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений.

Работники хозяйствующих субъектов на первое место поставили повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений. Далее следуют снижение налогов; ужесточение ответственности руководителей предприятий за правонарушения; усиление контроля за осуществлением хозяйственных операций.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики следует навести порядок в проведении хозяйственных операций и повысить эффективность работы правоохранительных органов.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:

ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);

выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;

привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за "фоновые" преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).

Для повышения эффективности работы правоохранительных органов следовало бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:

ввести в законодательство институт "сделки с преступником", т.е. освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;

предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования).

Наряду с перечисленным было бы целесообразным предусмотреть в УПК РФ:

возможность выступления в суде сотрудников правоохранительных органов в качестве "свидетеля со слов";

возможность допроса свидетелей в закрытом судебном заседании;

возможность допроса свидетелей без раскрытия их анкетных данных;

институт "главного свидетеля";

проведение допросов в качестве свидетелей лиц, установленных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, до момента возбуждения уголовного дела, а также проведение экспертиз до возбуждения уголовного дела.

Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.

При разработке такого комплекса мер не отрицая необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, всех "экономических нонсенсов", делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: