Понятие, виды и органы правотворчества

Правотворчество есть вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил, находящихся у власти (народа, класса, социальной группы) возводится в закон, выражается в виде нормы права в определенном источнике права. Оно исходит из определенных принципов:

1. Законность (полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющие контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго и в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним).

2. Гласность (открытость правотворческого процесса, свободное и деловое обсуждение проектов нормативных актов).

3. Демократизм (принятие нормативно-правовых актов путем референдума – самой непосредственной формф демократии(1993г.- Конституция РФ)).

4. Профессионализм

5. Строгая дифференциация правотворческих полномочий (разделение властей, система сдержек и противовесов).

6. Планирование (концентрация усилий на приорететных законодательных работах).

Виды правотворчества:

1. Принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами.

2. Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума.

3. Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями.

4. Заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Правотворческие органы: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) и исполнительные органы субъектов федерации, министерства, государственные комитеты, ведомства, службы. В пределах своей компетенции правотворческими полномочиями обладают администрации государственных учреждений и государственных предприятий (локальное правотворчество).

В Конституции РФ специально определяются субъекты законодательной инициативы.

 

 

Общая характеристика социологической школы права.

Социологическая школа права – одно из направлений науки права 20 века (Р.Паунд, Дж.Френк, С.А.Муромцев и др.) отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Решения поддерживаются государственным принуждением, т.к. государство есть сила, создающая право.

Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга которого «Социология права» (1911г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

В трактовке Дюги социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

Общая характеристика психологической школы права.

Психологическая теория права – направление в науке права, сложившееся в конце 19 – начале 20 вв. Психологическая теория права Л.Петражицкого понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, «действительным» правом.

Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. В основе правовых переживаний лежат атрибутивные эмоции долга, а в основе нравственных – только императивные этические эмоции.

Петражицкий подразделяет право на автономное и позитивное. Автономное право образует переживания, исполняющие по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужем авторитете, на внешнем нормативном акте.

Петражицкий обосновывает, что право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика распределяет различные материальные блага между индивидами и их объединениями; она также наделяет граждан идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и др. Наделение субъектов властными полномочиями составляет суть организационной функции права.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: