Цели, задачи и методы исследования
Цель исследования - выявить психологические особенности личности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации.
Задачи исследования:
. Определить степень школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста.
. Выявить личностные особенности, характерные для детей младшего школьного возраста.
. Выявить личностные особенности, характерные для детей с различной степенью школьной дезадаптации.
. Выявить взаимосвязь между личностными особенностями и степенью ШД у младших школьников
. Определить уровень сформированности ответственности у младших школьников.
. Выявить взаимосвязь между уровнем сформированности ответственности и степенью школьной дезадаптации у младших школьников.
Объект исследования - явление школьной дезадаптации.
Предмет исследования - личностные особенности детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.
Теоретическая гипотеза: степень школьной дезадаптации связана с выраженностью тех или иных личностных особенностей ребенка.
|
|
Эмпирические гипотезы:
. У детей младшего школьного возраста будет выявлена значимая прямая или обратная взаимосвязь между показателями по степени школьной дезадаптации и показателями по опроснику Кеттела.
2. У детей младшего школьного возраста будет выявлена значимая обратная взаимосвязь между показателями по степени школьной дезадаптации и показателями по ответственности.
Выборку данного исследования составили младшие школьники параллели первых классов школы № 1 г. Буинска в количестве 72 человек и их родители. Общее количество - 144 человека.
В нашем исследовании мы использовали следующие методики: детский личностный вопросник Р. Кеттела; опросник для учителя по диагностике адаптации учащегося 1-го класса к школе (Н.И. Ковалева); опросник, направленный на определение уровня сформированности ответственности у детей младшего школьного возраста (для родителей). Используемые методики представлены в приложении.
Основным методом в исследовании выступал естественный констатирующий эксперимент, который был реализован с помощью экспериментальной ситуации "Изготовление закладок для детского сада". Ситуация была направлена на исследование реальных проявлений ответственности у детей младшего школьного возраста и проводилась с учётом выделенных критериев ответственности.
В качестве метода математической обработки полученных данных был использован коэффициент корреляции Пирсона.
Исследование личностных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста
|
|
Исследование степени школьной дезадаптации у младших школьников.
Все данные, полученные в исследовании, после первичной обработки были занесены в общую таблицу (приложение 1). При исследовании степени школьной дезадаптации, были получены следующие результаты, которые были занесены в таблицу 1 (для наглядности данные представлены на диаграмме, приложение 2).
Таблица 2.1 - Количество младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации
Степень школьной дезадаптации | А | В | С | D |
Количество младших школьников | 44 | 22 | 3 | 6 |
Количество младших школьников (%) | 59 | 29 | 4 | 8 |
Из таблицы видно, что большинство детей относятся к степени дезадаптации А - 59% из 72 детей - это низкая степень дезадаптации, которая не даёт возможности говорить о каком-либо неблагополучии. Степень дезадаптации B имеют 29% детей - это средняя степень дезадаптации, 4% детей имеют серьезную степень дезадаптации С и 8% детей нуждаются в консультации психоневролога - степень дезадаптации D. Детей со степенями дезадаптации С и D мы объединили в одну группу, которую в дальнейшем будем обозначать как "группа риска".
Школьная дезадаптация - это серьезная проблема, с которой большинство детей сталкиваются, начиная обучаться в школе, но, несмотря на это, некоторые дети благодаря поддержке родителей и учителей благополучно справляются с этой проблемой уже на начальном этапе обучения. У других же детей период адаптации к школе носит затяжной характер и даже к концу первого класса есть дети, которые дезадаптированы в той или иной степени. Это хорошо отражают и результаты, полученные в нашем исследовании.