Прямой маркетинг (директ-маркетинг, ДМ, от англ. directring, DМ) представляет собой непосредственное (при отсутствии промежуточных звеньев) интерактивное взаимодействие продавца/производителя и потребителя в процессе продажи конкретного товара. При этом покупателю отводится роль не пассивного объекта воздействия со стороны коммуникатора, а активного и полноправного участника делового диалога.
Функции прямого маркетинга:
аналитическая - исследование рынка и выявление потенциальных клиентов, изучение конкурентов, разработка стратегии, анализ возможностей предприятия;
информационная - создание и анализ баз данных, получение информации о клиентах, сегментирование и позиционирование;
планирование - планирование комплекса прямого маркетинга, разработка и реализация программ прямого маркетинга, планирование мероприятий прямого маркетинга;
коммуникативная - разработка способов привлечения клиентов, регулярное общение с постоянными клиентами, управление прямым маркетингом;
|
|
контроль и оценка эффективности - проверка и контроль мероприятий прямого маркетинга, измерение прямого маркетинга, оценка эффективности.
Виды прямого маркетинга:
почтовые рассылки (Direct-mail) - адресные рассылки рекламных материалов по почте конкретным потенциальным покупателям, заказчикам. В последнее время все больше используются адресные рассылки по e-mail. Легальными (не спам) считаются рассылки, когда от адресата в той или иной форме получено согласие на получение им информации;
телемаркетинг - использование телефона и телекоммуникационных технологий совместно с системами управления базами данных для непосредственной продажи товара потребителям. Часто этот сервис называют call-центры.
телевизионный маркетинг:использование специальных коммерческих телевизионных каналов, предназначенных только для передачи коммерческой и рекламной информации, ознакомившись с которой потребитель может заказать товар по выгодным ценам, не выходя из дома;
реклама обратной связи - размещение рекламы на ТВ, которое предполагает быструю обратную связь с потребителем (например, первые ответившие потребители имеют льготные условия покупки);
SMS-рассылки - адресные рассылки рекламных сообщений пользователям мобильной связи, чаще всего рекламное сообщение добавляется к бесплатным рассылкам (погода, гороскопы, афиша и т.д.);
интерактивный маркетинг - электронная торговля (осуществление торговых операций с использованием инфокоммуникационных технологий), связывающая потребителя с компьютеризированным банком данных продавца [3, c.156].