Психологический анализ урока аспект педагогического общения

(по А.Э.Штейнмецу)

 

Социально-психологическая компетентность педагога проявляется прежде всего в ситуации педагогического общения. Целью аспектного психологического анализа урока является воспитание исследовательской культуры анализа коммуникативной деятельности коллег, культуры педагогической рефлексии.

Задачи:

- операционализировать понятие «педагогическое общение»;

- расширить и углубить знания о педагогическом общении;

- выявить степень соответствия деятельности педагога выделенным единицам анализа педагогического общения.

Позиции анализа

I. «Освежите» и углубьте свои представления о понятии «педагогическое общение», его структуре и особенностях.

II. Проведите наблюдение урока по 8 позициям анализа педагогического общения, выдвинутым Н.Фландерсом.

Позиции анализа

Проявления

Этапы урока

I II III
1 Акцентирование мыслей обучающихся Учитель внимателен к высказываниям школьников: демонстрирует согласие с ними, комментирует, развивает их представления и мысли, дополняет; тактично опровергает в случаях несогласия, не упуская возможности отметить позитивные моменты. +   ++   ++   ++ +      
2 Принятие чувств обучающихся Учитель обращает внимание на эмоциональное состояние обучающихся, способен к сопереживанию, эмпатии (н-р, утешает школьника, у которого что-то не получается, выражает одобрение, хвалит слабого ученика за предельно скромный результат, смеется вместе с детьми, если это никого не обижает, учитывает возрастные особенности эмоционального развития) +   +  
3 Выражение удовлетворенности Педагог одобряет, хвалит или как-то иначе эмоционально поощряет школьников за удачную мысль, хорошо выполненную работу. Диапазон педагогических реакций широкий: невербальные (кивание, интонация одобрения, одобрительные междометия «угу», «гм») и вербальные (высказывания о действиях обучающихся, похвала, оценки).        
4 Обращение к мнению учащихся (соучаствующее управление) Учитель стимулирует инициативу, вызывает обучающихся для ответа по желанию, интересуется мнением учащихся по некоторым аспектам совместной работы, вносит коррективы в урок по просьбе учеников, предлагает задания на выбор и т.д. возможно он приобщает учеников к формулированию целей урока или его фрагментов, к пересмотру этих целей под влиянием тех или иных обстоятельств.        
5 Указания, распоряжения Они связаны с ведением урока, организацией работы учеников, в том числе это вызовы школьников для ответа без проявления желания с их стороны. Учитель использует свою власть адекватно: для установления временных границ выполнения задания, перехода от одного вида деятельности к другому.        
6 Выражение недовольства Наличие адекватной реакции педагога на невыполнение или недостаточно качественное выполнение заданий учеником (использование я-сообщений для выражения своих чувств и требований).        
7 Дисциплинирующие воздействия Вербальные (призывы, требования к учащимся прервать формы поведения, мешающие ведению урока; замечания в связи с нарушением дисциплины, предупреждения и угрозы по этому поводу); Невербальные (паузы для установления тишины, повышение или понижении тона голоса, темпа речи для привлечения внимания). Действия (наказание, предупреждающие или устраняющие действия для нарушителей – пересаживание, изъятие предметов)        
8 Конфликтные взаимодействия Такие ситуации столкновения интересов возникают между учителем и обучающимися и проявляются в форме неподчинения требованиям педагога, в препирательствах, взаимной грубости        

 

Методические рекомендации к анализу урока

 

1. Упражняйтесь анализировать коммуникативное содержание урока по ключевым позициям до тех пор, пока не выработается навык оперативно использовать эти средства психологической оценки взаимодействия.

2. Для наглядности рекомендуется вести запись урока в левой части листа, а в правой – помечать анализируемые позиции (см.таблицу ниже).

Поведение, действия

Позиции анализа

учителя обучающихся 1-АМ 2-ПЧ 3-ВУ 4-ОМ 5-УР 6-ВН 7-ДВ 8-КВ
                   

 

3. Обработайте результаты, подсчитайте количество эмоционально положительных (1-5) и эмоционально напряженных или отрицательных взаимодействий (пп.6,7,8), выявите их соотношение.

4. Для анализа п.7 можно использоватьметодику наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке(составитель Л.А.Регуш), представленную в Приложении данного пособия.

5. Сформулируйте выводы относительно эффективности педагога в общении. Предложите рекомендации для развития его коммуникативной компетентности.

 

 


[i]Отчет предоставляется в свободной форме, но в соответствии с указанными задачами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: