Описание структуры работы и общего содержания

       Письма написаны после возвращения Сенеки из ссылки к весне 63 г. Точно время написания писем не установлено, так как на них не обозначены даты, но по некоторым данным, содержащимся в письмах, исследователи примерно устанавливают границы времени для всего собрания от 62 до 64 г.4 Мнения их сходятся на том, что письма следуют одно за другим в основном в хронологическом порядке. Собрание писем к Луцилию состоит из 124 писем, образующих 20 книг. Однако свидетельства древних авторов позволяют предполагать, что их было больше (Авл Геллий, например, называет 22 книги). По-видимому, все письма последних книг утеряны.

       Адресат писем Луцилий (к нему обращены также соч. Сенеки «О провидении» и «Исследования о природе») - младший современник Сенеки, из сословия всадников, во время написания «Нравственные письма к Лучилию» прокуратор Сицилии, приверженец эпикуреизма. Замысел Сенеки состоял в том, чтобы постепенно обратить Луцилия в стоицизм и попутно изложить основы стоической философии, и в первую очередь, как свидетельствует название сочинения, этики (теоретической и практической). За редким исключением, ни одно письмо не посвящено какому-либо одному вопросу; Сенека часто повторяется, возвращаясь к сказанному раньше. Тем не менее, несмотря на внешнюю бессистемность, в «Нравственные письма к Лучилию» просматривается сквозная тема - возвышение к истинной мудрости путем самосовершенствования — и определенная композиция.

       В письмах 1-30 намечены ключевые вопросы для постоянного обсуждения: презрение к внешним благам и смерти, бесстрашие перед лицом судьбы, обретаемое с помощью усвоения философии и облеченное в конкретные моральные предписания и полезные примеры. Надлежит стремиться к мудрости, которая недоступна аффекту. Портрет мудреца в «Нравственных Письмах» отмечен римским колоритом и отражает представления о «достойном муже» как безупречно-добродетельном гражданине. Письма 31— 80 затрагивают ряд тем более теоретического свойства. Добродетель - это знание, основа знания - разум, душа — разумна и обладает божественной природой, благодаря чему все люди равны (31-47). Пороки - противоположность добродетели (50—57, с соответствующими примерами). Высшая цель - мудрость (58-59), и она же есть истинная добродетель, что также разъясняется на многочисленных примерах (60—80). Особую важность для Сенеки имеет мотивация поступка: внутренний моральный закон, совесть становится важнейшим критерием нравственности. Последний раздел (81-124) - возвращение к затронутым ранее вопросам сквозь призму мудрости-добродетели; так, в заключительном письме Сенека еще раз подчеркивает, что «где нет места разуму, там нет и блага»; только то подлинное совершенство, что совершенно в согласии со всеобщей природой, а всеобщая природа разумна. Человек как разумное существо должен искать свое благо не в крепости тела и его красоте, а в исправлении и очищении души, в совершенном зрелом разуме, делающим человека равным богам. Общую мысль «Нравственных Писем» можно сформулировать так: не зная основоположений (что такое добродетель и порок, как правильно выбирать между нравственно-важным и неважным, к чему стремиться и чего избегать, как действовать надлежащим образом), невозможно стать выше превратностей судьбы, а также оценить правильность конкретных рекомендаций, которые ситуативны и сами по себе не очевидны. Универсальный же практический императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй никому зла. «Человек для человека свят».

       Письма в сборнике тематически чередуются. Сходные между собой темы располагаются не рядом, а в некотором отдалении друг от друга. Вперемежку следуют философские размышления, литературные высказывания, различные описания и рассказы, советы практической морали. С удивительной легкостью Сенека переходит от тем бытового характера к темам более возвышенным и отвлеченным. Он показывает себя в письмах в различных ситуациях, и его размышления обычно тесно с ними связаны и вытекают, таким образом, из соответствующих впечатлений и переживаний. Различные жизненные ситуации и явления, общественного или частного порядка, были для Сенеки поводом к раскрытию перед читателем своих мыслей и чувств. Вид пришедшей в ветхость постройки, например, вызывал у него размышление о неизбежности старости и краткости жизни, праздник Сатурналий служил поводом к высказываниям об умеренности, сдержанности и бедности, пожар в Лугдуне наводил на мысли о необходимости мириться с превратностями судьбы. В письме 7 Сенека рассказывает о посещении цирка, где ему довелось увидеть кровопролитные бои выпущенной на арену толпы преступников. В описании этого жестокого зрелища, сделанного с большой впечатляющей силой, чувствуется осуждение зрелищ подобного рода, однако оно не получает развития и сводится лишь к рассуждению о вредном влиянии толпы на философа и призыву к самоуглублению и совершенствованию. Иногда повод к письму составляла похвала Сенеки. В письме 64 похвала стоическому философу Квинту Секстию позволила Сенеке высказать свое отношение к вопросу о моральном прогрессе, открывающем, как и научный прогресс, неограниченные возможности человечеству. «Я уважаю научные открытия и тех, кто их делает. Мне приятно вступать в права наследства столь многих мудрецов. Для меня они трудились, для меня искали. И я хочу выказать себя добрым хозяином. Умножу полученное мною, и наследство, возросшее моими трудами, перейдет к потомкам. Еще много остается дела, и много останется его после. Даже через тысячу веков не устранится возможность прибавить что-либо новое к тому, что уже есть. Если бы даже все было найдено древними, на долю живущих все-таки останется употребление и приложение изобретенного раньше другими».

           «Нравственные письма к Лучилию» — один из лучших образцов античной моралистики, обладающий несомненными художественными достоинствами, вероятно, самое читаемое сочинение Сенеки начиная со Средних веков вплоть до настоящего времени, ценный доксографический источник (содержит фрагменты Эпикура, ранних стоиков, Посидония и др.). «Нравственные Письма» сохранились в 7 основных рукописях; самые ранние (два Парижских кодекса) восходят к 10 в. С последней четверти 15 в. регулярно издавалось: 1515 (Эразм, Базель), 1615 (Липсий, Антверпен), 1649 (Гроновий, Лейден) и т. д., причем все первые издатели предлагали свои конъектуры. Нормативное разделение писем на параграфы восходит к изданию Хензе. Первый русский перевод фрагментов из «Н. П.» выполнен П. Красновым (1893).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: