Семинар 7. Структурные типы предложения

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратить внимание на сложность задачи, связанной с определением предложения, обусловленной самим характером этой важнейшей единицы языка. При характеристике разных подходов к определению предложения следует уделить внимание историческому периоду, которому соответствует тот или иной подход, задачам лингвистики данного периода, взаимодействию лингвистики с другими науками. 

Характеризуя структурные типы предложений, необходимо подобрать примеры для иллюстрации из учебной, научной или художественной литературы. Обратите внимание на различие в типологии русских и английских односоставных предложений.

При выполнении практических задач следует обращаться к указанным в списке литературы источникам. Обратите внимание на расхождение в трактовке некоторых структурных типов предложений (эллиптических) в российской и британской грамматических школах.

Основные вопросы

1. Три подхода к определению предложения (логический, психологический, формальный)

2. Основные характеристики предложения

3. Структурные типы предложения:

- одно- и двусоставные предложения (one/two member)

- эллиптические и полные (elliptical/full)

- распространенные/нераспространенные (extended/non-extended)

- простые и сложные (simple/composite)

Задания

A. Прочтите следующие определения предложения. Какому направлению (логическому или структурному) принадлежат данные определения?

a) A sentence is an expression of a thought or feeling by means of a word or words in such form and manner as to convey the meaning intended /G. Curme/.

b) An oral or written communication is made up of one or more units, each of which contains a complete utterance formed according to a definite pattern. Such units are called sentences /R.W. Zandvoort/.

c) The sentence is a communication in words conveying a sense of completeness and containing at least one independent verb with its subject /M. Bryant/.

d) Since all speech is intended to serve the communication of ideas the natural unit of expression is the sentence, that is to say, a group of articulate sounds which convey a complete idea./F. Boas/. Thus a sentence is a construction which in the given utterance is not part of any larger construction. Every utterance therefore consists of one or more sentences, аnd even such utterances as Latin "pluit", English "Fire!” or “Auch!” are sentences /L. Bloomfield/.

e) A sentence is a word or a group of words standing between an initial capital letter and a mark of end punctuation or between two marks of end punctuation /Ch. Fries/.

f) A sentence is a grammatical form which is not in construction with any other grammatical form: a constitute which is not a con­stituent /Harris/

g) When we assert that the sentence is a minimum complete utterance or a segment of a speech-flow between pause and pause, or an inherited structure into which word-forms are fitted, we are not saying all that may be said about it,nevertheless, these de­finitions are more workable than John Ries's final effort "a sentence a grammatically constructed minimum speech unit which ex­presses its content in respect of that content's relation to reality" /S. Potter/

А. Определите структурный тип предложения:

1. We must go to meet the bus. Wouldn’t do to miss it /Galsworthy/.

2. He wants to write a plate for me. One act. One man. Decides to commit suicide /Mansfield/.

3. The clock struck eight. There was no sight of any of the other guests /Huxley/.

4. The mystic shadow of water. The wonder and the glory of all this /Dreiser/.

5. Sh! Judd, don’t make a sound. He’s asleep /Brand/.

6. Both of you behaved very badly. You might have given me a little encouragement /Maugham/.

7. A beautiful day, quite warm /Galsworthy/.

8. “A person doesn’t have to be rich to be clean”, Charles said /Brain/.

Литература

1. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка. – М., 2008

2. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. - М., 2010.

3. Камшилова О.Н. Теоретическая грамматика английского языка (электр.учебник) – СПб., СПбУУЭ, 2011.

4. Ривлина А.А. Теоретическая грамматика английского языка (электр.учебник) – реж. доступа – http://www.bgpu.ru/site/content/kafs/engphil/rivlina/grammar/lectures/

5. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. – М., 2007.

6. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. Модуль 4. Основы морфологии – электронный учебник http://homepages.tversu.ru/~ips/Studets.htm

 

СЕМИНАР 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В КЛАССИЧЕСКОЙ И СТРУКТУРНОЙ ГРАММАТИКЕ

Методические рекомендации

При характеристике каждой модели следует учитывать три важных аспекта: какого определения предложения или представления о нем придерживается создатель модели (т.е. принцип, на котором строится данная модель), каковы процедуры построения модели (шаги, операции) и способ представления (линейный или в виде графа), а также достоинства и недостатки модели.

Следует особое внимание уделить работе Л.С. Бархударова (см. список литературы), поскольку в ней достаточно доступно и емко излагаются принципы структурной школы.

При выполнении практических заданий учитывайте графический образ модели, следуйте образцам источников.

Основные вопросы

1. Достоинства и недостатки традиционной модели членов предложения

2. Дистрибутивная модель Ч.Фриза (the distributional model)

3. Модель непосредственно-составляющих (the IC-model)

4. Трансформационная модель Н.Хомского (T-model)

 

Задания

А. Прочтите статью П.Робертса и ответьте на следующие вопросы:

Каковы правила членения по НС (the rules of IC-arrangement):

для именных групп (NPs)

для глагольных групп (VPs)?

- Что такое “sentence modifiers”?

- Как рассматриваются вспомогательные глаголы в НС-модели?

P. ROBERTS


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: