Международного мира и безопасности

(9 декабря 1994 года)

 

Генеральная Ассамблея,

ссылаясь на положения Устава Организации Объединенных Наций, касающиеся роли региональных соглашений или органов в поддержании международного мира и безопасности, в частности на положения главы VIII Устава ООН,

ссылаясь также на то, что обращение к региональным соглашениям или органам относится к числу средств, указанных в главе VI Устава для мирного разрешения споров,

признавая, что региональные соглашения или органы могут играть важную роль в области превентивной дипломатии и в укреплении регионального и международного сотрудничества,

признавая также важность роли международных соглашений или органов в разрешении таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие региональные соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации Объединенных Наций,

принимая во внимание опыт и позитивные результаты, накопленные региональными соглашениями и органами в деле мирного разрешения споров в различных районах мира,

сознавая неодинаковый характер мандатов, сферы охвата и состава региональных соглашений или органов,

считая, что действия на региональном уровне могут способствовать поддержанию международного мира и безопасности,

подчеркивая, что уважение принципов суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, имеет исключительно важное значение для любых общих усилий, направленных на укрепление международного мира и безопасности,

подчеркивая также, что деятельность по поддержанию мира, предпринимаемая региональными соглашениями или органами, должна проводиться с согласия того государства, на территории которого такая деятельность осуществляется,

подчеркивая далее главную ответственность Совета Безопасности по статье 24 Устава за поддержание международного мира и безопасности, подчеркивая, что усилия, предпринимаемые региональными соглашениями или органами в их соответствующих областях компетенции в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, могут полезным образом дополнять деятельность Организации по поддержанию международного мира и безопасности,

подчеркивая также необходимость совершенствования сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности,

считая, что такое более активное сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и региональными соглашениями или органами способствовало бы обеспечению коллективной безопасности в соответствии с Уставом,

торжественно провозглашает следующее.

1. В соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, касающимися роли региональных соглашений или органов в поддержании международного мира и безопасности, в частности главы VIII Устава:

a) члены Организации Объединенных Наций, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности;

b) Совет Безопасности должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе;

c) вышеизложенные положения ни в коей мере не затрагивают применения статей 34 и 35 Устава;

d) Совет Безопасности использует, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством, однако никакие принудительные действия не предпринимаются в силу этих региональных соглашений или региональными органами без полномочий от Совета;

e) Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринимаемых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами для поддержания международного мира и безопасности.

2. Региональные соглашения или органы могут вносить, в областях своей компетенции и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, важный вклад в поддержание международного мира и безопасности, в том числе, где это уместно, путем мирного разрешения споров, превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира и постконфликтного миростроительства.

3. Сотрудничество между региональными соглашениями или региональными органами для поддержания международного мира и безопасности может осуществляться в различных формах, включая среди прочего:

a) обмен информацией и проведение консультаций на всех уровнях;

b) участие, где это уместно, в работе органов Организации Объединенных Наций в соответствии с применимыми правилами процедуры и практикой;

c) предоставление, где это уместно, персонала, материальной и другой помощи.

4. Сотрудничество между региональными соглашениями или региональными органами и Организацией Объединенных Наций должно осуществляться сообразно их соответствующим мандатам, сфере охвата и составу, а формы его осуществления должны быть адекватными каждой конкретной ситуации в соответствии с Уставом.

5. Региональные усилия, предпринимаемые региональными соглашениями или региональными органами в области поддержания международного мира и безопасности в соответствующих областях своей компетенции и в соответствии с целями и принципами Устава, должны поощряться и там, где это уместно, поддерживаться Советом Безопасности.

6. Государства - участники региональных соглашений или органов призываются рассмотреть возможность активизации усилий на региональном уровне для поддержания международного мира и безопасности в соответствии с Уставом.

7. Государства - участники региональных соглашений или органов призываются содействовать укреплению доверия на региональном уровне для поддержания международного мира и безопасности.

8. Государства - участники региональных соглашений или органов призываются рассмотреть возможность использования или, где это уместно, разработки или совершенствования на региональном уровне процедур и механизмов раннего выявления, предотвращения и мирного разрешения споров в тесной координации с превентивными усилиями Организацией Объединенных Наций.

9. Региональные соглашения или органы призываются, где это уместно, рассмотреть в областях своей компетенции пути и средства содействия более тесному сотрудничеству и координации своих усилий с Организацией Объединенных Наций, с тем чтобы способствовать реализации целей и принципов Устава, в том числе в областях превентивной дипломатии, миротворчества и постконфликтного миростроительства и, где это уместно, поддержания мира.

10. Региональные соглашения или органы призываются рассмотреть в областях своей компетенции возможность создания и обучения групп военных и гражданских наблюдателей, миссий по установлению фактов и контингентов сил по поддержанию мира для использования, когда это уместно, в координации с Организацией Объединенных Наций и, когда это необходимо, под руководством или при наличии полномочий от Совета Безопасности в соответствии с Уставом.

11. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, Декларация о предотвращении или устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области и Декларации об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности настоящим подтверждается вместе с их положениями, касающимися деятельности региональных соглашений или органов в области поддержания международного мира и безопасности.

12. Ничто в настоящей Декларации не может истолковываться как наносящее каким-либо образом ущерб положениям Устава.

 

 

 

 

 


[1] См.: Тиунов О.И.Международное гуманитарное право. М., 1999.С.208.

[2] См. например Дж.Г. Стюарт. К единому определению вооруженного конфликта в международном гуманитарном праве:анализ интернационализированноговооруженного конфликта// Международный журнал Красного креста. Сборник статей. 2003, с. 163.

[3] Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. М., 1997. С. 159.

[4] См. подробнее: Тиунов О.И. Имплементация норм международного права в Российской Федерации и практика Конституционного Суда РФ // Матер. III Междунар. науч.-практ. конф. "Имплементация норм международного права в национальное законодательство: теория и практика". Минск, 2001. С. 17.

[5] Там же. С. 150.

[6] См. подробнее: Тиунов О.И. Имплементация норм международного права в Российской Федерации и практика Конституционного Суда РФ. С. 18.

[7] См.: Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. С. 208.

[8] См.: Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. С. 274, 275.

[9] См. подробнее: Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 3.

[10] Там же.

[11] См.: Док. ООН P/55/2/2000.

[12] См. подробнее: Костенко Н.И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. М., 2004. С. 38.

[13] В соответствии со ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала военные преступления - это убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий, убийства заложников, ограбление общественной и частной собственности, бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью и т.д. Как отмечает профессор О.И. Тиунов, выделение указанных положений в качестве основания привлечения лица к международной уголовной ответственности еще раз подчеркнуло недопустимость жестокого обращения с ранеными, больными, военнопленными, мирным гражданским населением в ходе войны и важность действенного обеспечения норм международного гуманитарного права. См.: Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. С. 146. Между тем Е.Т. Усенко по вопросу непосредственного применения норм международного права в отношении главных военных преступников имеет особую точку зрения. Он указывает, что Союзный контрольный совет, осуществляющий верховную государственную власть в Германии после Второй мировой войны, издал специальный Закон N 10, которым придал Лондонскому соглашению от 8 августа 1945 г., учредившему Нюрнбергский трибунал, силу внутригосударственного действия на территории всей Германии. См. подробнее: Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. N 2. С. 22.

[14] См.: Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966. С. 48.

[15] См. подробнее: Костенко Н.И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. С. 87.

[16] Там же. С. 89.

[17] См.: Русинова В.Н. Указ. соч. С. 6.

[18] Там же.

[19] Г.И. Тункин, анализируя ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, отмечает, что из трех категорий перечисленных в ней преступлений военные преступления и раньше предусматривались международным правом. Преступления же против мира и человечности в течение длительного времени не находили законченного законодательного закрепления и относились к сфере только моральных принципов. Принципами международного права они становились постепенно после Второй мировой войны, а были оформлены как таковые в Уставе Нюрнбергского трибунала. См.: Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983. С. 79.

[20] См. подробнее: Костенко Н.И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. С. 109.

[21] См. подробнее: Черниченко С.В. Теория международного права: В 2 т. М., 1999. Т. 2. Старые и новые теоретические проблемы. С. 407.

[22] См. подробнее: Костенко Н.И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. С. 120.

[23] См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. С. 409, 410.

[24] См. подробнее: Костенко Н.И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. С. 122.

[25] Для СССР вступила в силу 1 августа 1954 г.

[26] См. подробнее: Документы и материалы по вопросам борьбы с военными преступниками и поджигателями войны / Под ред. А.Н. Трайнина. С. 333.

[27] Действующее международное право. Т. 2. С. 75.

[28] Ратифицирована СССР 15 октября 1976 г.

[29] Действующее международное право. Т. 2. С. 68.

[30] См. подробнее: Манов Б.Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М., 1986. С. 107.

[31] E/CN. 4/1075. С. 78.

[32] См. подробнее: Тиунов О.И. Международное гуманитарное право.

[33] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2005. С. 1056.

[34] См.: Уголовное право РФ. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1996. С. 163.

[35] См. подробнее: Потапова Н.А. Международно-правовые проблемы охраны культурных ценностей и законодательство Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 6.

 

[36] См.: Костенко Н.И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. С. 33.

[37] См.: Адельханян Р.А. Указ. соч. С. 43.

[38] Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны содержит обязательство ее участников разыскивать лиц, обвиняемых в том, что они совершили или приказали совершить определенные Конвенцией серьезные нарушения, и независимо от их гражданства передавать их своему суду. Протокол I к Женевским конвенциям 1949 г. решает вопросы взаимной помощи в деле уголовного преследования, стороны обязаны оказывать друг другу максимальное содействие в этом (ст. 88).

[39] Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. закрепила норму, в соответствии с которой не может искать убежища никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против человечности. Большое значение имеют нормы права, согласно которым на военных преступников не распространяются сроки давности и им не может быть предоставлено право убежища. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. устанавливает, что сроки давности не применяются к этим преступлениям независимо от времени совершения, а к преступлениям против человечности - также и от того, были они совершены во время войны или в мирное время (ст. 1).

[40] См.: Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. С. 159.

[41] Там же. С. 203.

[42] Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г.

[43] См.: Кецбая Г.Р. Указ. соч. С. 30.

[44] См. подробнее: Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. С. 227.

[45] По смыслу приведенной нормы огонь миротворцам открывать можно, но не из пушек. См. подробнее: Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. С. 227.

[46] См.: Джантаев Х.М. Международно-правовые вопросы выполнения федеральными органами исполнительной власти международных договоров Российской Федерации в военной области: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 3.

[47] См.: Батырь В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в военное законодательство Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 118.

[48] См. подробнее: Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. С. 257.

[49] Там же.

 

[50] В настоящее время ряд государств, ратифицировав Римский статут, приняли правовые акты по его имплементации. Среди них: Австралия, Великобритания, Грузия, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Словения, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, ЮАР. См. подробнее: Русинова В.Н. Указ. соч. С. 18.

 

[51] Мартенс Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конференция. 1874 - 1878 гг. СПб.: Тип. М-ва путей сообщения (А. Бенке), 1879. С. 44.

[52] См. Версальский мирный договор. Полный перевод с французского под редакцией Ю.В. Ключникова и А.Сабанина. М.: Издание Литиздата НКИД, 1925. C 7-15.

[53] См. подробнее Испанская революция 1931-1939 // Большая Российская Энциклопедия / редколл., гл.ред. Ю. С. Осипов. т.12. М., 2008. стр.73-76

[54] Советская военная энциклопедия (в 8 тт.) / под ред. Н. В. Огаркова. том 5. М.: Воениздат, 1978. стр.549-552

[55] В.И. Михайленко. Новые факты о советской военной помощи в Испании стр.18-46

[56] История внешней политики СССР (в 2-х тт.). том 1 (1917-1945) / ред. А. А. Громыко, Б. Н. Пономарев. 5-е изд. М., "Наука", 1986. стр.322

[57] См. подробнее Нейтралитет в международном праве//О.И. Тиунов, Пермь, 1968, 80 с.

[58] «Respect for the rules of humanity in Vietnam», International Review of the Red Cross, No. 53,

August 1965, p. 417.

[59] См. подробнее Трагедия и доблесть Афгана//А.А.Ляховский- 2-е изд., перераб. и дополн., ООО Норд, Ярославль, 2004, 800с.

[60] Дж.Г. Стюарт. К единому определению вооруженного конфликта в международном гуманитарном праве: анализ интернационализированного вооруженного конфликта// Международный журнал Красного креста. Сборник статей. 2003, с. 163.

[61] См. подробнее: Комментарий к Дополнительному протоколу II к Женевским конвенциям 1948 г. М., 1998. С. 20. Также см.: Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989. С. 49 - 50.

[62]J. Pictet (ed.), Commentaries on the Geneva Conventions of 12 August 1949, Vol. III: Geneva

Convention relative to the Treatment of Prisoners of War, ICRC, Geneva, 1960, p. 31

[63] Международный Комитет Красного Креста, Report on the Work of the Conference of Government Experts, Geneva, 1971, para. 284.

[64] См. например Акты дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, Краткие отчеты пленарных заседаний Конференции (CDDH/ SR.10), 1978, с. 91.

[65] См. Military and Paramilitary Activities in and against Nicaragua (Nicaragua v. United States of

America), Merits, Judgement, ICJ Reports 1986, p. 14.

[66] Nicaragua case, op. cit. (прим. 14), para. 116.

[67] См. там же para 115.

[68] Tadic Appeal Judgement, op. cit. (прим. 59), para. 116.

[69] См. подробнее Марко Сассоли, Лора Олсон. Решение Апелляционной камеры МУТЮ по существу дела Тадича // Международный журнал Красного Креста. 2000. С. 167.

[70] См. Tadic Appeal Judgement, op. cit. (прим. 59), para. 141.

[71] См. Дж.Г. Стюарт. К единому определению вооруженного конфликта в международном гуманитарном праве:анализ интернационализированноговооруженного конфликта// Международный журнал Красного креста. Сборник статей. 2003

[72] См. там же, стр. 172.

[73] См. Celebici Appeal Judgement, op. cit. (прим. 69), p. 46.

[74] В философии известен такой термин, как "universum summa rarum" - мир как целое. Термин "universal unitas" подразумевает объединение каких-либо элементов на самых различных уровнях. В данном случае понимается применение на международном и региональном уровнях (от лат. uno - один).

[75] По мнению М.М. Ермолаева, отсутствует четкое общепризнанное правовое обоснование и регулирование осуществления миротворческих операций (как на универсальном, так и на региональном уровнях), направленных на разрешение вооруженных конфликтов. См. подробнее: Ермолаев М.М. Операции ООН по поддержанию мира. М., 1994. Согласно определению Ю.А. Ясносокирского, под миротворчеством (миротворческой деятельностью) следует понимать "совокупность мер, включающих мирные средства (в соответствии с главой VI) и рекомендации и временные меры (в соответствии с главой VII Устава ООН), а также коллективные действия, которые предпринимаются универсальными и региональными международными организациями с использованием военных наблюдателей, вооруженных сил, полиции и гражданского персонала. Эта деятельность направлена на предотвращение, сдерживание и прекращение конфликтов между государствами или в пределах одного и того же государства". См. подробнее: Московский журнал международного права. 1998. N 3. С. 46.

[76] См.: Griffin M. Blue Helmet Blues: Assessing the Trend Towards "Subcontracting" UN Peace Operations // Security Dialogue. Vol. 30. N 1. March 1999.

[77] Объединение усилий многих государств в целях обеспечения и поддержания мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН предполагает: меры по запрещению силы или угрозы силой в отношениях между государствами (ст. 2 Устава ООН); меры мирного разрешения международных споров (ст. 33); меры обеспечения и поддержания безопасности (гл. VII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41); принудительные меры безопасности с использованием вооруженных сил (ст. 42); разоружение (ст. ст. 11, 26, 47); меры с использованием вооруженных сил региональных организаций и соглашений под руководством Совета Безопасности ООН (гл. VII). См.: Dupont P. Op. cit. P. 60.

[78] См. подробнее: Эмин В.Г. Региональные конфликты и международные организации. М., 1991.

[79] Декларация была ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.

[80] Действующее международное право. Т. 2. С. 188 - 198.

[81] См.: Международные организации и кризис на Балканах. Документы. Т. 3. С. 13.

[82] См.: Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию: Автореф. дис.... канд. полит. наук. М., 1999. С. 22.

[83] См.: Choices: the Human Development Magazine. UNDP. Vol. 13. N 4. December 2004. P. 14.

[84] См. подробнее: Учреждение СБ ООН миротворческой операции в Бурунди // Дипломатический вестник. 2004. N 6. С. 66.

[85] См.: Док. ООН S/2003/498. Distr.: General. 24 April 2003. P. 12.

[86] Благоприятные условия для интернационализации внутренних конфликтов создает нестабильность многих политических режимов. Такие регионы, как Приднестровье, Карабах, Абхазия, являются яблоком раздора между СНГ и ГУАМ, что не благоприятствует решению проблемы урегулирования. Усилия ОБСЕ в вопросах урегулирования вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, по мнению аналитиков, также не всегда дают положительный результат (Абхазия, Нагорный Карабах). Имеется также мнение о том, что Запад с недоверием смотрит на миротворческие усилия России и СНГ. На уровне политических решений это выражается, в частности, в отказе ООН предоставить СНГ мандат на проведение миротворческих операций. См.: Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. С. 44; Он же. Актуальные проблемы права вооруженных конфликтов: Учеб. пособие. С. 221.

[87] См.: Независимая газета. 2005. 14 сент. С. 7.

[88] См.: Северинчик Ю.В. Указ. соч. С. 6.

[89] О сущности СНГ как регионального органа в смысле гл. VIII "Региональные соглашения" Устава ООН и вопросах участия в вооруженных конфликтах см.: Тузмухамедов Б.Р. Правовые основы проведения операций по поддержанию мира в СНГ // Московский журнал международного права. 2000. N 2. С. 75 - 76.

[90] См.: Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. С. 159.

[91] См.: Тузмухамедов Б.Р. Указ. соч. С. 83.

[92] См.: БМД. 1996. N 5. С. 3.

[93] Азербайджан, Казахстан, Молдова, Туркменистан, Украина не являются участниками Положения о КСПМ. Беларусь в соответствии с внесенной оговоркой не направляет контингент в состав миротворческих сил.

[94] См.: Гилимов С.К. Указ. соч. С. 19.

[95] См.: Егоров С.А. Актуальные проблемы права вооруженных конфликтов: Учеб. пособие. С. 221; Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997. С. 20 - 24.

[96] См.: Золотухин Г.А. Правовые источники участия ВС РФ в операциях по поддержанию мира в СНГ // Московский журнал международного права. 2000. N 2. С. 90 - 96.

[97] См. подробнее: БМД. 2007. N 12. С. 21, 24.

[98] См.: ООН в России. Деятельность в целях устойчивого развития. 2004. N 6. С. 2.

[99] См.: Хохлышева О.О. Указ. соч. С. 76.

[100] См.: Независимое военное обозрение. 2004. 25 июня - 1 июля. N 23.

[101] См.: Насиновский В.Е. Указ. соч. С. 30.

[102] См.: Док. ООН SC Res. 794 (1992).

[103] Ввод войск в Сомали сопровождался серьезным ухудшением международной обстановки. Перемирие оказалось неустойчивым. В июне 1993 г. представители миротворческой миссии ООН оказались вовлеченными в боевые действия. Были понесены многочисленные потери среди гражданского населения и персонала ООН. Автономные карательные действия США были резко осуждены другими государствами, которые потребовали соответствующих действий ООН, в связи с чем Советом Безопасности ООН было вынесено решение о преждевременном выводе миротворческих войск. В феврале 1994 г. мандат на проведение миротворческих операций в Сомали был пересмотрен и возобновлен. В целом же коллективная миротворческая акция в Сомали закончилась неудачей. См.: SIPRI Yearbook, 1998. Oxford, 1998. P. 40 - 52.

[104] См.: Хохлышева О.О. Указ. соч. С. 78.

[105] См.: Док. ООН SC Res. 940 (1994).

[106] См.: Черниченко С.В. Правовое обоснование операций по восстановлению и поддержанию международного мира и безопасности (опыт и проблемы). Аналитическая разработка. С. 41.

[107] См.: Хохлышева О.О. Указ. соч. С. 69.

[108] См.: Russef B., Sutterlin J. The UN in a New World Order "Foreign Affairs". 1994. Spring. P. 67.

[109] См.: Кривчикова Э.С. Вооруженные силы ООН. М., 1965. С. 118 - 186.

[110] См.: Biermann W. "Old" UN Peacekeeping Principles and "New" Conflicts. Some Ideas to Reduce the Troubles of Post-cold War Peace Missions // Working papers Center for Peace and Conflict Research. Copenhagen, 1994. N 18. P. 19.

[111] См. подробнее: Малеев Ю.Н. Реабилитация адекватного и пропорционального применения силы // Московский журнал международного права. 2004. N 3. С. 31 - 47.

[112] См.: Лукашук И.И. Международное право. С. 116, 117.

[113] По общему мнению, объяснением существующего сложного положения должны служить объективные причины. В период противостояния двух политических систем ООН выполняла функции, связанные с гл. VI Устава ООН, и только в 1990-е гг. наиболее актуальными стали действия по принуждению к миру (гл. VII Устава ООН). ООН не имеет соответствующих руководящих институтов, средств и опыта. Она продолжает испытывать проблемы, связанные с организацией и управлением ее полевыми операциями, недостаточно развитой инфраструктурой и дефицитом финансовых средств. См.: Хохлышева О.О. Указ. соч. С. 87.

[114] См. подробнее: Бухмин С.В. Указ. соч. С. 15.

[115] The Convention of the Safety of United Nations and Associated Personnel, UNGA Res. 49/59. 9 Dec. 1994 // The Key Resolutions of the United Nations General Assembly, 1948 - 1996. Oxford University Press, 1997. P. 621 - 630.

[116] Там же.

[117] См. подробнее: Бухмин С.В. Указ. соч. С. 8, 9.

[118] См.: Хохлышева О.О. Указ. соч. С. 69.

[119] См.: Егоров С.А. Актуальные проблемы права вооруженных конфликтов: Учеб. пособие. С. 221.

[120] См. подробнее: Малеев Ю.Н. Реабилитация адекватного и пропорционального применения силы // Московский журнал международного права. 2004. N 3. С. 46.

[121] См.: Comprehensive Review of the Whole Question of Peacekeeping Operations in All Their Aspects, GA Plenary Meeting, 9 Dec. 1994; An Agenda for Peace: Preventive Diplomacy and Related Matters, GA Rea., 1992, 18 Dec. 9th Plenary Meetings; Supplement to An Agenda for Peace; 1995.

[122] См.: Аннан К.А. Годовой доклад о работе Организации. Нью-Йорк, 1998. С. 23.

[123] См. подробнее: Миротворческие акции ООН (1948 - 1996). М., 1996. С. 11.

[124] См.: Плоскова А.Б. Реформирование ООН и пересмотр ее Устава. М., 1998. С. 7.

[125] Там же.

[126] Эту позицию по проблеме отражает мнение американского профессора Р. Фолка в анализе решения Международного суда ООН по делу "Никарагуа против США" 1986 г. Как известно, в Никарагуа имел место вооруженный конфликт немеждународного характера, осложненный агрессией. См.: Falk R. The World Court's Achievement // AJIL. 1987. Vol. 81. N 1. P. 107.

[127] См.: Федоров В.Н. ООН - инструмент по поддержанию международного мира и безопасности: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1982. С. 11.

[128] См.: Броунли Я. Международное право: В 2 т. М., 1977. Т. 2. С. 407.

[129] Мартенс Ф.Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 448.

[130] Как подчеркивается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537: "Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений". Суверенитет ряда стран СНГ также подвергается испытаниям внутренними вооруженными конфликтами. Именно с целью избежать эскалации насилия в регионе в 1996 г. была принята Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников СНГ.

[131] См.: Гилимов С.К. Указ. соч. С. 15.

[132] Гали Б.Б. Навстречу новым вызовам. 1995: Доклад о работе Организации за период с 49-й по 50-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк, 1995. С. 295.

[133] См. подробнее: Насиновский В.Е. Указ. соч. С. 40 - 41.

[134] Контадорский процесс начался в январе 1983 г., когда Мексика, Колумбия, Панама и Венесуэла взяли на себя инициативу найти политическое решение разрастающегося конфликта. В 1985 г. к ним присоединились Аргентина, Бразилия, Перу, Уругвай, образовавшие так называемую Группу поддержки Контадоры. См.: Медарно Р.С. Указ. соч. С. 14.

[135] См.: Поликанов Д.В. Указ. соч. С. 22.

[136] См.: Аннан К.А. Проблема вмешательства. Нью-Йорк, 1999. С. 4.

[137] См.: Док. ООН E/CN. 4/2002/95/Add. 2. 15 Febr. 2002. P. 3.

[138] См.: URL: http:/www.un.org/russian/conferen.htm.

[139] См.: Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. С. 232.

[140] См.: Шинкарецкая Г.Г. Разгром фашизма и перспективы международного правосудия // Государство и право. 2005. N 8. С. 54.

[141] См.: Костенко Н.И. Международная уголовная юстиция. С. 12.

[142] См.: Международные организации и кризис на Балканах. Документы. Т. 3. С. 23.

[143] См. подробнее: Русинова В.Н. Указ. соч. С. 25.

[144] См.: Док. ООН A/59/100/Add. 1. 19 Aug. 2004. P. 91.

[145] E/CN. 4/Sub. 2/2004/43. 15 June 2004.

[146] См.: Yearbook of the International Law Commission. N.Y., 1949. P. 281.

[147] См.: Док. ООН P/55/2/2000.

[148] См.: Лукашук И.И. Право международной ответственности. С. 73.

[149] См.: Лукашук И.И. Международное право. С. 115.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: