Важное значение для осуществления эффективной хозяйственной деятельности торговой организации, своевременного выявления и предупреждения негативных моментов в ее работе имеет анализ динамики и структуры финансовых результатов.
При анализе финансовых результатов деятельности торговой организации исследуются:
· структура прибыли (убытка);
· динамика показателей прибыли (убытка) организации за текущий анализируемый период;
· влияние отдельных факторов на динамику прибыли (убытка).
Для проведения анализа используются следующие источники информации: Отчет о прибылях и убытках, данные по счетам 90 «Реализация», 91 «операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» и др.
На основе Отчета о прибылях и убытках осуществляется анализ структуры прибыли (убытка), данные которого заносятся в следующую группировочную таблицу (табл. 3. 1.).
Таблица 3.1. Анализ и оценка структуры прибыли (убытка) ЧТУП «Мядельский торгсервис» за 2009-2010 гг.
Показатели | № строки в форме 2, порядок расчета | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение (+;-) |
1. Прибыль (убыток) от реализации товаров, млн р. | стр. 051 | -63 | -68 | -5 |
2. Прибыль (убыток) по операциям на счете учета операционных доходов и расходов, всего, млн р. | стр. 121 | 0 | 9 | 9 |
В том числе: 2. 1. прибыль (убыток) от операций с имуществом, млн р. | стр. 060 - стр. 071 | 0 | 12 | 12 |
2. 2. прибыль (убыток) от прочих операций, млн р. | стр. 100 - стр. 111 | 0 | -3 | -3 |
3. Прибыль (убыток) по операциям на счете учета внереализационных доходов и расходов, млн р. | стр. 151 | -14 | 8 | 22 |
4. Итого прибыль (убыток) за отчетный период, млн р. | стр. 161 | -77 | -51 | 26 |
5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн р. | стр. 181 | -87 | -68 | 19 |
Из приведенных в таблице 3. 1. данных видно, что организация в 2010 г. получила убыток на 19 млн р. меньше, чем в 2009 г. Это объясняется увеличением суммы прибыли по операционным доходам и расходам на 9 млн р., и прибыли по внереализационным доходам и расходам на 22 млн р.
На изменение прибыли отчетного периода оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности он делятся на факторы первого и второго порядков.
К факторам первого порядка относятся изменения:
· прибыли (убытка) от реализации товаров;
· прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов;
· прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов.
Факторами второго порядка являются изменения:
· объема реализованных товаров;
· структуры реализованных товаров;
· полной себестоимости реализованных товаров;
· цен на реализованные товары.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с прибылью (убытком) отчетного периода прямая, за исключением изменения полной себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.
Влияние факторов первого порядка рассчитывается путем сравнения соответствующих данных за прошлый и отчетный периоды.
Анализ влияния факторов второго порядка на прибыль (убыток) от реализации товаров представлен в таблице 3. 2.
Таблица 3.2. Исходная информация для анализа факторов изменения прибыли (убытка) от реализации товаров ЧТУП «Мядельский торгсервис» за 2009-2010 гг.
Показатели | Прошлый год | Прошлый год в пересчете на фактический объем реализации. | Отчетный год | Отклонение от прошлого года (+;-) |
1. Выручка от реализации товаров за минусом вычитаемых из реализации налогов, млн р. | 1883 | 1897 | 2200 | 317 |
2. Полная себестоимость реализованных товаров, млн р. | 1946 | 1956 | 2268 | 322 |
3. Прибыль (убыток) от реализации товаров, млн р. | -63 | -59 | -68 | -5 |
Организация, согласно данных таблицы 3. 2., в отчетном году получила убыток на 5 млн р. больше, чем в прошлом году. Это обусловлено более высоким ростом полной себестоимости, которая в отчетном году выросла на 322 млн р., по сравнению с ростом выручки от реализации товаров, составляющим 317 млн р. Организацией должны быть приняты меры по выходу из сложившейся ситуации.
Для определения влияния на изменение убытка от реализации товаров в сумме 5 млн р. составляется аналитическая таблица 3. 3.
Таблица 3.3. Расчет влияния факторов изменения убытка от реализации товаров ЧТУП «Мядельский торгсервис»
Факторы | Расчет | Сумма влияния на убыток от реализации, млн р. |
1. Изменение объема реализованных товаров | - (63× - (-63))-1 | |
2. Изменение структуры реализованых товаров | - (-59 - (-63) - 1) | -3 |
3. Изменение полной себестоимости реализованных товаров | 2268-1956 | 312 |
4. Изменение цен на реализованные товары | - (2200-1897) | -303 |
5. Итого | -68 - (-63) | -5 |
Из данных таблицы 3. 3. следует, что увеличение доли более рентабельных видов товаров в общем объеме ее реализации и увеличение уровня цен на реализованные товары привели к снижению суммы убытка от реализации товаров на 306 млн р. (3+303). Увеличение полной себестоимости реализованных товаров и невыполнение плана по объему реализации товаров оказало положительное влияние на сумму убытка от реализации товаров в сумме 312 млн р.
Значительное влияние на прибыль отчетного периода оказывают финансовые результаты от операционных доходов и расходов, а также от внереализационных операций.
Рост прибыли по счету учета операционных доходов и расходов свидетельствует о следующем:
· о росте доходности от операций с имуществом или от финансовых операций. При этом рост доходности от операций с имуществом может быть обусловлен его намеренной распродажей с целью привлечения оборотных средств;
· о сокращении операционных расходов, обусловленных погашением кредитов и займов, полученных на приобретение товарных ценностей, проценты по которым в установленном законодательством порядке относили на счет учета операционных доходов и расходов, и т.д.
Анализ внереализационных доходов и расходов, по нашему мнению, следует проводить по каждому их виду. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Необходимо установить причины потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. При анализе уплаченных штрафов, пени и неустоек за нарушение хозяйственных договоров необходимо выяснить, кому и за что уплачены эти суммы и кто является виновником.
Особое внимание при проведении анализа следует уделить вопросам погашения дебиторской задолженности. Это особенно важно по той причине, что в случае несвоевременного погашения такой задолженности торговая организация за реализованные товары должна досрочно, до получения оплаты, уплачивать налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в месяце отгрузки.
По результатам анализа внереализационных операций разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности, прочих внереализационных операций.
В условиях формирования и развития рыночных отношений эффективность функционирования торговой организации во многом зависит от прибыльности работы, возможности накапливать финансовые ресурсы. В связи с этим возрастает значимость исследования прибыльности (убыточности) субъекта хозяйствования с помощью комплексного и глубокого анализа показателей рентабельности.
Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
В экономической литературе предложено множество рекомендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабельности. На практике уровень рентабельности хозяйственной деятельности торговой организации обычно определяется отношением суммы прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль (убыток) в товарообороте. Этот показатель рентабельности следует рассчитывать не по всей прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как финансовые результаты от продажи основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота.
Экономисты стран с развитой рыночной экономикой называют его уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валовой прибыли и в обратной от роста или снижения уровней расходов на реализацию и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:
Наряду с рассмотренным показателем рентабельности продаж, изучают также рентабельность совокупного капитала, внеоборотных активов, оборотных средств, расходов на реализацию, собственного капитала и др. Профессор М.И. Баканов рекомендует изучать долю прибыли от реализации товаров в валовой прибыли и издержках обращения.
Показатели рентабельности следует рассчитывать и оценивать раздельно по прибыли от реализации товаров, по общей и чистой прибыли, что позволяет проанализировать влияние составных частей прибыли (финансовых результатов от текущей, операционной и внереализационной деятельности), ее распределения и использования на общую рентабельность деятельности торговой организации. В зарубежной практике менеджмента предпочтение отдают показателю рентабельности, исчисленному по чистой прибыли.
В заключение хотелось бы предложить анализ рентабельности продаж проводить по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валовой прибыли и издержек обращения. Это позволит определить высокорентабельные, низкорентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях формирования и становления рыночной экономики рекомендуем определять и изучать рентабельность каждой партии закупленных товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий необходимо также учитывать их оборачиваемость. Результат данной методики покажем условно на примере в таблице 3. 4.
Таблица 3.4. Анализ рентабельности продаж по товарам
Товар | Рентабельность продаж в% к обороту | Оборачиваемость товаров в днях | Средняя рентабельность продаж в% к обороту (гр. 2: гр. 3) |
А | 4,000 | 25 | 0,160 |
В | 2,000 | 5 | 0,400 |
Уровень рентабельности продажи товара А в два раза выше, чем товара В. Однако оборачиваемость товара А в пять раз медленнее, чем товара В. Следовательно, торговой организации выгоднее закупить и продавать товар В, по которому среднедневная рентабельность продаж в 2,5 раза выше (0,400:0,160), чем по товару А.