Анализ доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации

Важное значение для осуществления эффективной хозяйственной деятельности торговой организации, своевременного выявления и предупреждения негативных моментов в ее работе имеет анализ динамики и структуры финансовых результатов.

При анализе финансовых результатов деятельности торговой организации исследуются:

· структура прибыли (убытка);

·   динамика показателей прибыли (убытка) организации за текущий анализируемый период;

·   влияние отдельных факторов на динамику прибыли (убытка).

Для проведения анализа используются следующие источники информации: Отчет о прибылях и убытках, данные по счетам 90 «Реализация», 91 «операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» и др.

На основе Отчета о прибылях и убытках осуществляется анализ структуры прибыли (убытка), данные которого заносятся в следующую группировочную таблицу (табл. 3. 1.).

 


Таблица 3.1. Анализ и оценка структуры прибыли (убытка) ЧТУП «Мядельский торгсервис» за 2009-2010 гг.

Показатели № строки в форме 2, порядок расчета 2009 г. 2010 г. Отклонение (+;-)
1. Прибыль (убыток) от реализации товаров, млн р. стр. 051 -63 -68 -5
2. Прибыль (убыток) по операциям на счете учета операционных доходов и расходов, всего, млн р. стр. 121 0 9 9
В том числе: 2. 1. прибыль (убыток) от операций с имуществом, млн р.  стр. 060 - стр. 071 0 12 12
2. 2. прибыль (убыток) от прочих операций, млн р. стр. 100 - стр. 111 0 -3 -3
3. Прибыль (убыток) по операциям на счете учета внереализационных доходов и расходов, млн р. стр. 151 -14 8 22
4. Итого прибыль (убыток) за отчетный период, млн р. стр. 161 -77 -51 26
5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн р. стр. 181 -87 -68 19

 

Из приведенных в таблице 3. 1. данных видно, что организация в 2010 г. получила убыток на 19 млн р. меньше, чем в 2009 г. Это объясняется увеличением суммы прибыли по операционным доходам и расходам на 9 млн р., и прибыли по внереализационным доходам и расходам на 22 млн р.

На изменение прибыли отчетного периода оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности он делятся на факторы первого и второго порядков.

К факторам первого порядка относятся изменения:

· прибыли (убытка) от реализации товаров;

·   прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов;

·   прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов.

Факторами второго порядка являются изменения:

· объема реализованных товаров;

·   структуры реализованных товаров;

·   полной себестоимости реализованных товаров;

·   цен на реализованные товары.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с прибылью (убытком) отчетного периода прямая, за исключением изменения полной себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.

Влияние факторов первого порядка рассчитывается путем сравнения соответствующих данных за прошлый и отчетный периоды.

Анализ влияния факторов второго порядка на прибыль (убыток) от реализации товаров представлен в таблице 3. 2.

 

Таблица 3.2. Исходная информация для анализа факторов изменения прибыли (убытка) от реализации товаров ЧТУП «Мядельский торгсервис» за 2009-2010 гг.

Показатели Прошлый год Прошлый год в пересчете на фактический объем реализации. Отчетный год Отклонение от прошлого года (+;-)
1. Выручка от реализации товаров за минусом вычитаемых из реализации налогов, млн р. 1883 1897 2200 317
2. Полная себестоимость реализованных товаров, млн р. 1946 1956 2268 322
3. Прибыль (убыток) от реализации товаров, млн р. -63 -59 -68 -5

 

Организация, согласно данных таблицы 3. 2., в отчетном году получила убыток на 5 млн р. больше, чем в прошлом году. Это обусловлено более высоким ростом полной себестоимости, которая в отчетном году выросла на 322 млн р., по сравнению с ростом выручки от реализации товаров, составляющим 317 млн р. Организацией должны быть приняты меры по выходу из сложившейся ситуации.

Для определения влияния на изменение убытка от реализации товаров в сумме 5 млн р. составляется аналитическая таблица 3. 3.

 

Таблица 3.3. Расчет влияния факторов изменения убытка от реализации товаров ЧТУП «Мядельский торгсервис»

Факторы Расчет Сумма влияния на убыток от реализации, млн р.
1. Изменение объема реализованных товаров - (63× - (-63))-1  
2. Изменение структуры реализованых товаров - (-59 - (-63) - 1) -3
3. Изменение полной себестоимости реализованных товаров 2268-1956 312
4. Изменение цен на реализованные товары - (2200-1897) -303
5. Итого -68 - (-63) -5

 

Из данных таблицы 3. 3. следует, что увеличение доли более рентабельных видов товаров в общем объеме ее реализации и увеличение уровня цен на реализованные товары привели к снижению суммы убытка от реализации товаров на 306 млн р. (3+303). Увеличение полной себестоимости реализованных товаров и невыполнение плана по объему реализации товаров оказало положительное влияние на сумму убытка от реализации товаров в сумме 312 млн р.

Значительное влияние на прибыль отчетного периода оказывают финансовые результаты от операционных доходов и расходов, а также от внереализационных операций.

Рост прибыли по счету учета операционных доходов и расходов свидетельствует о следующем:

· о росте доходности от операций с имуществом или от финансовых операций. При этом рост доходности от операций с имуществом может быть обусловлен его намеренной распродажей с целью привлечения оборотных средств;

·   о сокращении операционных расходов, обусловленных погашением кредитов и займов, полученных на приобретение товарных ценностей, проценты по которым в установленном законодательством порядке относили на счет учета операционных доходов и расходов, и т.д.

Анализ внереализационных доходов и расходов, по нашему мнению, следует проводить по каждому их виду. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Необходимо установить причины потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. При анализе уплаченных штрафов, пени и неустоек за нарушение хозяйственных договоров необходимо выяснить, кому и за что уплачены эти суммы и кто является виновником.

Особое внимание при проведении анализа следует уделить вопросам погашения дебиторской задолженности. Это особенно важно по той причине, что в случае несвоевременного погашения такой задолженности торговая организация за реализованные товары должна досрочно, до получения оплаты, уплачивать налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в месяце отгрузки.

По результатам анализа внереализационных операций разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности, прочих внереализационных операций.

В условиях формирования и развития рыночных отношений эффективность функционирования торговой организации во многом зависит от прибыльности работы, возможности накапливать финансовые ресурсы. В связи с этим возрастает значимость исследования прибыльности (убыточности) субъекта хозяйствования с помощью комплексного и глубокого анализа показателей рентабельности.

Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

В экономической литературе предложено множество рекомендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабельности. На практике уровень рентабельности хозяйственной деятельности торговой организации обычно определяется отношением суммы прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль (убыток) в товарообороте. Этот показатель рентабельности следует рассчитывать не по всей прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как финансовые результаты от продажи основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота.

Экономисты стран с развитой рыночной экономикой называют его уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валовой прибыли и в обратной от роста или снижения уровней расходов на реализацию и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:

 


Наряду с рассмотренным показателем рентабельности продаж, изучают также рентабельность совокупного капитала, внеоборотных активов, оборотных средств, расходов на реализацию, собственного капитала и др. Профессор М.И. Баканов рекомендует изучать долю прибыли от реализации товаров в валовой прибыли и издержках обращения.

Показатели рентабельности следует рассчитывать и оценивать раздельно по прибыли от реализации товаров, по общей и чистой прибыли, что позволяет проанализировать влияние составных частей прибыли (финансовых результатов от текущей, операционной и внереализационной деятельности), ее распределения и использования на общую рентабельность деятельности торговой организации. В зарубежной практике менеджмента предпочтение отдают показателю рентабельности, исчисленному по чистой прибыли.

В заключение хотелось бы предложить анализ рентабельности продаж проводить по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валовой прибыли и издержек обращения. Это позволит определить высокорентабельные, низкорентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях формирования и становления рыночной экономики рекомендуем определять и изучать рентабельность каждой партии закупленных товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий необходимо также учитывать их оборачиваемость. Результат данной методики покажем условно на примере в таблице 3. 4.

 


Таблица 3.4. Анализ рентабельности продаж по товарам

Товар Рентабельность продаж в% к обороту Оборачиваемость товаров в днях Средняя рентабельность продаж в% к обороту (гр. 2: гр. 3)
А 4,000 25 0,160
В 2,000 5 0,400

 

Уровень рентабельности продажи товара А в два раза выше, чем товара В. Однако оборачиваемость товара А в пять раз медленнее, чем товара В. Следовательно, торговой организации выгоднее закупить и продавать товар В, по которому среднедневная рентабельность продаж в 2,5 раза выше (0,400:0,160), чем по товару А.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: