Вопросы и задания к теме 1

 

  1. Дайте определение межличностных отношений.
  2. Что такое личность? Дайте свое определение. Сравните его с определениями, которые вы найдете в словарях.
  3. Вспомните психологические особенности, присущие мальчикам и девочкам, и, опираясь на них, составьте рекомендации для воспитания мальчиков и девочек.
  4. Вправе ли вы себя считать сформировавшейся личностью? Постарайтесь предельно честно ответить на следующие вопросы:

— умеете ли вы самостоятельно, по внутреннему своему побуж­дению ставить перед собой важные жизненные цели и достигать их?

— всегда ли вы имеете собственные взгляды, твердые жизненные убеждения, или ваше мнение во многом определяется мнением окру­жающих людей?

— способны ли вы отстаивать свои убеждения и твердо следовать своим нравственным принципам?

— какова ваша жизненная позиция, какую роль вам приходится чаще играть в нынешней вашей жизни: пассивного потребителя или созидателя (не забудьте, что работа над собой, строительство собствен­ного «я» — одна из форм созидания)?

  1. Прокомментируйте высказывание Паоло Мантегацца: «Степень женственности в руках ее воспитателей».
  2. Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Гамзатова:

…В женщине, скажи, какой черте

Придаешь особое значение?

– Женщина во всем на высоте,

принимаю все без исключения.

Спрашивают: – Более всего

Что тебе, скажи, в мужчине нравится?

– Украшает мужество его

и любовью к женщине он славится.

Согласны ли вы с позицией автора?

  1. Закончите фразу: «Царство женщины – это…»
  2. Сформулируйте кодекс современного джентльмена (для девушек) и истинной леди (для юношей).
  3. Можно ли стать счастливым, не обладая привлекательной внешностью? Ваше мнение.
  4. Согласны ли вы с мнением Генриха Гейне: «Единственная красота, которая мне известна – это здоровье»?
  5. Как бы вы ответили на вопрос Н. Заболоцкого о красоте в стихотворении «Некрасивая девчонка»: «Так что такое красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Психологический практикум «Мудрость в повседневных отношениях»

Задания для юношей

(Девушки, подумайте и скажите, какой ответ вы бы хотели услышать от вашего любимого человека)

Ситуация 1

Девушка одела на голову ужасную ярко-красную шляпу, повесила на уши безвкусные серьги, т.е., на ваш взгляд, это не украшает ее; вы:

а) тактично выскажете свое мнение об этом;

б) бросите справедливые, но колкие и категоричные замечания о ее вкусе;

в) будете настаивать, чтобы она немедленно все это сняла и не безобразила себя?

Ситуация 2

У вашей девушки появилась подруга, которая вам не нравится. Она увлекается астрологией, хиромантией и прочей эзотерикой, чем и привязала к себе девушку. На ваш взгляд, она неумна, бесцеремонна, у нее дурные привычки; вы будете:

а) высказываться о ней, используя все образные возможности русского языка;

б) «забывать» передать девушке то, что звонила подруга и просила позвонить ей;

в) вести себя невежливо в отношении этой подруги, беседовать с ней подчеркнуто сухо и неприязненно;

г) поставите ультиматум: «Или я, или она»?

Ситуация 3

Близкий вам человек начинает курить, а вы ярый противник курения. Ваши действия?

Задания для девушек

(Юноши, какой ответ вы бы хотели услышать от прекрасной половины?)

Ситуация 1

Близкий вам человек (приятель, друг) не побрился, а вы это очень не любите. Ваши действия:

а) промолчу;

б) тактично выскажу свое отрицательное отношение к этому (кстати, в какой форме?);

в) не удержусь и уколю справедливым замечанием по поводу его щетины;

г) потребую, чтобы он немедленно привел себя в порядок?

Ситуация 2

Близкий вам человек начинает вести неправильный образ жизни (встречается с сомнительными друзьями, начинает курить, становится нервным и раздражительным). Естественно, вас это очень тревожит, и вы хотите что-то предпринять. Вы:

а) постараетесь вызвать его на разговор, чтобы разобраться в происходящем, в тактичной форме выскажете свое отношение к его поведению и предложите свою помощь;

б) настойчиво будете уговаривать его изменить образ жизни, который до добра его не доведет;

в) будете жестко, в острой и категоричной форме отзываться о его друзьях и новых привычках;

г) примете решительные меры, вплоть до ультиматумов, разрыва отношений?

(Козлов Н. Как относиться к себе и к людям)

 

Литература к теме 1

 

  1. Белорусов С. Интимность и духовность: влюбленность и любовь. – М., 2005.
  2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
  3.  Гуске Ф. Мода. Косметика. – София, 1970.
  4. Дитрих фон Гильдебранд. Метафизика любви. – СПб., 1999.
  5. Зеньковский В.В. Педагогика. – М., 1996.
  6. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.1996.
  7. Козлов Н. Как относиться к себе и людям. – М., 1994.
  8. Колесов Д.В. Биология и психология пола. – М., 2000.
  9. Кулагина И.Ю., Калюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
  10. Ласмане С., Милтс А. Этика. – Рига, 1994.
  11. Маленкова Л.И. Человековедение. – М, 1993.
  12. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. – Самара, 2006.
  13. Паоло Мантегацца. Любовь рода человеческого. – М., 1999.
  14. Психология. Словарь./ Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1990.
  15. Телеповы М. и Н. Поговорим о супружеском счастье. – Пенза, 2003.
  16. Шапошников Е.А. 1000 + 1 совет семейного психотерапевта. – М., 1999.

 



Тема 2. Этикет, или как правильно себя вести

… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только «Пиквика» и вызубрить монолог из «Фауста». Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…

А.П. Чехов

О правилах хорошего тона написаны десятки, если не сотни книг. Каждому хочется быть вежливым, воспитан­ным человеком, знать, как вести себя дома, на улице и на работе, как научиться красиво есть, что дарить люби­мым на праздники и на день рождения, кого первым представлять при знакомстве, как самому представляться и т.д.

В разных странах существуют свои обычаи и правила поведения и то, что в одной стране выглядит вполне естественно и воспринима­ется всеми как норма, в других странах может вызвать лишь насмешку. Однако есть нечто общее, что присуще всем цивилизован­ным народам и что отличает культурного человека от не­культурного.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: