МОДУЛЬ 1. Основы организации и проведения медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в мирное и военное время
Занятие № 1. Правовые аспекты охраны здоровья населения и военнослужащих.
Цель занятия: изучить основные и руководящие документы, определяющие организацию, содержание и порядок проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в мирное и военное время.
Задание 1.Прочитайте учебный материал к теме занятия. 2.Ознакомьтесь, с приведенными в учебном пособие «Руководство к практическим занятиям по военной гигиене» разделами: «Введение», «Глава I Основы организации и проведения медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в мирное и военное время» Занятие № 1. Правовые аспекты охраны здоровья населения и военнослужащих», стр. 5-21. 3.Письменно заполните представленные таблицы, схемы, предложения. 4.Дайте письменные ответы на контрольные вопросы по теме занятия. 5.Дайте ответы на тестовые вопросы. 6.Напишите реферативное сообщение, подготовьте презентации, по теме занятия. |
Учебный материал к теме занятия
|
|
Военная гигиена –дисциплина, изучающая закономерности влияния различных неблагоприятных факторов на организм военнослужащих, разрабатывающая пути и способы сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и боеспособности личного состава.
Целью военной гигиены является сохранение и укрепление здоровья личного состава военнослужащих.
Предмет исследования в военной гигиене – влияние факторов окружающей среды на здоровья военнослужащих.
Объектами исследования в военной гигиене являются военнослужащий, воинский коллектив и окружающая среда.
Задачи военной гигиены:
Ø изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды, влияющих на здоровье военнослужащих;
Ø изучение закономерностей влияния факторов и условий военной службы на личный состав ВС РФ;
Ø научное обоснование и разработка гигиенических нормативов для мирного и военного времени;
Ø устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния до безопасных уровней;
Ø внедрение и применение в военном деле разработанных нормативов, правил, рекомендаций, указаний;
Ø прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.
Военная гигиена тесно связана с гигиеной чрезвычайных ситуаций (ЧС).
В Федеральном законе (ФЗ) от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определено – ЧС, обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
|
|
ЧС классифицируют по типам, видам, масштабам распространения, тяжести последствий. Общая классификация чрезвычайных ситуаций представляют ЧС:
· природного характера (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, сели, лавины, бури, ураганы, смерчи, засухи, заморозки и т. п.)
· техногенного характера (транспортные аварии и катастрофы; пожары, взрывы и угрозы взрывов; аварии с выбросом химически опасных соединений; радиоактивных нуклидов; биологически опасных веществ);
· военного характера(военные конфликты, терроризм, войны).
В ст. 16 ФЗ приведено, что для ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом РФ в соответствии с законодательством РФ.
Санитарно-эпидемиологический надзор за жизнью, бытом и боевой деятельностью войск решается проведением мероприятий за условиями жизнедеятельности личного состава:
ü за размещением и передвижением войск;
ü осуществлением контроля за питанием с целью обеспечения его полноценности и предотвращения заболеваний, связанных с недоброкачественностью продовольствия или его заражением ОВ, РВ и БС;
ü контроля за водоснабжением с целью исключения использования личным составом недоброкачественной или зараженной воды;
ü за банно-прачечным обслуживанием личного состава и обеспечение вещевым имуществом;
ü осуществлением контроля за обеспечением безопасности военного труда, предупреждения профессиональных заболеваний;
за очисткой территории и состоянием окружающей среды
Состояние здоровья нации имеет общегосударственное значение и рассматривается как один из основных факторов экономического роста, национальной безопасности Российской Федерации (РФ) и боевой готовности её Вооруженных Сил (ВС).
К факторам, определяющим здоровье относят: степень интенсивности и условия труда; наличие профессиональных вредностей; величину заработной платы; жилищные условия; характер питания; уровень культуры; образ жизни; экономическое развития страны; благополучие региона; состояние здравоохранения и т. п.
К здоровью личного состава ВС РФ предъявляются особые требования, т.к. только здоровые военнослужащие могут выполнить сложнейшие боевые задачи по защите Родины. В настоящее время владеть и управлять современной военной техникой, должны духовно и физически здоровые люди, в совершенстве овладевшие оружием. Поэтому здоровье военнослужащих является одним из важнейших факторов их работоспособности и боеготовности.
Право на охрану здоровья граждан (в т.ч. военнослужащих) закреплены Конституцией РФ,Федеральным законом (ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также другими ФЗ, руководствами, приказами.
В Конституции РФ в главе 1 «Основы конституционного строя» ст. 7, п. 2 говорится, что «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Охрана здоровья человека определяется условиями его труда, быта, отдыха и другими факторами. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» ст. 37, п. 3 написано: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…»; п.5: «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».
|
|
Право каждого человека РФ на защиту здоровья закреплено в ст. 41. В ней указано, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
«В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровью человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
«Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» включает следующие главы: 1.Общие положения; 2. Основные принципы охраны здоровья; 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья; 5. Организация охраны здоровья; 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья; 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; 8.Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека; 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации; 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья; 12.Организация контроля в сфере охраны здоровья; 13. Ответственность в сфере охраны здоровья; 14. Заключительные положения.
|
|
Настоящий ФЗ регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, и определяет:
· правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
· права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
· полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
· права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
· права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Законодательство в сфере охраны здоровья закреплено в гл.1, ст. 3, которое основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего ФЗ, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В гл. 2, ст. 4, приведены основные принципы охраны здоровья: 1. соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2. приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3. приоритет охраны здоровья детей; 4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5. ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6. доступность и качество медицинской помощи; 7. недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8. приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9. соблюдение врачебной тайны.
В главе 4, ст. 18, п. 2 указано, что «Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью».
В главе 7 написано «В РФ проводятся следующие виды медицинских экспертиз: экспертиза временной нетрудоспособности; медико-социальная экспертиза; военно-врачебная экспертиза; судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы; экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией; экспертиза качества медицинской помощи.
Понятие санитарного законодательства как совокупности законов, регулирующих отношения в области охраны здоровья людей от неблагоприятного или опасного влияния многообразных факторов среды обитания человека, сформулировано в ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятияорганизационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Среда обитания человека – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В 1991-2005 г. был принят ряд законодательных актов, регулирующих вопросы охраны здоровья населения. К ним относятся федеральные законы «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (1995); «О радиационной безопасности населения» (1996); «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (1998); «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (1999); «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Большое значение в данном аспекте имеет утвержденная указом Президента Российской Федерации 1997 г. № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», которая определяет здоровье населения как основу национальной безопасности страны.
Новые законодательные документы четко определили права и обязанности специалистов службы и предоставили широкие полномочия для самостоятельного разрешения многих проблем, дали основания для осуществления надежной санитарно-эпидемиологической защиты населения России и ВС.
Изменения в нормативно-правовом обеспечении государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ позволяют усовершенствовать организацию и повысить эффективность работы специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в ВС РФ.
В ВС РФ охрана здоровья воинов армии и флота регламентируется федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе»; «Об основах «Об обороне»; «О статусе военнослужащих»; «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей» и т. п., а также уставами, руководствами, приказами, наставлениями и другими документами.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 03.98 № 53 (ред. от 26.07.2017) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан.
В разделе I «Общие положения» ст. 5.1 «Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту» предусматривает следующее.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан.
Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.
В период прохождения военной службы военнослужащий в случае признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе подлежит увольнению досрочно. Право на досрочное увольнение имеет также военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, в случае признания ограниченно годным к военной службе военно-врачебной комиссией, а также при невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит военную службу.
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в ст. 61 зарегистрированы положения о военно-врачебной экспертизе, которая проводится в целях:
· определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);
· установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);
· решения других вопросов, предусмотренных законодательством РФ.
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные образовательные учреждения профессионального образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством РФ.
Требования к состоянию здоровья граждан, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).
Требования к состоянию здоровья граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу или проходящих альтернативную гражданскую службу, аналогичны требованиям, предъявляемым к гражданам, призываемым на военную службу или проходящим военную службу по призыву.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории РФ.
При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством РФ.
Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших военно-врачебную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой военно-врачебной экспертизы.
При проведении независимой военно-врачебной экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.
В случаях, установленных законодательством РФ, прохождение и проведение военно-врачебной экспертизы являются обязательными.
Федеральный Закон «Об обороне» (с изменениями на 26 июля 2017 г.) определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Основы государственной политики по правовой и социальной защите (в том числе и охране здоровья) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей устанавливает Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76 от 27.05.98 (с изменениями на 16 ноября 2017).
Ст. 16 закона «Право на охрану здоровья, медицинскую помощь» гласит:
1.Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
2.Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории РФ осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).
Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.
Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.
Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.
Члены семей офицеров (несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством РФ. При амбулаторном лечении лекарства им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ плата не взимается.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года) при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.
Военнослужащие-женщины пользуются правами и льготами, предусмотренными законодательством об охране семьи, материнства и детства.
В ст. 25 закона «Дополнительные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей» подчеркивается, что:
· Военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
· На членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространятся социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
Законодательная основа охраны здоровья военнослужащих в ВС РФ получила широкое развитие в различных руководящих документах и приказах.
В Уставе внутренней службы (УВС) ВС РФ (с изменениями на 16 мая 2017 года) в разделе «Общие обязанности военнослужащих» говорится, что «военнослужащий обязан строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников)». Следовательно, вышеприведенные законы, касающиеся охраны жизни и здоровья граждан, распространяются на всех военнослужащих.
В гл. 3 Устава внутренней службы определена ответственность командиров (начальников) за охрану здоровья личного состава ВС РФ.
Командир (начальник) обязан:
ü твердо знать законы, относящиеся к его служебной деятельности, положения воинских уставов, действовать в строгом соответствии с ними и требовать от подчиненных их соблюдения;
ü принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава;
ü принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава;
ü предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;
ü организовывать и осуществлять контроль за техническим состоянием и эксплуатацией вооружения и военной техники, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;
ü обеспечивать полноту доведения до личного состава положенного денежного и других видов довольствия...;
ü принимать меры по охране окружающей среды в районе деятельности воинской части...
Устав требует от военнослужащего соблюдать правила личной и общественной гигиены, совершенствовать свою физическую подготовку, строго выполнять требования техники безопасности, заботиться о сохранении своего здоровья, воздерживаться от вредных привычек.
Положения Устава регламентируют условия жизнедеятельности и быта части. Внутренний распорядок – это строгое соблюдение определенных воинскими уставами правил размещения, повседневной деятельности, быта военнослужащих в воинской части и несения службы суточным нарядом.
Повседневная деятельность военнослужащих в любой обстановке должна осуществляться с соблюдением требований воинских уставов и наставлений об оздоровлении условий службы и быта. При этом учитываются специфика выполняемых задач, климатические условия, экологическая обстановка в районе дислокации воинской части, состояние материального обеспечения и казарменно-жилищного фонда.
Глава 8 УВС ВС РФ «Охрана здоровья военнослужащих» содержит как общие положения, ответственность за выполнение которых несут различные должностные лица, так и частные вопросы, возложенные на медицинскую службу и лично на каждого военнослужащего. В ней подчеркивается, что «сохранение и укрепление здоровья военнослужащих – важная и неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Забота командира (начальника) о здоровье подчиненных является одной из его основных обязанностей в деятельности по обеспечению постоянной боевой готовности воинской части (подразделения)».
На основании вышеизложенного общая ответственность по укреплению и сохранению здоровья военнослужащих возлагается на командование. Конкретные санитарные мероприятия в воинских частях разрабатываются командирами, штабами и службами на основе руководящих документов (федеральных законов, нормативных правовых актов, приказов министра обороны РФ и его заместителей, уставов, наставлений и руководств по службам), в которых требования гигиенические нормы и санитарные правила отражены в виде положений по сохранению здоровья военнослужащих и безопасному проведению работ.
Письменно заполните