Вопросы для подготовки:
1. Общая характеристика государственного управления административно-политической сферой: ее значение и структура, основные направления административно-правового регулирования.
2. Административно-правовое обеспечение государственного управления обороной Российской Федерации (организационно-правовая система и органы управления).
3. Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие, состав, административно-правовое регулирование воинской обязанности российских граждан и военной службы.
4. Военно-административное деление Российской Федерации.
5. Административно-правовое обеспечение безопасности Российской Федерации.
6. Функции, организация и компетенция органов исполнительной власти в сфере обеспечения государственной безопасности.
7. Административно-правовое обеспечение государственного управления внутренними делами.
8. Государственное управление в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности: органы управления внутренними делами, правовое положение органов полиции, войск национальной гвардии, органов по вопросам миграции.
|
|
9. Государственное управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
10. Административно-правовое обеспечение государственного управления таможенным делом.
11. Административно-правовое обеспечение государственного управления иностранными делами. Представительства и консульства Российской Федерации за рубежом.
12. Административно-правовое обеспечение государственного управления юстицией.Роль Минюста России в укреплении законности и правопорядка.
13. Учреждения юстиции, исполняющие уголовные наказания, и административно-правовое регулирование их деятельности.
14. Федеральная служба судебных приставов: особенности административно-правового статуса.
15. Регистрация актов гражданского состояния: понятие, задачи, административно-правовое обеспечение.
Задания для семинарского/практического занятия:
1) Подготовить доклады/презентации на следующие темы (период выступления – 5-8 минут): «Охрана Государственной границы Российской Федерации: административно-правовой аспект»; «Охрана государственной тайны в Российской Федерации: административно-правовой аспект»; «Борьба с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации: административно-правовой аспект».
2) Решение кейс-задач (по представлению преподавателя).
Задания для самостоятельной работы:
В рамках данной темы необходимо произвести подбор и поиск дополнительного материала по вынесенным на обсуждение вопросам. Используя данные официального сайта Министерства иностранных дел РФ, схематично отобразить организационно-правовую систему управления иностранными делами. Раскрыть основные функции МИД России в соответствии с профильными нормативными правовыми актам. Уточнить организационный состав дипломатического представительства (посольства), его задачи.
|
|
2.1.2. ПРИМЕРНЫЕ КЕЙС-ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРАКИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задача 1
10 декабря прокурор города опротестовал как незаконное постановление главного врача санитарно-эпидемиологического центра от 30 ноября о наложении штрафа на шеф-повара диетической столовой Тарасова. К моменту рассмотрения протеста срок, предоставленный законом для добровольной уплаты штрафа, истек, и постановление было обращено к принудительному исполнению. Правомерно ли это действие главного врача санэпидцентра?
Задача 2
Участковый уполномоченный полиции, зайдя в парикмахерскую, расположенную на его участке, застал там распивающими спиртные напитки слесаря Васильева, его ученика 16-летнего Гаврилова, и их друга – парикмахера Сидорова. Выяснилось, что Васильев послал Гаврилова за бутылкой водки с целью «обмыть его первую получку». За этим занятием их и застал участковый. Как следует квалифицировать действия Васильева, Гаврилова и Сидорова?
Задача 3
Сотрудник полиции Кутепов, военнослужащий Петров, начальник налоговой службы района Самсонов, судья Седых и депутат областной Думы Боярин 12 июня 2015 г. находились в лесу, где развели костер. На 15 минут все они отошли к реке. В это время загорелась разбросанная ими возле костра бумага, а затем пламя стремительно перенеслось на кустарник и деревья. Вернувшийся первым Кутепов затушил пожар. Увидевший произошедшее директор лесного хозяйства составил протокол по делу о нарушении противопожарных правил и наложил на каждого из них административный штраф в размере 800 руб. На следующий день он сообщил о случившемся прокурору района и вышестоящим должностным лицам каждого из субъектов правонарушения, которые, в свою очередь, наложили на указанных лиц дисциплинарные взыскания. Все ли действия и решения, принятые соответствующими должностными лицами, являются законными?
Задача 4
Боров, Егоров и Павлюк (возраст каждого – 15 лет) беспричинно избили Андриянова, нанеся ему легкие телесные повреждения. Начальник отдела внутренних дел, квалифицировав действия указанных лиц как мелкое хулиганство, направил материалы судье, который, рассмотрев дело по существу, принял постановление о наложении на каждого административного взыскания в виде административного ареста на срок до 4 часов. Правильно ли применены в данном случае меры административной ответственности?
Задача 5
Вечером 15 марта слесарь Новаков и его друг – военнослужащий Рябов отмечали на квартире Новакова его день рождения. После распития двух бутылок водки они решили посоревноваться в стрельбе по бродячим собакам, беспокоящих их своим лаем. По жалобам соседей наряд полиции задержал Новакова и Рябова. Они были доставлены в отдел полиции, где дежурный составил протоколы об административных правонарушениях и изъял у Новакова ружье. После этого Рябова отпустили домой, обязав явиться на следующий день к 12-ти часам к начальнику отдела полиции, а Новакова водворили в помещение для административно задержанных лиц. В 12 часов начальник отдела полиции, после беседы с нарушителями, направил протоколы на них в суд. Квалифицируйте действия Новакова и Рябова. Правомерны ли действия сотрудников полиции?
2.1.3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (альтернативно – для текущей / промежуточной аттестации)
1. Государственное управление и исполнительная власть соотносятся как:
|
|
а) часть и целое
б) разнородные понятия
в) целое и часть
г) равнозначные понятия
2. Предметом административного права является:
а) реализация полномочий всех субъектов государственного управления
б) система органов государственной исполнительной власти
в) государственно-служебная деятельность
г) совокупность общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся при реализации исполнительной власти
3. Административное право относится к числу отраслей права:
а) некодифицированных
б) частично кодифицированных
в) кодифицированных
г) консолидированных
4. Систематизация административно-правового законодательства – это:
а) организация издания собрания законодательства
б) создание свода административных нормативных правовых актов
в) принятие системы специализированных законов в рамках отрасли административного права
г) упорядочение административных нормативных правовых актов в целях удобства пользования ими на практике
5. Административно-правовые отношения, складывающиеся между несоподчиненными сторонами, одна из которых не подчинена организационно другой, называются:
а) горизонтальными
б) вертикальными
в) организационными
г) координационными
6. Физическое лицо или организация, которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления, в административных правоотношениях выступают:
а) субъектом
б) объектом
в) предметом
г) правами и обязанностями сторон
7. Общественное объединение, не имеющее членства, созданное с целью оказания конкретного вида услуг, является:
а) общественным учреждением
б) общественным движением
в) общественной организацией
г) органом общественной самодеятельности