Тема 7. Административно-правовое обеспечение государственного управления в административно-политической сфере

Вопросы для подготовки:

1. Общая характеристика государственного управления административно-политической сферой: ее значение и структура, основные направления административно-правового регулирования.

2. Административно-правовое обеспечение государственного управления обороной Российской Федерации (организационно-правовая система и органы управления).

3. Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие, состав, административно-правовое регулирование воинской обязанности российских граждан и военной службы.

4. Военно-административное деление Российской Федерации.

5. Административно-правовое обеспечение безопасности Российской Федерации.

6. Функции, организация и компетенция органов исполнительной власти в сфере обеспечения государственной безопасности.

7. Административно-правовое обеспечение государственного управления внутренними делами.

8. Государственное управление в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности: органы управления внутренними делами, правовое положение органов полиции, войск национальной гвардии, органов по вопросам миграции.

9. Государственное управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

10. Административно-правовое обеспечение государственного управления таможенным делом.

11. Административно-правовое обеспечение государственного управления иностранными делами. Представительства и консульства Российской Федерации за рубежом.

12. Административно-правовое обеспечение государственного управления юстицией.Роль Минюста России в укреплении законности и правопорядка.

13. Учреждения юстиции, исполняющие уголовные наказания, и административно-правовое регулирование их деятельности.

14. Федеральная служба судебных приставов: особенности административно-правового статуса.

15. Регистрация актов гражданского состояния: понятие, задачи, административно-правовое обеспечение.

Задания для семинарского/практического занятия:

1) Подготовить доклады/презентации на следующие темы (период выступления – 5-8 минут): «Охрана Государственной границы Российской Федерации: административно-правовой аспект»; «Охрана государственной тайны в Российской Федерации: административно-правовой аспект»; «Борьба с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации: административно-правовой аспект».

2) Решение кейс-задач (по представлению преподавателя).

Задания для самостоятельной работы:

В рамках данной темы необходимо произвести подбор и поиск дополнительного материала по вынесенным на обсуждение вопросам. Используя данные официального сайта Министерства иностранных дел РФ, схематично отобразить организационно-правовую систему управления иностранными делами. Раскрыть основные функции МИД России в соответствии с профильными нормативными правовыми актам. Уточнить организационный состав дипломатического представительства (посольства), его задачи.

 

2.1.2. ПРИМЕРНЫЕ КЕЙС-ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРАКИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Задача 1

10 декабря прокурор города опротестовал как незаконное постановление главного врача санитарно-эпидемиологического центра от 30 ноября о наложении штрафа на шеф-повара диетической столовой Тарасова. К моменту рассмотрения протеста срок, предоставленный законом для добровольной уплаты штрафа, истек, и постановление было обращено к принудительному исполнению. Правомерно ли это действие главного врача санэпидцентра?

 

Задача 2

Участковый уполномоченный полиции, зайдя в парикмахерскую, расположенную на его участке, застал там распивающими спиртные напитки слесаря Васильева, его ученика 16-летнего Гаврилова, и их друга – парикмахера Сидорова. Выяснилось, что Васильев послал Гаврилова за бутылкой водки с целью «обмыть его первую получку». За этим занятием их и застал участковый. Как следует квалифицировать действия Васильева, Гаврилова и Сидорова?

 

Задача 3

Сотрудник полиции Кутепов, военнослужащий Петров, начальник налоговой службы района Самсонов, судья Седых и депутат областной Думы Боярин 12 июня 2015 г. находились в лесу, где развели костер. На 15 минут все они отошли к реке. В это время загорелась разбросанная ими возле костра бумага, а затем пламя стремительно перенеслось на кустарник и деревья. Вернувшийся первым Кутепов затушил пожар. Увидевший произошедшее директор лесного хозяйства составил протокол по делу о нарушении противопожарных правил и наложил на каждого из них административный штраф в размере 800 руб. На следующий день он сообщил о случившемся прокурору района и вышестоящим должностным лицам каждого из субъектов правонарушения, которые, в свою очередь, наложили на указанных лиц дисциплинарные взыскания. Все ли действия и решения, принятые соответствующими должностными лицами, являются законными?

 

Задача 4

Боров, Егоров и Павлюк (возраст каждого – 15 лет) беспричинно избили Андриянова, нанеся ему легкие телесные повреждения. Начальник отдела внутренних дел, квалифицировав действия указанных лиц как мелкое хулиганство, направил материалы судье, который, рассмотрев дело по существу, принял постановление о наложении на каждого административного взыскания в виде административного ареста на срок до 4 часов. Правильно ли применены в данном случае меры административной ответственности?

 

Задача 5

Вечером 15 марта слесарь Новаков и его друг – военнослужащий Рябов отмечали на квартире Новакова его день рождения. После распития двух бутылок водки они решили посоревноваться в стрельбе по бродячим собакам, беспокоящих их своим лаем. По жалобам соседей наряд полиции задержал Новакова и Рябова. Они были доставлены в отдел полиции, где дежурный составил протоколы об административных правонарушениях и изъял у Новакова ружье. После этого Рябова отпустили домой, обязав явиться на следующий день к 12-ти часам к начальнику отдела полиции, а Новакова водворили в помещение для административно задержанных лиц. В 12 часов начальник отдела полиции, после беседы с нарушителями, направил протоколы на них в суд. Квалифицируйте действия Новакова и Рябова. Правомерны ли действия сотрудников полиции?

 

2.1.3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (альтернативно – для текущей / промежуточной аттестации)

 

1. Государственное управление и исполнительная власть соотносятся как:

а)    часть и целое

б)    разнородные понятия

в)    целое и часть

г)    равнозначные понятия

 

2. Предметом административного права является:

а)    реализация полномочий всех субъектов государственного управления

б)    система органов государственной исполнительной власти

в)    государственно-служебная деятельность

г)    совокупность общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся при реализации исполнительной власти

 

3. Административное право относится к числу отраслей права:

а)    некодифицированных

б)    частично кодифицированных

в)    кодифицированных

г)    консолидированных

 

4. Систематизация административно-правового законодательства – это:

а)    организация издания собрания законодательства

б)    создание свода административных нормативных правовых актов

в)    принятие системы специализированных законов в рамках отрасли административного права

г)    упорядочение административных нормативных правовых актов в целях удобства пользования ими на практике

 

5. Административно-правовые отношения, складывающиеся между несоподчиненными сторонами, одна из которых не подчинена организационно другой, называются:

а)    горизонтальными

б)    вертикальными

в)    организационными

г)    координационными

 

6. Физическое лицо или организация, которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления, в административных правоотношениях выступают:

а)    субъектом

б)    объектом

в)    предметом

г)    правами и обязанностями сторон

 

7. Общественное объединение, не имеющее членства, созданное с целью оказания конкретного вида услуг, является:

а)    общественным учреждением

б)    общественным движением

в)    общественной организацией

г)    органом общественной самодеятельности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: