(для групп кратковременного пребывания в детском саду:
старший дошкольный возраст)
Авторы: О.П. Гаврилушкина, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова, НА Короткова, С.И. Мусиенко
Программа предназначена для воспитателей и руководителей ДОУ, в состав которых входят группы кратковременного пребывания (ГКП) детей. Эти группы, с одной стороны, призваны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать детей в детский сад на полный день, с другой — обеспечить детям дошкольного возраста равный старт в преддверии школы. Существуют разные ГКП в ДОУ:
— адаптационные;
— «Будущий первоклассник»;
— для детей, родным языком которых не является русский;
— для детей с отклонениями в развитии;
— «Особый ребенок», «Играя, обучаюсь»;
— вечернего пребывания, выходного и праздничного дня.
Общие принципы организации образовательного процесса в ГКП могут быть обозначены следующим образом:
|
|
— образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
— взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера-участника;
— в образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям: организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
— гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям;
— дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7—10 до 30 мин).
Цепи образовательной работы предполагают обеспечение эмоционального благополучия, познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей старшего дошкольного возраста, формирование их как активных субъектов деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками. К концу дошкольного детства ребенок должен стать активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками, что является нормативно целевым ориентиром для воспитателя в образовательной работе с детьми.
Раздел «Экологическое образование детей» специально не выделяется. Однако в программе предусматривается раздел «Познавательно-исследовательская деятельность», в котором и отражено содержание работы с детьми по этому направлению. Автор раздела — Н.А. Короткова.
|
|
Основная цель экологического образования детей дошкольного возраста — формировать у них первоначальные основы экологической культуры; умения осознавать свои действия, поступки, прогнозировать результаты своей деятельности.
Перед воспитателем ставятся следующие задачи:
— использовать познавательно-исследовательскую деятельность взрослого с детьми как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с развивающим потенциалом других видов деятельности);
— обеспечивать освоение детьми основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родо-видовые, пространственно-временные отношения) и переход от систематизации опыта на уровне практического к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
— стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, словесному анализу-рассуждению;
— развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым и использования предметной среды;
— расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственно-временную перспективу (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Целевой ориентир для воспитателя (и критерий успешного продвижения ребенка) — комплекс нормативных показателей познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности ребенка к концу дошкольного возраста:
— интересуется предметами и явлениями, лежащими за кругом непосредственно данного, задает вопросы об отвлеченных вещах, обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...);
— стремится к систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
— интересуется познавательной литературой, символическими языками: самостоятельно берется «читать» схемы, карты, чертежи, делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, карты, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).