Структурно-содержательная характеристика

Центральная идея программы — проявление многообразия форм жизни, целесообразности и красоты всего живого на планете, взаимозависимость, взаимосвязь, целостность.

Основополагающими принципами программы являются: принципы гармонии и красоты, сотрудничества и единства требований, интеграции, целостности приобщения ребенка к таким формам познания окружающего мира, как наука и искусство, постепенности погружения в проблему.

Ведущая тенденция целостного системного подхода к изучению окружающего мира — интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдение — исследование, беседа, игра, слушание сказок, легенд, мифов, знакомство с искусством) и протекает на уровне формирования образов-представлений, понятий о мире.

Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогического процесса. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на свое видение и понимание мира.

Программа состоит из трех комплексов, составленных по возрастному признаку. Первый комплекс «Мир вокруг нас» рассчитан на работу с детьми 6—8 лет. Второй называется «Красота окружающего нас мира», он рассчитан на детей 8—9 лет. Третий — «Земля — планета людей» — предназначен для работы с детьми 9— 10 лет. Все три комплекса связаны единой идеей, целью, задачами. Материал каждого комплекса разбит на три блока.

Первый блок — нравственно-философские беседы, мифы, легенды, сказки, игры. Он несет главную нагрузку в развитии познавательной сферы. Его задача — пробуждать познавательный интерес, формировать навыки познавательной деятельности.

Второй блок — разные виды искусства: изобразительное, музыкальное, хореография, театр. Его задача — развитие эмоциональной сферы, умения сопереживать, выражать свое состояние, отношение к миру через искусство, в творческой деятельности.

В третий блок входит курс «Уроки вежливости» и курс занятий на базе культурных учреждений города. Цель его — формировать культуру общения и поведения, приобщать к подлинным культурным ценностям в музеях, библиотеке.

Программа включает занятия на базе культурных учреждений города — музеев, библиотек. Погружение в культурную среду, приобщение к культурным ценностям способствует решению целей и задач программы.

Программа пытается решить вопросы Я-концепции ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко — как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ.

Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром... следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать щадящим и сберегающим образом». Восприятие человеком культурных ценностей, воспроизведение их в своей деятельности приводит к творческому и нравственному саморазвитию.

В программе в качестве необходимых условий для организации и проведения занятия выделяются беседы о красоте отношений между людьми, которые необходимо продолжать и в семье. Родители могут помочь детям выполнить задание педагога, например, понаблюдать за каким-нибудь явлением (звезды, Луна, огонь на газовой плите, поведение животного); придумать вместе сюрприз, склеить конверт, приготовить костюм для выступления, выполнить какое-либо творческое задание и т.п. Самое главное — родители должны осознать, что совместно с педагогами они не только создают условия для развития своих детей, но и проживают вместе с ними одну жизнь, в которой каждый имеет равные права и возможность научиться согласию, сотрудничеству, сопереживанию.

В работе с детьми 6—7 лет используются мифы, легенды, загадки, нравственно-философские беседы об окружающем мире по темам: космос и человек, природные стихии и человек, минеральное царство, растительное царство, мир животных.

Все они взаимозависимы и взаимосвязаны законом гармонии и красоты. Универсальный закон гармонии и красоты проявляется в ритме, соразмерности, созвучии, согласии, сопереживании, во всех сферах. Красоту можно наблюдать в природе, искусстве, предметном окружении, в мыслях, чувствах, поступках человека. Раскрытие этого закона закладывает основы нравственности, пробуждает потребность в самосовершенствовании. Ребенок ставится в ситуацию сопереживания общему благу и восприятия красоты как необходимости.

Разделы программы содержат научно-информационную, эстетическую и нравственную характеристики предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимосвязей человека с миром. Мир рассматривается как структурно организованное целое, а человек как часть этого целого.

Знакомясь с обитателями всех сфер, ребенок получает возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т.е. пропустить через себя информацию о мире. Она превращается в первоначальные образы-представления, составляющие целостную картину мира ребенка. Дети подводятся к осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию, что живут на прекрасной и уникальной планете. Чтобы сохранить ее, необходимо научиться чувствовать, видеть, создавать и беречь красоту.

В каждом разделе предлагается тематическое планирование занятий, учебный план, список наглядных пособий и литературы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: