Семинарское занятие № 7

Тема:  Эмоционально-волевая сфера.

Эмоции – это особый класс психических состояний, и особый психический процесс. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Эмоции – это более широкое понятие, чувства представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.

Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда приняв решение, человек начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении. Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий от непроизвольных состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Цели. Студент должен:

- иметь представлениео значении эмоций и воли в жизни человека, о роли эмоций в регуляции поведения.

- знать основные положения физиологических и психологических теорий эмоций; механизмы формирования эмоций, эмоциональных состояний и высших чувств; виды эмоций; классификацию эмоций и их функции, особенности, соотношений понятий «эмоция» и «чувство»; виды и структуру волевого действия, волевые качества личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций.

2. Классификация и виды эмоций.

3. Общая характеристика чувств (интеллектуальные, эстетические, моральные).

4. Воля. Значение воли в жизни и деятельности человека.

5. Структура волевого акта. Волевое усилие. Борьба мотивов.

6. Волевые качества личности и их формирование.

Задачи:

1. Можно ли посредством собственной воли разрешить внутренний конфликт? Приведите примеры, обоснуйте выводы.

2. Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов.

А. Человеку очень хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный вибрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.

Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же обессиленный падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым.

В. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень уставшим и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца.

3. Определите виды чувств.

А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину» (Из письма П.И. Чайковского).

Б. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга.

В. Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята называли его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло.

Г. Ученица 10 класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на нее потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением.

Тестовые задания:

1. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.

А) Результатом чрезмерного стресса является…

Б) Особый класс субъективных психических состояний, сущность которых составляют переживания человека своего отношения к тому, что он делает, познает и чувствует – это … и ….

В) Как называется эмоциональное состояние человека, вызываемое крушением надежд, веры и непреодолимостью ситуации?

Г) Как называется способность человека к сочувствию и сопереживанию другим?

Д) Назовите основные функции эмоций.

2. Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Критериями воли являются:

А) волевое действие;

Б) выбор различных параметров действия;

В) волевые качества личности;

Г) регуляция параметров действия;

Д) регуляция состояния и организация психических процессов.

2. К побудительным мотивам относятся:

А) стремление к успеху;

Б) интерес;

В) избегание неудач;

Г) все ответы верны;

Д) верных ответов нет.

3. Расположите по порядку (согласно структуре волевого акта):

А) осмысление цели действия;

Б) борьба мотивов;

В) побуждение к совершению действия;

Г) волевое усилие.

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.

2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: