Тема: Эмоционально-волевая сфера.
Эмоции – это особый класс психических состояний, и особый психический процесс. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Эмоции – это более широкое понятие, чувства представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.
Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда приняв решение, человек начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении. Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий от непроизвольных состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
|
|
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Цели. Студент должен:
- иметь представлениео значении эмоций и воли в жизни человека, о роли эмоций в регуляции поведения.
- знать основные положения физиологических и психологических теорий эмоций; механизмы формирования эмоций, эмоциональных состояний и высших чувств; виды эмоций; классификацию эмоций и их функции, особенности, соотношений понятий «эмоция» и «чувство»; виды и структуру волевого действия, волевые качества личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Эмоции. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций.
2. Классификация и виды эмоций.
3. Общая характеристика чувств (интеллектуальные, эстетические, моральные).
4. Воля. Значение воли в жизни и деятельности человека.
5. Структура волевого акта. Волевое усилие. Борьба мотивов.
6. Волевые качества личности и их формирование.
Задачи:
1. Можно ли посредством собственной воли разрешить внутренний конфликт? Приведите примеры, обоснуйте выводы.
2. Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов.
А. Человеку очень хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный вибрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.
|
|
Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же обессиленный падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым.
В. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень уставшим и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца.
3. Определите виды чувств.
А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину» (Из письма П.И. Чайковского).
Б. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга.
В. Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята называли его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло.
Г. Ученица 10 класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на нее потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением.
Тестовые задания:
1. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.
А) Результатом чрезмерного стресса является…
Б) Особый класс субъективных психических состояний, сущность которых составляют переживания человека своего отношения к тому, что он делает, познает и чувствует – это … и ….
В) Как называется эмоциональное состояние человека, вызываемое крушением надежд, веры и непреодолимостью ситуации?
Г) Как называется способность человека к сочувствию и сопереживанию другим?
Д) Назовите основные функции эмоций.
2. Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Критериями воли являются:
А) волевое действие;
Б) выбор различных параметров действия;
В) волевые качества личности;
Г) регуляция параметров действия;
Д) регуляция состояния и организация психических процессов.
2. К побудительным мотивам относятся:
А) стремление к успеху;
Б) интерес;
В) избегание неудач;
Г) все ответы верны;
Д) верных ответов нет.
3. Расположите по порядку (согласно структуре волевого акта):
А) осмысление цели действия;
Б) борьба мотивов;
В) побуждение к совершению действия;
Г) волевое усилие.
Основная литература:
1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.
Дополнительная литература:
1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.
2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.
3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591