Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет порядок осуществления нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, виды ведомственных нормативных правовых актов, порядок их опубликования и вступления в юридическую силу, порядок их систематизации и толкования.

2. Настоящему Закону должны соответствовать все ведомственные нормативные правовых акты, регламентирующие нормотворческую деятельность какого-либо федерального органа исполнительной власти.

3. Целью настоящего Закона является упорядочение нормотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти, повышение эффективности данного вида деятельности и качества ведомственных нормативных правовых актов.

 

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

1. Федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства и ведомства.

2. Федеральные министерства Российской Федерации - федеральные органы исполнительной власти, вырабатывающие и осуществляющие государственную политику и нормативно-правовое регулирование в установленной федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

3. Федеральные ведомства - федеральные службы (службы) и федеральные агентства.

4. Федеральные службы (службы) - федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации или федеральному министерству Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и специальные функции в области обороны и социальной безопасности, а также в случаях, определяемых указами Президента Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

5. Федеральные агентства - федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации или федеральному министерству Российской Федерации, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, а также в случаях, определяемых указами Президента Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

6. Ведомственное нормотворчество - организационно оформленная деятельность компетентных лиц министерств и ведомств, осуществляемая на нормативной или делегированной основе, состоящая в установлении, изменении и отмене нормативных правовых актов, регулирующих как внутренние, так и внешние общественные отношения.

7. Ведомственный нормативный правовой акт - юридический документ, принятый в определенном настоящим Законом порядке и форме, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

8. Проект ведомственного нормативного правового акта - документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке на рассмотрение должностному лицу федерального органа исполнительной власти.

9. Нормы права (правовые, юридические нормы) - содержащиеся в нормативных правовых актах и иных признаваемых государством источниках права правила и образцы (эталоны) поведения, а также связанные с ними другие установления, направленные на регулирование общественных отношений.

 

Статья 3. Правовые основы разработки и принятия ведомственных нормативных правовых актов

Ведомственные нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются:

- в силу прямого указания закона, когда в федеральном законе указывается на необходимость принятия ведомственного нормативного правового акта;

- по поручению Президента Российской Федерации, которое может быть выражено как в форме нормативного правового указа, так и акта применения права (указа, распоряжения);

- по поручению Правительства Российской Федерации, которое может носить долгосрочный нормативный характер, либо даваться в ходе правоприменительной практики по разрешению какой-либо проблемы;

- на основе положений о федеральных министерствах и ведомствах;

- на основе норм административных регламентов;

- в соответствии и на основе настоящего Закона.

 

Статья 4. Принципы нормотворчества

При осуществлении нормотворческой деятельности федеральные органы исполнительной власти должны опираться на следующие основные нормотворческие принципы:

1) гуманизм;

2) законность;

3) научность;

4) демократизм;

5) техническое совершенство;

6) профессионализм;

7) гласность.

Ведомственными нормотворческими принципами, на которых должна основываться нормотворческая деятельность федеральных министерств и ведомств, являются:

1) единоначалие при принятии нормативных правовых актов;

2) субординация.

 

Статья 5. Нормотворческие функции федеральных органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие нормотворческие функции (направления деятельности):

- разработка или участие в разработке проектов законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов министерств и ведомств, международных договоров Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов российской Федерации;

- внесение изменений и дополнений в ведомственные нормативные правовые акты;

- отмена ведомственных нормативных правовых актов;

- проведение правовыми департаментами (юридическими службами) правовой, лингвистической, антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов и международных договоров;

- подготовка заключений на проекты, поступившие на правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизы;

- сопровождение подготовленных проектов нормативных правовых актов;

- систематизация законодательства.

 

Статья 6. Субъекты нормотворческой инициативы

1. Субъектами нормотворческой инициативы федеральных министерств и ведомств являются:

- федеральные министры и руководители федеральных ведомств, их заместители и лица, исполняющие обязанности федеральных министров и руководителей ведомств;

- руководители департаментов и лица, исполняющие их обязанности, начальники главных управлений и управлений федеральных органов исполнительной власти;

- правовые департаменты (юридические службы).

2. С нормотворческой инициативой могут выступать граждане и их объединения, если проект ведомственного нормативного правового акта направлен на регламентацию внешних общественных отношений.

 

Статья 7. Система нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

1. В систему нормативных правовых актов федеральных органов власти входят следующие документы: положения, наставления, правила, инструкции, приказы, административные регламенты, международные межведомственные договоры.

2. Положения - кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты, которыми федеральные органы исполнительной власти определяют задачи и функции, права и юридические обязанности учреждений (организаций).

3. Наставления - кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы права, регламентирующие действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации.

4. Правила - кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления определенного вида деятельности.

5. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти - это кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты, подробно регламентирующие исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций федерального органа исполнительной власти, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан.

Регламенты федеральных органов исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти составляют административный регламент федерального органа исполнительной власти.

6. Инструкции - ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие кем, как, в каком порядке, какими способами должны осуществляться различные виды деятельности в министерстве или ведомстве.

7. Приказы - ведомственные нормативные правовые акты, которые направлены на регулирование наиболее важных проблем функционирования министерств и ведомств, включая вопросы создания, реорганизации, ликвидации органов или структурных подразделений, определения задач, функций, правового регулирования различных направлений служебной деятельности.

В отдельных случаях, определенных законодательством, приказы могут регулировать отношения с участием граждан и их объединений.

8. Международные межведомственные договоры - соглашения между двумя и более министерствами и ведомствами иностранных государств, устанавливающие, изменяющие или отменяющие нормы права в пределах компетенции договаривающихся сторон.

9. Кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты имеют большую юридическую силу, чем приказы и инструкции.

Запрещается утверждение кодифицированных ведомственных нормативных правовых актов актами, обладающими меньшей юридической силой.

 

Статья 8. Модельные (рамочные) ведомственные нормативные правовые акты

Федеральные министерства и ведомства вправе разрабатывать и принимать модельные (рамочные) ведомственные нормативные правовые акты рекомендательного характера, направленные на регулирование внутриведомственных и внешних общественных отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: