Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет порядок осуществления нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, виды ведомственных нормативных правовых актов, порядок их опубликования и вступления в юридическую силу, порядок их систематизации и толкования.
2. Настоящему Закону должны соответствовать все ведомственные нормативные правовых акты, регламентирующие нормотворческую деятельность какого-либо федерального органа исполнительной власти.
3. Целью настоящего Закона является упорядочение нормотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти, повышение эффективности данного вида деятельности и качества ведомственных нормативных правовых актов.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
1. Федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства и ведомства.
2. Федеральные министерства Российской Федерации - федеральные органы исполнительной власти, вырабатывающие и осуществляющие государственную политику и нормативно-правовое регулирование в установленной федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.
|
|
3. Федеральные ведомства - федеральные службы (службы) и федеральные агентства.
4. Федеральные службы (службы) - федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации или федеральному министерству Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и специальные функции в области обороны и социальной безопасности, а также в случаях, определяемых указами Президента Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
5. Федеральные агентства - федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации или федеральному министерству Российской Федерации, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, а также в случаях, определяемых указами Президента Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
6. Ведомственное нормотворчество - организационно оформленная деятельность компетентных лиц министерств и ведомств, осуществляемая на нормативной или делегированной основе, состоящая в установлении, изменении и отмене нормативных правовых актов, регулирующих как внутренние, так и внешние общественные отношения.
|
|
7. Ведомственный нормативный правовой акт - юридический документ, принятый в определенном настоящим Законом порядке и форме, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
8. Проект ведомственного нормативного правового акта - документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке на рассмотрение должностному лицу федерального органа исполнительной власти.
9. Нормы права (правовые, юридические нормы) - содержащиеся в нормативных правовых актах и иных признаваемых государством источниках права правила и образцы (эталоны) поведения, а также связанные с ними другие установления, направленные на регулирование общественных отношений.
Статья 3. Правовые основы разработки и принятия ведомственных нормативных правовых актов
Ведомственные нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются:
- в силу прямого указания закона, когда в федеральном законе указывается на необходимость принятия ведомственного нормативного правового акта;
- по поручению Президента Российской Федерации, которое может быть выражено как в форме нормативного правового указа, так и акта применения права (указа, распоряжения);
- по поручению Правительства Российской Федерации, которое может носить долгосрочный нормативный характер, либо даваться в ходе правоприменительной практики по разрешению какой-либо проблемы;
- на основе положений о федеральных министерствах и ведомствах;
- на основе норм административных регламентов;
- в соответствии и на основе настоящего Закона.
Статья 4. Принципы нормотворчества
При осуществлении нормотворческой деятельности федеральные органы исполнительной власти должны опираться на следующие основные нормотворческие принципы:
1) гуманизм;
2) законность;
3) научность;
4) демократизм;
5) техническое совершенство;
6) профессионализм;
7) гласность.
Ведомственными нормотворческими принципами, на которых должна основываться нормотворческая деятельность федеральных министерств и ведомств, являются:
1) единоначалие при принятии нормативных правовых актов;
2) субординация.
Статья 5. Нормотворческие функции федеральных органов исполнительной власти
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие нормотворческие функции (направления деятельности):
- разработка или участие в разработке проектов законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов министерств и ведомств, международных договоров Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов российской Федерации;
- внесение изменений и дополнений в ведомственные нормативные правовые акты;
- отмена ведомственных нормативных правовых актов;
- проведение правовыми департаментами (юридическими службами) правовой, лингвистической, антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов и международных договоров;
- подготовка заключений на проекты, поступившие на правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизы;
- сопровождение подготовленных проектов нормативных правовых актов;
- систематизация законодательства.
Статья 6. Субъекты нормотворческой инициативы
1. Субъектами нормотворческой инициативы федеральных министерств и ведомств являются:
- федеральные министры и руководители федеральных ведомств, их заместители и лица, исполняющие обязанности федеральных министров и руководителей ведомств;
|
|
- руководители департаментов и лица, исполняющие их обязанности, начальники главных управлений и управлений федеральных органов исполнительной власти;
- правовые департаменты (юридические службы).
2. С нормотворческой инициативой могут выступать граждане и их объединения, если проект ведомственного нормативного правового акта направлен на регламентацию внешних общественных отношений.
Статья 7. Система нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
1. В систему нормативных правовых актов федеральных органов власти входят следующие документы: положения, наставления, правила, инструкции, приказы, административные регламенты, международные межведомственные договоры.
2. Положения - кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты, которыми федеральные органы исполнительной власти определяют задачи и функции, права и юридические обязанности учреждений (организаций).
3. Наставления - кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы права, регламентирующие действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации.
4. Правила - кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления определенного вида деятельности.
5. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти - это кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты, подробно регламентирующие исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций федерального органа исполнительной власти, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан.
Регламенты федеральных органов исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти составляют административный регламент федерального органа исполнительной власти.
|
|
6. Инструкции - ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие кем, как, в каком порядке, какими способами должны осуществляться различные виды деятельности в министерстве или ведомстве.
7. Приказы - ведомственные нормативные правовые акты, которые направлены на регулирование наиболее важных проблем функционирования министерств и ведомств, включая вопросы создания, реорганизации, ликвидации органов или структурных подразделений, определения задач, функций, правового регулирования различных направлений служебной деятельности.
В отдельных случаях, определенных законодательством, приказы могут регулировать отношения с участием граждан и их объединений.
8. Международные межведомственные договоры - соглашения между двумя и более министерствами и ведомствами иностранных государств, устанавливающие, изменяющие или отменяющие нормы права в пределах компетенции договаривающихся сторон.
9. Кодифицированные ведомственные нормативные правовые акты имеют большую юридическую силу, чем приказы и инструкции.
Запрещается утверждение кодифицированных ведомственных нормативных правовых актов актами, обладающими меньшей юридической силой.
Статья 8. Модельные (рамочные) ведомственные нормативные правовые акты
Федеральные министерства и ведомства вправе разрабатывать и принимать модельные (рамочные) ведомственные нормативные правовые акты рекомендательного характера, направленные на регулирование внутриведомственных и внешних общественных отношений.