Физическая динамика структуры характера 5 страница

Рассмотрим эту проблему на примере выделительных функций. Частота мочеиспускания зависит не от мочеиспускательного сфинктера, а от мочевого пузыря. Обычно сфинктеры регулируют момент разрядки, поэтому человек может контролировать мочеиспускание в зависимости от внешних условий. Но если представить себе, что мочевой пузырь не способен вмещать достаточное количество мочи, много ли сможет проконтролировать сфинктер? Уретральный сфинктер, таким образом, играет менее важную роль в функции реальности, чем мочевой пузырь как таковой. То же самое относится и к дефекации у ребенка. В первые дни кишечник его слаб. Задолго до того, как ребенок сможет контролировать сфинктеры, появляется тенденция к уменьшению числа дефекаций и к их регулярности. Эта способность накапливать и организовывать импульсы возникает постепенно. Она является составной частью природного развития человека и зависит от органов и структур, расположенных в области живота и таза, а именно ободочной кишки, прямой кишки, мочевого пузыря, репродуктивных органов и генитальной разрядки.

В медицинской практике нередки случаи нарушения функции резервирования. Я говорю о случаях хронического язвенного и хронического спастического колита. Это заболевания, в которых отчетливо проявляется психосоматический фактор. Мне приходилось лечить нескольких пациентов, страдавших колитом, в том числе язвенным. С точки зрения строения тела всем этим пациентам была присуща узость и ригидность нижнего сегмента. Живот-маленький и тугой. Мышцы тазовой области несколько сдавлены. Терапевт отмечал значительную спастичность органов. Этому сопутствовала общая ригидность. При таком положении вещей была очевидна недостаточная резервирующая способность кишечника. Аналитик усматривает последствия этого в симптоме диареи. Благодаря этим случаям мне удалось выявить три фактора, определяющих симптоматику. Первый-недостаточность резервирующей функции живота. Здесь речь идет о предрасположенности. Второй фактор количественный. Диарея развивается только тогда, когда количество возбуждения или энергии превышает способность индивида сдерживать чувства. Следовательно, человек, страдающий колитом, получает облегчение от отдыха, легкой диеты или уменьшения эмоционального возбуждения.

И наконец, третий фактор — характерологический. Это ригидность всего организма и неспособность отвечать соответствующими движениями на ситуации стресса или напряжения. У человека с язвенным колитом психологическое тестирование (включая тест Роршаха) выявило эмоциональную выхолощенность и незрелость личности с заблокированными более высокими уровнями экспрессии. Разрядка в основном происходила на более примитивном уровне.

Аналитическое исследование таких проблем на биоэнергетическом уровне позволяет понять, как действуют оба принципа. У молодой женщины в процессе терапии развилась диарея. Она была очень худой и ригидной, с твердым, напряженным животом. Налицо была предрасположенность к колиту, присутствовал и второй, количественный фактор. К началу курса терапии пациентка пребывала в достаточно тяжелом состоянии стресса, но в этот период и еще некоторое время спустя диареи не наблюдалось, хотя оба фактора продолжали действовать. Диарея развилась только тогда, когда пациентка почувствовала облегчение, в частности когда улучшилась ее работоспособность. Положительный сдвиг произошел в сексуальной сфере, но этот процесс не был последовательным. Важно добавить, что прежде пациентка принимала наркотики, страдала бессонницей, поздно вставала и вела оторванную от реальности жизнь.

Я предположил, что диарея могла быть связана с возбуждением или высвобождающейся таким образом энергией. Она могла бы появиться, если бы другое освобождение потерпело неудачу, разумеется, при наличии первых двух факторов. В данном случае на первой стадии, когда поведение пациентки было наиболее иррациональным, диарея не появлялась. Надо отметить, что иррациональное поведение предупреждает диарею, она появляется как своеобразное прикрытие некоторых невротических выходов энергетического заряда.

До тех пор пока пациент действует на основе принципа удовольствия, противопоставляя его принципу реальности, хронические колиты не развиваются. Только когда он пытается сохранить энергию в соответствии с требованиями реальности, неспособность живота резервировать эту энергию проявляется в качестве соматического нарушения. Кроме тугого, зажатого живота, здесь много значит избыточная заряженность. Общая ригидность организма, проявляющаяся в напряженности и спастичности мускулатуры, лишает таких людей возможности выдерживать необходимое давление. Внешнее воздействие немедленно передается мягким внутренним органам; тут важна гибкость и эластичность произвольно сокращающейся мускулатуры — своеобразного ключа к функционированию на основе принципа реальности. Гибкая мускулатура только обеспечивает адаптацию, сам же принцип реальности действует на основе единства всех сегментов.

Мы обсудили некоторые аспекты принципа реальности, в том виде как он проявляется в функциях нижней части тела. Импульсы, направленные вверх, к голове, отличаются от тех, которые движутся вниз. Голова связана с употреблением пищи, воды, воздуха и сенсорными впечатлениями. Она служит тем инстинктивным импульсам, функцией которых — в отличие от импульсов, направленных вниз, которые обеспечивают разрядку — является зарядка организма. У человека и человекообразных обезьян передние конечности связаны с функциями головного конца, тогда как задние конечности специализированы для опоры и локомоции. Но даже в импульсах, заряжающих организм, очевидна функция резервирования. Если червь не пропускает ничего, что встречается на его пути, то высшие организмы тщательно исследуют свое окружение, прежде чем вступить с ним во взаимодействие.

В верхней части тела органом, сдерживающим импульсы, является мозг. Перед тем как импульсы достигнут двигательных нервов, контролирующих мышечную разрядку, мозг подвергает проверке и цензуре сенсорные и ассоциативные зоны. Если восприятие или воспоминание рекомендуют сдержаться, моторная разрядка не происходит. Значительная часть энергии импульса замораживается на подкорковом уровне или возвращается в систему Оно. Принцип реальности нельзя понять, если игнорировать тот факт, что мозг способен сдерживать самые сильные импульсы. Мозг, как и генитальный аппарат, действует подобно конденсатору. Он способен хранить и фокусировать огромное количество энергии, создавая у очень здорового организма свечение вокруг головы.

Теория и клинические наблюдения подтверждают, что в количественном отношении функция реальности в обоих концах тела одинакова. Деятельность каждого конца имеет качественные различия. Человек может проявить одинаковое отношение к реальности как в мышлении, так и в сексуальности. Агрессия, присущая фаллическому характеру, в равной степени проявляется в его сексуальности. Жизнь в фантазиях — неотъемлемая черта орального характера — отражается в отсутствии контакта с партнером во время полового акта. Психологическое «сдерживание» компульсивного характера проистекает из аналогичной установки по отношению к функциям разрядки и выделения. Таковы основные идеи психоанализа, раздвигающие границы прежних представлений. Принцип реальности возникает на основе природного биоэнергетического маятника, раскачивающегося между головой и нижней частью тела. Он не может качнуться в одну сторону больше, чем в другую.

Следующий вопрос, на который необходимо ответить, — насколько сильная разрядка возможна в верхнем конце тела? Мы намеренно оставили без внимания такие незначительные формы высвобождения энергии, как чихание, слюноотделение и т. д. Этот вопрос можно сформулировать иначе: что можно считать биоэнергетической разрядкой? Чтобы ответить на него, необходимо рассмотреть структуру верхнего конца тела. Исследовав отверстия в черепной коробке, передающие импульсы в мозг и из мозга, мы приходим к заключению, что разрядка в верхнем конце тела невелика. Движение энергии вверх всегда приводит к накоплению заряда. Это относится ко всем функциям верхнего конца тела: еде, использованию рук, чтобы захватить или достать пищу, дыханию, сенсорным впечатлениям и фантазиям. Сексуальные фантазии повышают сексуальный заряд. Это — своеобразное предвкушение сексуального акта. Если заряд не разряжается через генитальный аппарат, то он становится патогенным фактором развития импотенции. Когда энергия движется вниз, она попадает в мышечную систему для разрядки.

Функцию заряда можно сравнить с более общей функцией экспансии. Это выглядит так: напряжение — " экспансия — " заряд  . Разрядку, как действие сокращенных мышц, по крайней мере у высших животных, можно представить следующим образом: разрядка сокращение — " расслабление.  Фантазия может служить временному ослаблению напряжения; это приводит к общей экспансии организма, но, если цикл задерживается в этой точке и остается незавершенным, возникает состояние нереальности. Человек начинает избегать мышечной активности, связанной как с растяжением, так и с ритмическими сокращениями. При этом ни Я, ни принцип реальности не задействованы. В результате возникает диссоциация восприятия от действительного уровня напряжения, которая продолжается до тех пор, пока действует фантазия.

Фантазия отличается от рационального мышления и воображения. Последние проистекают из той же самой функции, но они не искажают и не подменяют собой реальность. Фантазия и ее производные — воображение и конструктивное мышление — играют в реальности важную роль. Они начинают цикл, который должен завершиться действием; они не могут завершаться в самих себе.

Подобно тому как Я вырастает из Оно, так и принцип реальности развивается из принципа удовольствия. Это связано с продольной, антигравитационной ориентацией организма, возникающей в процессе развития. Несмотря на их явную противоположность, связь между этими функциями никогда не должна нарушаться. Принцип реальности, лишенный мотивации и энергетического источника, которые содержатся в принципе удовольствия, становится стерильным. Я, отрицающее свою основу в Оно, становится хрупким и безжизненным. Их взаимоотношение можно продемонстрировать на примере энергетической динамики полового акта.

Сексуальные отношения начинаются с экспрессии Я. Задолго до какого бы то ни было физического контакта люди встречаются взглядами. Шиндлер, вслед за Клапаредом считает, что «центр Я находится между глазами». Я тоже локализую верхнюю точку энергетического маятника в области надпереносья, между глазами. Несомненно, что Я проявляет себя в глазах в такой степени, что опытный наблюдатель может оценить Я по их выражению. Последующий физический контакт все еще представляет собой функцию реальности; это — зондирование, разведка. Здесь доминирует действие, Я полностью командует и ведет сознательный поиск приятных ощущений. Удовольствие служит теперь функции усиления возбуждения и пробуждения глубинных ощущений в Оно. Участие системы Оно в общем переживании постепенно становится все большим.

С введением члена во влагалище система Оно распространяет свое влияние. Удовольствие возрастает в соответствии с кривой, которую Райх вывел в работе «Функция оргазма». Вначале этот процесс происходит постепенно и убыстряется по мере приближения к высшей точке. Она достигается, когда происходит непроизвольная реакция, ведущая к разрядке. Эта конечная точка возникает, когда система Я сокрушается системой Оно, то есть когда принцип реальности погружается в глубины принципа удовольствия. Относительная сила этих двух компонентов определяется временным фактором. Преждевременное семяизвержение возникает при слабой системе Я, не способной сдержать сильные ощущения Оно. С другой стороны, поскольку Я развивается за счет Оно, конечную точку можно отодвинуть путем ограничения участия системы Оно с соответствующим снижением конечного удовольствия.

Допустим, что Я и Оно не антагонистичны, а действуют вместе. Если Я идентифицируется с глубинными ощущениями Оно, сознательное восприятие удовольствия на протяжении полового акта возрастает. Поток энергии к мозгу и гениталиям становится более интенсивным. Кульминация достигается, когда мозг, являющийся ограниченной емкостью, не может больше удерживать возросший заряд. Резервуар полон. Ощущения столь сильны, что сокрушают сознание. Система Я тонет в сильнейшем напоре импульсов Оно, принцип реальности отбрасывается прочь, — рушатся все барьеры. Все, что накоплено, выплескивается в могучий энергетический поток, который несется к гениталиям для разрядки. На несколько мгновений Оно становится главным; организм теряет свою идентичность в сексуальном единении. Как после шторма, поток отступает от Я, чтобы оно возродилось для нового дня, освеженное и получившее новую жизнь глубочайших источниках жизненной энергии. Реальность вторгается в виде пробужденного сознания сразу же или после сна.

Вкратце можно сказать, что Я дифференцируется от Оно только ради того, чтобы раствориться в нем в кульминационные моменты жизни, когда принцип реальности служит принципу удовольствия.

Из сказанного выше становится очевидным, что я приравниваю систему Я принципу реальности, систему Оно — принципу удовольствия. Правомерность этого подтверждается всем тем, что мы обсудили. Я есть перцептивный феномен, оно описывает субъективное познание. Принцип реальности описывает объективное отношение. Соматическую основу того и другого составляет продольное течение энергии. Взаимоотношения Я и Оно, принципа реальности и принципа удовольствия можно выразить только с помощью формулы, выведенной из базисного единства и противоположности жизненных процессов.

Сравнивая человека с другими животными, легко заметить их биоэнергетические различия. Как наиболее развитое существо человек соответственно обладает наиболее развитой системой реальности. Это предполагает более сильную пульсацию энергии и более развитую функцию резервирования. Он имеет наиболее развитый мозг на одном конце тела и высокозаряженный генитальный аппарат на другом. Одно является следствием другого. По определению, его Я самое сильное. Все это, однако, было бы невозможным без глубоких и мощных источников, формирующих импульсы. Я никогда бы не смогло стать больше, чем Оно, из которого оно возникает и частью которого всегда остается. Именно так обеспечивается высокий заря энергетической системы человека, необходимый для прямостояния. В своем воздействии биоэнергия, в сущности, антигравитационна.

  

       V. Биоэнергетическая концепция влечений

   

   

В предыдущих главах мы познакомились с некоторыми аспектами природы импульсной активности. Импульс как движение энергии от центра к поверхности организма определяет его взаимодействие с внешним миром. Это движение энергии от центра к периферии имеет две задачи. Одна из них связана с функцией зарядки, достигаемой вместе с приемом пищи, в процессе дыхания, при сексуальном возбуждении. Вторая связана с функцией энергетической разрядки, прежде всего выражающейся в половом акте и размножении. Любое проявление активности можно классифицировать по этому простому критерию в зависимости от того, какую функцию она выполняет. Целью этой активности не является поддержание постоянного уровня напряжения или энергетической заряженности. Заряд и разрядка — части жизненного процесса, цель которого лежит за пределами нашего понимания. Феномен эволюционного развития не признает в качестве динамического принципа жизни никакого постоянства. Жизнь представляется движением вперед к неведомым целям, детерминированным принципом удовольствия.

Индивидуальное развитие и эволюция видов следуют по линии замены простого принципа удовольствия более эффективными способами взаимодействия с внешним миром. Эта модификация принципа удовольствия известна как принцип реальности, в основе которого лежит разделение базисных функций заряда и разрядки. Первой структурной особенностью, связанной с этим принципом, является дифференциация частей организма, служащая тому, чтобы заряжать его энергией. Амеба не имеет этой особенности, но другие простейшие обладают ею. Разделение основных функций создает внутреннюю полярность, которая будет определять будущую организацию всех высших форм жизни. В соответствии с развитием принципа реальности, выражающимся в увеличении дифференциации специализации, мы обнаруживаем более высокие уровни энергетической функции.

Со своей стороны, дифференциация, специализация и возросшая организация являются функциональным выражением высших энергетических уровней. Позвольте мне показать это с помощью простого анализа. Структурное и функциональное совершенствование аэроплана не имело бы смысла без создания более мощных двигателей и без нового горючего. У аэропланов братьев Райт не было необходимости убирать шасси или иметь радарное устройство. Чем больше мощность, тем большего контроля она требует, а это подразумевает более высокую организацию и специализацию. Это относится и к живым организмам. Сила — это всего лишь моторное выражение возросшего энергетического уровня. Неотъемлемыми частями этого же энергетического процесса являются более тонкое восприятие, более высокое сознание и усиление контроля.

Рассуждая биологически, необходимо избежать телеологических положений. Мы опишем то, что видим, и попытаемся понять динамику процесса. Все системы движения существуют благодаря взаимодействию свободной энергии и массы тела. функция не может совершенствоваться, если увеличение выработки энергии не сбалансировано с величиной массы тела. История исчезновения динозавров в некоторой степени связана с появлением млекопитающих, развитие которых пошло по пути совершенствования энергетической функции, что воспрепятствовало чрезмерному увеличению массы и не дало виду погибнуть. Сегодня мы наблюдаем то же самое при замене вакуумной трубки транзистором, тогда как сама вакуумная трубка пришла на смену более старым, более громоздким методам энергетического контроля. Этот принцип лежит в основе концепции кибернетики Норберта Винера (Weiner 1956) и относится как к живым, так и к неживым системам.

По сравнению с другими формами жизни млекопитающие как класс, несомненно, обладают наивысшей степенью подвижности. На это утверждение можно возразить, вспомнив птиц, но их подвижность как перемещение в пространстве достигается за счет утраты подвижности в отношении к объектам. Увеличение подвижности является результатом повышения уровня энергии, который дает организму способность оторваться от земли. Конечности млекопитающих более развиты, чем конечности рептилий. Все биологические концепции, однако, подчиняются основному закону противопоставления противоположностей. Длинноногий жираф не обладает такой подвижностью, как кошка или канарейка. Если противопоставить подвижности как перемещению в пространстве подвижность как способность обращаться с объектами, можно смело сказать, что двуногие приматы наиболее подвижны.

Возросшая подвижность, которая столь очевидна у человека, является непосредственным результатом прямостояния, благодаря которому передние конечности освобождаются от подчиненной функции опоры и локомоции. Здесь снова важную роль играет развитие принципа реальности. Дифференциация структуры тела с точки зрения заряда и разрядки распространяется на конечности. Вся верхняя часть тела может теперь служить функции энергетического заряда. Разрядка энергии становится специализированной функцией нижней части тела, которая берет на себя одновременно важную функцию перемещения организма в пространстве. Возникновение принципа реальности само по себе является продуктом нового, высшего энергетического уровня. Человеческий организм устроен так, что свободная энергия настолько преобладает над массой тела, что передняя часть организма поднимается над землей. Благодаря этому появляется возможность дифференциации, специализации и контроля, которую мы, собственно, и называем жизнью человека. Сравните изображения на рис. 8.

   

   

   

С развитием принципа реальности на биологическом уровне проблема координации и контроля подвижности вначале выходит за пределы простого расширения объема подвижности.

Психологам известно, что рост Я-сознания человека связан с развитием духовных чувств. Но этому предшествует длительный период развития. Эрих Нойманн в книге «Истоки и история сознания» прослеживает это развитие в сфере психики. Вначале существовало единое бессознательное — мир без начала и конца, который символически можно представить в виде круга. Это мир принципа удовольствия. Его единство разрушил свет сознания. Нойманн описывает это следующим образом: «Только сознавая, человек может знать. Это акт познания, сознательного выделения, разбивающий мир на противоположности, поскольку познать мир можно только в противоположностях» (Neumann 1954, р.104).

Сознание имеет два аспекта. Первым является сознание чувств и действии, вторым — сознание знания. Нойманн говорит: «Является важным, что сознание как центр действия предполагает сознание как центр познания» (там же, р. 126). При высоком развитии у Я-сознания возникает тенденция встать в оппозицию к телу, которое, таким образом, становится представителем бессознательного. Сияющий свет сознания дифференцируется и противопоставляется тому потоку, который его создает и поддерживает. Этот поток есть не что иное, как импульсы тела, которые, двигаясь вверх к голове, питают мозг и тем самым позволяют ему сиять. Но это только один шаг, показывающий, что сила Я-сознания человека отражает силу его импульсов и является продуктом высших энергетических процессов, происходящих в его организме.

 

   

   

На бессознательном уровне всякая активность инстинктивна, все импульсы равны и едины и все можно привести к общему принципу — принципу удовольствия. Заряд — " разрядка, напряжение — " расслабление.  Сознание расщепляет это единство. Импульс больше не представляет собой простое действие, он делится теперь на энергию импульса и собственно движение. Первое переживается как чувство, а второе проявляется как его экспрессия. Такая диссоциация-часть принципа реальности, иначе человек не мог бы сдерживать свои действия. Сдерживаются не чувства, а их двигательное исполнение. Подобно человеку, другие животные обладают сознанием действия, они тоже могут произвольно контролировать мускулатуру.

Но только человек идет в этом развитии дальше. Когнитивное сознание — это сознание контроля. Это не просто контроль над произвольной мускулатурой, но и переживание, или знание, этого факта. Такой опыт может быть следствием ситуации, в которой чувства выражаются соответствующим ей образом, а участие мускулатуры минимально. Я должно иметь иной орган для выражения, нежели просто физические движения. Такой функцией наделяется орган речи. Человек может сказать: «Я зол», не выражая своей злости движениями.

Возможность противопоставления, понятие противоречивых отношений, возникающие из предшествующего единства, биологически обусловлены расщеплением импульса. Это понятие положено в основу фрейдовской концепции влечений. Остановимся на ней более подробно.

В предыдущей главе мы отметили, что Фрейд рассматривал в качестве первичной противоположности любовь и голод. Это соответствует направленности вовнутрь и вовне. Затем он связал их с инстинктом самосохранения и противоположным ему инстинктом сохранения вида. Позже это было сформулировано как противопоставление либиднозного Я (нарциссизма) и объектного либидо (сексуальности). Однако все это лишь различные аспекты внутренних и внешних отношений, представляющие вторичные явления. До 1920 года проблема расщепления импульса затрагивалась.

Причины, по которым Фрейд отказался от прежних взглядов и по-новому подошел к природе влечений, обсуждались выше. Даже если его идеи вызывают возражения, надо оценить их смелость.

Изучая природу влечений Я, Фрейд пришел к выводу, что эти инстинктивные побуждения особенно консервативны и «стремятся восстановить прежнее положение вещей» (Freud 1950а, р.48). В другом месте он заметил: «Мы предполагаем, что влечения Я возникают по мере того, как неодушевленная материя становится живой, и стремятся восстановить неодушевленное состояние». В то же время Фрейд отмечал в своей первоначальной концепции сексуальных влечений, что эта сила направлена на «сохранение жизни на сравнительно длительный период». Но далее он добавил, что «влечения к жизни действуют в противовес другим влечениям, которые по своей функции ведут к смерти, и этот факт указывает на имеющуюся между ними противоположность» (там же, р. 53).

По этой причине Фрейд отказался от концепции влечений Я и сексуальных влечений как первичных сил в жизненном явлении. Вместо этого он выдвинул идею, что такими силами являются влечения к жизни и смерти. «Это как бы замедляющий ритм в жизни организмов: одна группа влечений стремится вперед, чтобы как можно скорее достичь конечной цели жизни, другая в определенном месте своего пути устремляется обратно, чтобы проделать его снова и таким образом продлить путешествие» (там же, р. 54). Фрейд поместил влечение к смерти в мускулатуру.

Он назвал влечение к жизни эросом, «эросом поэтов и философов, объединяющим все живое» (там же, р. 68), подразумевая под этим либидо сексуальных влечений.

Первоначальная концепция либидо ограничивалась энергией сексуальных влечений, направленных на объект. Позже Фрейд пришел к заключению, что либидо может быть повернуто вовнутрь, проявляясь в виде нарциссизма. Невозможно опровергнуть то, что в его основе лежит энергия. Но нельзя согласиться с Фрейдом, когда он приравнивает эрос и сексуальное влечение. Одно есть сила. Другое, по нашему определению, канал, по которому эта сила перемещается. В этом отношении Юнг был более близок к истине, когда придавал термину «либидо» значение инстинктивной силы в целом. Пожалуй, Фрейд приблизился к биоэнергетической концепции, подчеркнув, что «различие двух видов влечений, которое сначала мыслилось качественно  , теперь трактуется иначе, а именно топически» (там же, р. 71). Как раз это топическое различие мы и будем сейчас рассматривать.

Наблюдая за бегом собаки или галопом лошади, нетрудно понять природу движения млекопитающих. Чередующееся соединение и размах двух пар ног по своей сути являются процессом заряда и разрядки, который изображен на рис. 9. Энергия проходит через мышечную систему, которая сосредоточена на спине животного; два конца его тела приближаются друг к Другу и соприкасаются с землей. Энергия уходит в землю через четыре конечности. В результате этой энергетической разрядки происходит прыжок, при котором ноги разъединяются. Растяжение спины приводит к вдоху. Формируется новый импульс, который, зарядив передний конец тела, продвигается дальше, заряжая мышцы спины. Организм готов теперь к новой разрядке и новому прыжку.

Перед нами вновь фрейдовская концепция противопоставления. Одна группа влечений движет животное вперед, но в процессе разрядки энергии другая группа перезаряжает систему для нового движения. Недостаток заряда мог бы привести к смерти.

Вертикальное положение тела человека разрывает две фазы. Заряд не обязательно ведет к разрядке, то есть он может быть оторван от мышечной системы. Энергия заряда локализуется вдоль передней части тела, увеличивая ее восприимчивость, но снижая подвижность. Вследствие повышенной восприимчивости возникают определенные чувства, выражаемые либо действием, либо звуками, либо тем и другим. В двух типах экспрессии имеются фундаментальные различия. Наиболее важным из них является то, что только мышечное действие может разрядить то большое количество энергии, вырабатываемое человеческим существом. Речь как продолжение мышления имеет дело с гораздо меньшими количествами энергии. Давайте рассмотрим эти энергетические процессы человека (см. рис. 10).

   

   

   

Мое представление о путях следования энергии основано на наблюдениях за пациентами, на моем личном опыте и на анализе движений животных. Его исходным пунктом явилось понятие о продольном энергетическом маятнике, но я все еще не объяснил его связь с Я, или с принципом реальности. Позвольте мне изложить вам свой опыт, который привел меня к этим идеям.

Проходя с Райхом курс анализа, я понял, что при глубоком и спокойном дыхании можно почувствовать движение, направленное вниз, вдоль передней части тела. Если полностью расслабиться, это чувство оканчивается ощущением в области гениталий. Райх считал, что это чувство и сопровождающее его движение отражают энергетический поток, который начинается в грудной клетке и направляется вниз, к гениталиям. Он не говорил ни о движении вверх, ни о том, что поток энергии работает как маятник.

Слушая однажды музыку Шопена, я вдруг осознал поток чувств, направленный вверх. Музыку Шопена можно узнать по ее эмоциональности. Наиболее подходящим для определения этого качества является слово «стремление». Это чувство столь велико, что едва не переходит в острую тоску. В музыке ощущается невозможность достичь удовлетворения; чувство будто сжимает горло.

Вскоре я заметил, что и другая музыка вызывает это ощущение стремления. Когда человек поет, он может испытать движение чувств от диафрагмы к голове. Есть и другие формы экспрессии, например, плач или смех, в которых импульс направляется вверх и выражается голосом. Голосовое выражение, будь то пение, речь, плач или смех, является одним из средств достичь контакта с другими. Но есть и другие способы выражения, позволяющие достичь этого контакта. Руки, воздетые в молитве, губы, готовые к поцелую, протянутые руки ребенка — все это имеет тот же самый фундаментальный смысл; установить контакт с кем-то или с чем-то во внешнем мире. Я называю это «стремлением», подразумевая стремление к контакту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: