Дети при рождении обладают двумя чудесными качествами: бесстрашием и непосредственностью. Новорожденный младенец не знает, что такое страх. По мере роста он соприкасается с опасными вещами, трогает их и пробует на вкус. В первые годы жизни родители должны оберегать его, чтобы он не причинил себе вреда.
Кроме того, ребенок – непосредственное существо. Он смеется, плачет, справляет свои естественные нужды и самовыражается в любое удобное для себя время и без всяких ограничений. Его не заботит реакция окружающих. Он попросту не обращает на нее внимания.
Страх перед неудачей и критикой
Но из‑за ошибок родителей у ребенка уже в юном возрасте появляются два основных страха, свойственных взрослым: страх перед неудачей и страх перед критикой. Когда родители, стараясь угомонить ребенка, говорят: «Нет! Остановись! Не делай так! Брось сейчас же!» – или, что еще хуже, физически наказывают его за смелые попытки исследования мира, у него формируется убеждение, что он и в самом деле еще слишком мал и глуп. Вскоре у него пропадает желание делать что‑либо новое. Сталкиваясь с чем‑то необычным или непривычным, он начинает повторять про себя: «Я не смогу, я не смогу, я не смогу».
|
|
Эта мысль превращается в страх перед неудачей. Став взрослым, он больше всего начинает бояться бедности и утрат. Взрослые люди постоянно опасаются потерять деньги и время, уверенность в себе и одобрение окружающих, любовь и здоровье. В общем виде это можно обозначить как страх перед провалом. Такой страх ограничивает потенциал как ребенка, так и взрослого. Это самое большое препятствие на пути к успеху.
Боязнь критики
Так же рано дети утрачивают и свою непосредственность. В результате ошибок родителей, которые, в частности, ставят свои проявления любви и привязанности к ребенку в зависимость от выполнения им требований к поведению, ребенок начинает бояться критики.
Когда взрослые сердятся и угрожают ребенку, что их отношение к нему изменится в худшую сторону, если он не изменит свое поведение, тот начинает думать: «Надо делать так, как говорят мама с папой, а то они перестанут меня любить». Ведь для ребенка любовь родителей и нерушимость отношений с ними – главный смысл существования. Потеря любви страшит его и заставляет отказываться от многих поступков, которые могли бы привести к такому исходу.
Нехватка любви
Психологи в целом согласны, что корни большинства взрослых проблем кроются в том, что ребенка недолюбили в раннем детстве. Перекосы в личности взрослого человека чаще всего объясняются тем, что в детстве ему отказывали в любви или давали эту любовь слишком дозировано.
|
|
Дети нуждаются в любви, словно розы в дожде. Не ощущая бесконечной и безусловной любви, ребенок растет уязвимым в эмоциональном плане и подверженным негативным эмоциям разного рода.
Александр Поуп писал: «Куда саженец гнется, туда и дерево клонится». Несчастное детство становится причиной несчастной жизни в зрелом возрасте.
Дефицитарные и бытийные потребности
Психолог Абрахам Маслоу, изучавший типы личности на пути к самоактуализации, пришел к выводу, что 98 процентов взрослых людей руководствуются в жизни в основном так называемыми дефицитарными потребностями. Вместо того чтобы стремиться в полной мере реализовать свой потенциал, они всю жизнь пытаются компенсировать то, чего им, как кажется, не хватает, особенно внимания и признания со стороны окружающих, так как они его якобы не заслуживают.
По словам Маслоу, всего два процента людей руководствуются бытийными потребностями, под которыми он понимал стремление расти и реализовывать себя в жизни. Таких людей он называл самоактуализирующимися личностями, для которых характерен высокий уровень самоуважения и уверенности в себе.
Русские метафизики
Более ста лет назад русские метафизики П. Д. Успенский и Г. И. Гурджиев разработали систему, позволявшую находить и устранять источники и причины негативных эмоций у своих учеников. При этом они, как и современные психологи, исходили из того, что если изба – виться от негативных эмоций, то результатом станет зрелая, функциональная, позитивная и самоактуализированная человеческая личность. Такое состояние должно быть целью большинства людей.
В чем же коренные причины негативных эмоций у взрослых людей? Они могут быть самыми разными. Давайте рассмотрим некоторые из них.