Порядок проведения государственной экологической экспертизы. 3 страница

Также необходимо обратить внимание на то, что по смыслу первоначальной редакции Федерального закона "Об экологической экспертизе" специальные требования к содержанию заключения государственной экологической экспертизе распространялись как на нормативные правовые акты федерального уровня, так и на нормативные правовые акты регионального уровня.

Так, в первоначальной редакции Федерального закона "Об экологической экспертизе" абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 содержал следующее положения:

"Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным

...

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти".

При этом в первоначальной редакции Федерального закона "Об экологической экспертизе" вплоть до 1 января 2007 года (до вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) статьи 11 и 12 в качестве самостоятельных объектов государственной экологической экспертизы предусматривали проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, а также проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.

В последующем, в связи с неоднократным перераспределением полномочий в области охраны окружающей среды, соответствующими федеральными законами субъекты РФ с определенной периодичностью либо лишались значительного объема полномочий, либо наделялись ими. В связи с таким перераспределением полномочий, законодатель корректировал и формулировки закона, в связи с чем первоначальный смысл законодательных положений (безотносительно к проблеме разграничения полномочий) потерял свое значение, но не актуальность.

Так, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" были внесены изменения, в соответствии с которыми формулировки "нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации" были исключены из абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Указанные изменения были направлены прежде всего на перераспределение полномочий между органами исполнительной власти в пользу федералов. Следует отметить, что Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ внес изменения в более ста федеральных законов, среди которых - ряд федеральных законов в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе Федеральный закон "Об экологической экспертизе". Лишая субъектов РФ значительных полномочий, в том числе в области охраны окружающей среды, законодатель на тот период оставляет за ними номинальные полномочия, сводимые к организации и осуществлению межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и обеспечения населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов РФ.

Несмотря на то что в последующем другими федеральными законами (Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ), вносящими изменения в законодательство в области охраны окружающей среды, в том числе в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", субъекты РФ вновь наделяются определенным объемом полномочий, абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" выпали из поля зрения законодателя.

Позднее в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ претерпели изменения и объекты государственной экологической экспертизы, определенные в ст. ст. 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Так, проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, а также проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, были исключены из перечня объектов государственной экологической экспертизы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что по своему изначальному смыслу категория "нормативные правовые акты Российской Федерации", используемая в абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" включает в себя как нормативные правовые акты федерального уровня, так и нормативные правовые акты регионального уровня, при этом соотносится, прежде всего, с п. 1 ст. 11 и п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона.

Однако по вопросу толкования правовых норм, закрепленных в абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе", складываются и другие правовые позиции:

1) одна из них - поскольку речь идет о "нормативных правовых актах Российской Федерации", указанные требования не распространяются на "нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации". Указанные выводы могут подтверждаться положениями ст. 2 Федерального закона "Об экологической экспертизе", согласно которым "законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ". Однако отметим что в абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" речь идет о заключении на конкретный объект государственной экологической экспертизы, а не о законодательстве об экологической экспертизе в целом;

2) другая правовая позиция - ввиду того, что "нормативные правовые акты Российской Федерации" исключены из перечня объектов государственной экологической экспертизы, норма абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" считается "мертвой", т.е. не актуальной. Можно предположить, что из этой позиции исходил Минприроды России, утверждая Приказом от 06.05.2014 N 204 Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. Во-первых, потому, что в тексте Административного регламента отсутствуют особенности подготовки заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативных правовых актов РФ, установленные абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Во-вторых, потому, что в тексте Административного регламента не отражены особенности выводов, которые должно содержать заключение государственной экологической экспертизы по проектам правовых актов РФ согласно требованиям п. 25 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N 698. Однако стоит отметить, что требования в части выводов положительного заключения государственной экологической экспертизы, установленные в п. 61 Административного регламента не соотносятся с соответствующими требованиями, содержащимися в п. 20 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N 698, а также не учитывают специальных требований, установленных в п. 25 Положения. В то же время Постановление Правительства РФ по юридической силе выше нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Также обратим внимание на то, что сам Федеральный закон "Об экологической экспертизе" не содержит требований к содержанию выводов государственной экологической экспертизы.

Таким образом, в части толкования и действия абз. 1 и 11 п. 5 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и определения нормативных правовых актов в качестве объектов государственной экологической экспертизы сложилась некоторая правовая неопределенность.

И наконец, некоторые объекты государственной экологической экспертизы в полной мере и должным образом не раскрываются ни в Федеральном законе "Об экологической экспертизе", ни в иных нормативных правовых актах, что позволяет по-разному толковать их значение и содержание. Речь идет об объектах, обозначенных в п. 7.2 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", а именно: проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

На основании вышеизложенного считаем необходимым в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не только указать исчерпывающий перечень возможных объектов государственной экологической экспертизы, но и максимально полно раскрыть их содержание посредством перечисления возможных объектов, исключив при этом необоснованно расширительное их толкование. Одновременно считаем необходимым привести в соответствии с обновленными нормами статьей 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" нормы иных многочисленных нормативных правовых актов, определяющих необходимость проведения государственной экологической экспертизы определенных объектов.

 

Таблица 2. Объекты государственной экологической

экспертизы, перечисленные в статьях 11 и 12

Федерального закона "Об экологической экспертизе"

и нашедшие конкретизацию в иных нормативных правовых актах

 


Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Наименование объекта в соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"

Конкретизация объекта в соответствии с иными нормативными правовыми актами

Пункт 1 ст. 11 - проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации

К сожалению, ни один из действующих нормативных правовых актов не раскрывает ни понятие, ни виды, ни перечень возможных проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ, подлежащих государственной экологической экспертизе.

В то же время на сегодняшний день иными нормативными правовыми актами устанавливается необходимость проведения государственной экологической экспертизы в отношении отдельных объектов, которые не обозначены в ст. ст. 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". При этом речь идет не только о федеральных законах, но и о правительственных актах.

Указанное, с одной стороны, позволяет говорить о расширительном толковании перечня объектов государственной экологической экспертизе, что, на наш взгляд, недопустимо. Обратим внимание, на логическую структуру статей 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" - перечень таких объектов является закрытым. Кроме того, законодатель не делегировал Правительству РФ полномочие по установлению перечня объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе.

С другой стороны, наличие требований об обязательности проведения государственной экологической экспертизы в отношении отдельных объектов, устанавливаемых иными нормативными правовыми актами, может расцениваться как конкретизация норм статьей 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Например, в п. 7 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" законодатель ссылается на Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", которыми определяются соответствующие объекты государственной экологической экспертизы. С этих позиций положения иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования о необходимости проведения отдельных объектов государственной экологической экспертизы, которые не обозначены в ст. ст. 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", могут расцениваться как положения, конкретизирующие и реализующие соответствующие пункты статей 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Так, например, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

При этом нормативы допустимого воздействия на водные объекты в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не обозначены в качестве самостоятельных объектов государственной экологической экспертизы.

Однако Верховный Суд РФ в своем решении от 15.10.2015 N АКПИ15-863 пришел к выводу о том, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты по своей природе являются нормативно-техническим документом, устанавливающим безопасный уровень содержания загрязняющих веществ, а также других показателей, характеризующих воздействие на водный объект, адресованным тому кругу субъектов, которому в соответствии с законодательством предоставлено право пользования данным водным объектом.

Считаем, что сложившаяся ситуация создает неопределенность правового регулирования и препятствия в реализации требований действующего законодательства и, прежде всего, законодательства об экологической экспертизе.

Во избежание соответствующих правовых коллизий и пробелов считаем необходимым в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" представить исчерпывающий и закрытый перечень объектов государственной экологической экспертизы, устранив при этом не только бланкетные нормы, но и неопределенность используемых формулировок

Пункт 2 ст. 11 - проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов

-

Пункт 3 ст. 11 - проекты соглашений о разделе продукции

-

Пункт 4 ст. 11 - материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии

-

Пункт 5 ст. 11 - проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду

Отсутствуют правовые нормы, которые бы раскрывали содержание и виды соответствующих объектов государственной экологической экспертизы.

В то же время можно привести ряд писем уполномоченных органов, разъясняющих отдельные вопросы.

По мнению Минприроды России (см. письмо Минприроды РФ от 13.05.2011 N 05-12-44/7250 "О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию"), к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.

Вместе с тем в соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе подлежат также объекты, указанные в данной статье в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В письме Росприроднадзора от 22.09.2014 N ОД-02-00-36/14587 "О привлечении к административной ответственности" разъяснено, что в случае выявления нарушений в части бурения скважин для добычи подземной воды оборудованием, проект технической документации которого не получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, нарушителей следует привлекать к административной ответственности по ст. 8.4 КоАП РФ

Пункт 6 ст. 11 - материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации

-

Пункт 6.1 ст. 11 - материалы, обосновывающие преобразование государственных природных заповедников в национальные парки

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в случаях, установленных федеральными законами, национальные парки могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое преобразование.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" преобразование государственных природных заповедников в национальные парки осуществляется до 31 декабря 2015 года решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих указанное решение

Пункт 7 ст. 11 - объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, которые обосновывают планируемую хозяйственную и иную деятельность на континентальном шельфе. Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению отходов и других материалов, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности на континентальном шельфе.

Объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 22.2 настоящего Федерального закона. В случае если указанный план является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" производство энергии путем использования приливов, течений и ветра осуществляется гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к разведке и разработке природных ресурсов исключительной экономической зоны, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению отходов и других материалов в исключительной экономической зоне.

В соответствии с п. п. 2, 3, 4 ст. 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 настоящего Федерального закона. В случае если указанный план является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.

В соответствии с п. 4 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель

Пункт 7.1 ст. 11 - проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов

Пункт 7.2 ст. 11 - проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности

В письме от 29.07.2015 N 12-47/17563 "Об изменении требований ГЭЭ объектов размещения отходов" Минприроды РФ дает следующие разъяснения:

Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены уточнения в наименование объекта государственной экологической экспертизы, предусмотренного подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

В частности, к объектам ГЭЭ в том числе отнесены проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии со статьей 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, в соответствии с терминологией Закона N 89-ФЗ размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов), в связи с чем под первую часть формулировки вышеуказанного объекта ГЭЭ ("проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности") подпадают только проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов в понимании Закона N 89-ФЗ. Остальная часть данной формулировки ("проекты рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности") охватывает все остальные случаи использования земель в указанных целях, не соответствующие требованиям Закона N 89-ФЗ.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которыми вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Требования к проектной документации определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Согласно Закону N 89-ФЗ (статьи 10 и 12) строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, проектной документации указанных объектов. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными природоохранным законодательством и законодательством в области обращения с отходами. Вывод из эксплуатации объекта размещения и (или) обезвреживания отходов представляет собой комплекс мероприятий, включая проведение рекультивационных и иных восстановительных работ в соответствии с законодательством, по окончательному прекращению эксплуатации таких объектов, направленных на исключение их дальнейшего использования для размещения отходов и обеспечивающих предотвращение негативного воздействия таких объектов на окружающую среду

Пункт 7.3 ст. 11 - проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проектная документация искусственного земельного участка подлежит государственной экспертизе, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и государственной экологической экспертизе, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"

Пункт 7.4 ст. 11 - проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности

-

Пункт 8 ст. 11 - объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы

-

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ с 1 января 2018 статья 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" будет дополнена подпунктами 7.5 и 7.6 следующего содержания: "7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подпунктом 4 настоящей статьи;

-

7.6) материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи"

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня

Наименование объекта в соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе"

Конкретизация объекта в соответствии с иными нормативными правовыми актами

Пункт 1 ст. 12 - проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Принимая во внимание, что ст. ст. 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не определяют материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, в качестве самостоятельных объектов государственной экологической экспертизы, в то же время, учитывая, что в силу требований п. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ, вполне справедливыми являются выводы о том, что данный документ подпадает под п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и относится к нормативному акту. Кроме того, Минприроды России в письме от 13.08.2010 N 12-29/12678 разъяснило, что акты об установлении объемов изъятия объектов животного мира, относящихся к объектам охоты, относятся к проектам нормативно-технических документов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе

Пункт 2 ст. 12 - проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов

-

Пункт 4 ст. 12 - материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения

-

Пункт 4.1 ст. 12 - проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

-

Пункт 5 ст. 12 - объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы

-
     

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: