После этого Они вошли в тела, созданные для Них

 

КОММЕНТАРИЙ ПЕРВЫЙ

 

Поскольку вышеприведённая шлока очень тесно связана с одной из шлок девятой Станцы «Антропогенезиса» («Тайная Доктрина»), мы процитируем последнюю:

«УВИДЯ ЭТО[123], ЛХА[124], КОТОРЫЕ НЕ СОЗДАВАЛИ ЛЮДЕЙ[125], ПРОЛИЛИ СЛЁЗЫ, ГОВОРЯ:

„АМАНАСА[126] ОСКВЕРНИЛИ НАШИ БУДУЩИЕ ОБИТАЛИЩА. ЭТО КАРМА. УТВЕРДИМ ОБИТАЛИЩА НАШИ В ДРУГИХ. ЛУЧШЕ НАСТАВИМ ИХ, ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ ХУДШЕГО“. ОНИ ИСПОЛНИЛИ ЭТО…

ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БЫЛИ ОДАРЕНЫ МАНАСОМ[127]. ОНИ УВИДЕЛИ ГРЕХ, СОВЕРШЁННЫЙ РАЗУМАЛИШЁННЫМИ[128].

ЧЕТВЁРТАЯ РАСА РАЗВИЛА РЕЧЬ[129].

ОДИН[130] СТАЛ ДВУМЯ; ТАК ЖЕ КАК И ВСЕ ЖИВУЩИЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ЕЩЁ ЕДИНЫ, ГИГАНТСКИЕ РЫ‑БО‑ПТИЦЫ И ЗМЕИ С ПАНЦЫРНЫМИ ГОЛОВАМИ»[131].

В третьей шлоке Станцы VI «Теогенезиса» указывается на тот же период, к которому относится и приведённая шлока «Антропогенезиса», когда Лха (одна из степеней Иерархии Божественных Строителей) установили определённую связь, то есть, воплотились, в последних подрасах Третьей Коренной Расы. Чтобы дать разумное объяснение воплощению Дхиан‑Коганов, Лха, Дэвов и т. д. в тела полулюдей, может понадобиться несколько прояснить представление о цепи Иерархии, то есть, о Тех, Кто составляет её. Во‑первых, нужно иметь в виду: то, что обычно именуется «эволюцией», никогда не имело начала и никогда не будет иметь конца. Между великими эпохами есть промежутки, но это и всё. Божественные Иерархии «Строителей» являются различными степенями совершенно развитых Духовных Существ (Строителей нашей Солнечной системы, равно как и бесчисленных других солнечных систем, задолго до нашей). Это Существа, которые достигли своего нынешнего Божественного статуса на других планетах, пройдя путь, подобный тому, по которому сейчас идут различные расы этой Земли.

В каждой Иерархии семь ступеней, и в каждой ступени – семь индивидуальных Божественных Строителей, Дхиан‑Коганов, Лха, Дэвов и т. д. Они имеют различные имена в соответствии с тем, какая раса, нация или религиозная система первой признала или приняла их. Хотя мы не уполномочены утверждать это, но полагаем, что названия, данные этим Сущностям различными расами в разные века, на самом деле выражали именно ту ступень одной из Иерархий, с которой данная раса была теснее всего связана. Впоследствии, объясняя действие или статус любой из этих ступеней, мы будем использовать название, которое стало наиболее употребительным.

Чтобы прояснить связь между двумя процитированными шлоками, следует обратиться к одной из шлок седьмой Станцы «Антропогенезиса», гласящей следующее:

«СЫНЫ МУДРОСТИ, СЫНЫ НОЧИ[132], ГОТОВЫЕ ВНОВЬ РОДИТЬСЯ, СПУСТИЛИСЬ. ОНИ УВИДЕЛИ НИЗКИЕ[133] ФОРМЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ[134] (а). „МЫ МОЖЕМ ИЗБРАТЬ“, СКАЗАЛИ ВЛАДЫКИ (МУДРОСТИ), „МЫ МУДРЫ“. НЕКОТОРЫЕ ВОШЛИ В ЧХАЯ, ДРУГИЕ УСТРЕМИЛИ[135] ИСКРУ, НЕКОТОРЫЕ ВОЗДЕРЖАЛИСЬ ДО ЧЕТВЁРТОЙ[136]. ИЗ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ РУПЫ[137] НАПОЛНИЛИ ОНИ[138] КАМА[139]… ТЕ, КТО ПОЛУЧИЛИ ЛИШЬ ИСКРУ, ОСТАЛИСЬ ЛИШЁННЫМИ ЗНАНИЯ[140]. ИСКРА ГОРЕЛА СЛАБО (b). ТРЕТЬИ ОСТАЛИСЬ РАЗУМА‑ЛИШЁННЫМИ. ДЖИВЫ[141] ИХ НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ. ЭТИ БЫЛИ ОТДЕЛЕНЫ СРЕДИ СЕМИ[142]. ОНИ СТАЛИ УЗКОГОЛОВЫМИ. ТРЕТЬИ БЫЛИ ГОТОВЫ. „В ЭТИХ ПРЕБУДЕМ МЫ“, – СКАЗАЛИ ВЛАДЫКИ ПЛАМЕНИ И ТЁМНОЙ (СКРЫТОЙ) МУДРОСТИ (с)»[143].

Можно сказать, что титул «Сыны Мудрости» есть иерархическое обозначение совокупности Семи степеней Иерархии. «Те, кто вошли», были теми, кто отказался воплощаться в одной из последних подрас[144]. В действительности, так называемый «инстинкт» нынешних животных, можно соотнести с тем уровнем разумности, которым обладали первые астральные расы, и только в последней части третьей подрасы Четвёртой Коренной Расы примитивный человек стал «душою живою».

Было бы ошибкой вообразить, что в эти примитивные расы воплощались Дхиан‑Коганы, Лха или Дэвы, теряя, тем самым, свою Индивидуальность, ведь многие из них принадлежали к высшим ступеням Иерархии. Более разумно полагать, что такие полные воплощения, или соединения, совершались членами меньших ступеней той же Иерархии.

Мы возражаем против использования в этом случае слова «воплощение»[145] в его обычном понимании; в английском [как и русском] языке вообще трудно найти слово, которое правильно определяло бы отношения, установленные между этими Божественными Существами и представителями первых трёх рас. Некоторое представление об этом можно получить, рассмотрев различное воздействие электрического тока на разных людей. Один человек может перенести воздействие довольно сильного тока без малейшего неудобства, в то время как другой подобным током будет парализован. Решающим фактором будет различие проводников – мозговых и нервных центров, через которые должен пройти ток. В случае с электричеством необходим трансформатор, чтобы увеличить или уменьшить ток электричества там, где требуется более высокое или низкое напряжение. Иерархия, сквозь которую энергия Манаса должна пройти, чтобы достичь объективных форм, должна действовать по принципу такого «трансформатора».

Манас есть один из Триады принципов – Желание, Воля и Манас, действие которых через Иерархию Существ на первом объективном плане {33} зависит от развития определённых Центров Разума, сравнимых с приёмными станциями беспроволочного электричества, а эти Центры, в свою очередь, можно сопоставить с семью ступенями Иерархии, поскольку речь идёт об их действии на низших ступенях жизни. Так как Триада – Желание, Воля и Манас – является основным источником Монадической Сущности [Monadic Essence] и, следовательно, Монады – индивидуального Эго, то интерес одного Эго к другому обязательно должен создавать связь между ними обоими; но только от уровня эволюции менее развитого из них будет зависеть, до какой степени энергия Манаса сможет быть передана через Иерархию Манаса самым примитивным человеческим расам.

Мы уверены, что именно подобным образом первые Божественные Строители установили индивидуальную связь с низшими подразделениями человечества. Хотя эта связь и не была «воплощением», но в каком‑то смысле она была, по крайней мере, аналогом воплощения.

Самыми вескими возражениями многих людей против перевоплощения была очевидная на первый взгляд утрата индивидуальности и неспособность памяти перебросить мост через пропасть, разделяющую две жизни. Для любого смертного было бы величайшей самонадеянностью настаивать на принятии этих аргументов. И всё же они могут помочь в раскрытии тайны, с которой сталкивается каждый изучающий оккультизм, пытаясь преодолеть пропасть между Духом и Материей или, вернее, между Разумом и Материей, – сталкивается, пока не осознаёт, что даже духовные существа являются продуктом эволюции.

Эти трудности значительно меньше для глубоких исследователей Религии Мудрости, основные истины которой представлены в «Тайной Доктрине», Упанишадах и Ведах. К сожалению, складывается впечатление, что сравнительно немногие среди масс человечества обладают образованием, временем и способностью к концентрации достаточными, чтобы самим вникнуть в наиболее мистические аспекты этой Религии; поэтому они вынуждены полагаться на истолкования других. Если же эти другие окажутся честолюбивыми, эгоистичными людьми, ищущими единственно материальной выгоды, то такое истолкование будет только соответствовать личным желаниям толкователей.

Таких людей предостаточно как сейчас, так и во все времена – сознательных или бессознательных служителей Врага Рода Человеческого, разрушительного аспекта жизни.

Если мы будем иметь в виду, что астральные тела первых рас – Чхая – были первыми фокусами связи для Дхиан‑Коганов, это поможет нам понять природу «воплощения», произошедшего тогда, ибо субстанция, из которой были образованы эти астралы [astrals], есть низшая ступень Кама‑Манаса. И подобно тому, как слабое электрическое напряжение может быть увеличено с помощью трансформатора, так субстанция астральных форм должна измениться – её энергия повыситься – при контакте с Дхиан‑Коганом, который действует посредством Высшего Манаса[146].

Дэвы, которые вошли в Чхая и впоследствии стали Ар‑хатами, действительно воплотившись в тела, и которые [Дэвы] «были готовы» вернуть кармический долг, возложенный на них за их отказ установить связь с «первыми низкими формами», позже в результате этой жертвы были возведены на очень высокую ступень жизни.

Те, кто «устремили Искру», просто положили начало более быстрой вибрации в формах одной из подрас той же Коренной Расы. С течением времени было допущено, чтобы эти вибрации понизились. Мы не будем сейчас входить в подробности этого вопроса и упомянули о нём только для того, чтобы объяснить огромную разницу в способах мышления[147] людей Земли.

Изменения, произведённые в примитивных расах, не были завершены раз и навсегда. Они повторяются вновь и вновь в каждой расе. Когда тени – астральные тела – представителей расы развиваются до определённого уровня, тогда устанавливается связь между Монадами – воплощающимися Искрами, и вышеупомянутой Иерархией Духовных Существ; прочность и интенсивность этих отношений зависит от развития физических центров мозга, через которые могут действовать потоки силы Манаса, устремляемой Дхиан‑Коганами.

Сегодня в отдельных частях Австралии и Полинезии живут представители Третьей Расы, и в то же время в других недоступных уголках Земли обитают представители Шестой Расы – высокие чела Великой Белой Ложи.

 

 

Станца VI

 

 

Шлока 3

 

После этого Они вошли в тела, созданные для Них. Отцы Четвёртой стали собственным потомством в Пятой. Они взяли себе супруг и творили в изобилии. Но их потомство ничего не знало о прегрешениях своих Отцов перед Богами и о причинах настигшего их кармического возмездия. Их разум был скован [148]. Яростной и ожесточённой была их битва с духами Природы, облачёнными в низшие формы, и с демоническими сонмами преисподней. Временами они терпели поражение, а временами побеждали.

 

КОММЕНТАРИЙ ВТОРОЙ

 

Слово «творили» в этой шлоке указывает на изменения, внесённые в способ порождения. После разделения полов прекратилось творение с помощью Разума и Воли. Третий Глаз, Глаз Мудрости, рудиментом которого является шишковидная железа, стал атрофироваться, и в Четвёртой Коренной Расе стало общепринятым зачатие путём соединения полов.

«Тела, созданные для Них» – воплощающихся Эго Четвёртой Коренной Расы – были первыми телами, созданными двумя полами после того, как было завершено разделение полов. Это были сознательные проводники[149], в которые предстояло воплотиться Лха, или Дэвам. Они отказались воплощаться в последней подрасе Третьей Расы, но их очень привлекла возможность воплотиться в первых подрасах Четвёртой. Они «усвоили Свой урок»[150]. «Они увидели грех, совершённый разумалишёнными»[151], – т. е. ужасные последствия сожительства человека и животного, поскольку эти последствия были зримо явлены в виде получеловеческих чудовищ; и Они осознали, что это была в значительной степени их вина, ибо, если бы они подчинились указу Высших Богов и полностью воплотились в тела андрогинной расы, вместо того, чтобы только «осенить» их, и таким образом научили бы эту расу законам бытия, то в цепи развития человеческой расы не оказалось бы «недостающего звена». Эволюция расы пошла бы по другим путям; творение посредством Воли и Йоги продолжалось бы и поныне.

Однако, даже в величайшей потере заключается некое приобретение, и тела вновь развившейся расы, в которые должны были воплотиться Лха, значительно превосходили тела, в которые Они перед тем отказались воплощаться. «Отцы Четвёртой стали собственным потомством в Пятой» – просто означает, что Лха, которые «осенили» Третью Коренную Расу и в более поздний период вошли в астральные тела Четвёртой, завершая таким образом становление человеческого Эго, полностью воплотились в своём потомстве, в Пятой. Они настолько полно отождествились с человеческими Эго Четвёртой Расы, что между ними не было никакого сознательного разделения. Духовная субстанция более тесно соединилась с астральной. Другими словами, Бог стал Человеком, насколько это было возможно тогда. Тот же процесс отождествления между Отцами и Их потомками повторяется в каждой подрасе Пятой Расы вплоть до нынешнего времени. Тела, подготовленные или, скорее, порождённые в каждой из подрас Пятой Расы, были лучше «оснащены» в отношении их умственной, нравственной и астральной природы, чем тела предыдущих рас. Последствия «греха разумалишённых» постепенно искупаются, а жертвы, принесённые Лха в начале, оправдываются ещё и ныне, когда человек становится всё более самосознательным, отождествляясь с субстанцией гораздо более высокой вибрации, чем было бы возможно, если бы «Отцы» упорствовали в своём отказе воплощаться в созданные для них тела в Четвёртой Коренной Расе.

Хотя разум потомков, упоминаемых в этой шлоке, был развит гораздо выше, чем у «Отцов», но всё‑таки недостаточно, чтобы привести представителей Четвёртой Расы к поиску разумной причины окружавших их явлений Природы. Так же непостижимы для них были и причины человеческого страдания и смерти. Они были чрезвычайно суеверны. Все неблагоприятные обстоятельства – мощные содрогания суши, ужасные бури и т. д., происходившие в начальный период эволюции планеты, ещё больше смущали их разум, и поскольку они не могли познать причины всех этих удивительных для них происшествий, они пытались найти какие‑то средства для предотвращения их в элементальных царствах, особенно среди духов Природы, с которыми они могли вступать в сознательный контакт. А, поскольку некоторые свойства этих элементальных сил Природы подталкивали людей к совершению неразумных поступков, от которых страдали они сами, то люди предались чёрной магии, используя те элементальные силы, которые могли контролировать, чтобы в той или иной мере нейтрализовать действия более могущественных существ, вследствие чего между этими различными формами жизни шла постоянная борьба.

Одним из способов, которыми они старались подчинить себе и использовать относительно менее враждебных элементалов, было разжигание злобы демонов преисподней – существ, достигших, в результате духовного бесчестия, самого низкого плана человеческой жизни, плана, иногда именуемого «Восьмой Сферой» {34}. То были методы чёрной магии, различными путями воздействовавшие на эти отверженные души, способные, в свою очередь, ответить тем же, что только умножало ненависть.

 

 

Станца VI

 

 

Шлока 3

 

Они взывали к образам, которые создали своими руками, и к звёздам, и к Невидимым: «Явите нам мистерии Отцов наших. Мы слепы, глухи и немы перед лицом врагов наших. Мы нащупываем во тьме Свет, затепливший Огонь, ныне горящий внутри нас так тускло».

 

КОММЕНТАРИЙ ТРЕТИЙ

 

Как это всегда бывает у дикарей и очень часто у менее невежественных рас, так, следует полагать, и здесь [у рассматриваемых рас[152]] довольно скоро развилось идолопоклонство, как следствие их близости с некоторыми низшими формами элементальной жизни. Те циклопические мегалиты, тотемные столбы, колонны и т. д., которые были сравнительно недавно обнаружены в Центральной Америке, Африке, Австралии и других малообитаемых частях света, вполне могли быть творениями рук представителей этих рас, равно как и давно известные всему миру памятники, особенно египетские. С этими монументами связан один любопытный факт, представляющий особый интерес для изучающих оккультизм, а именно то, что древние расы должны были подсознательно понимать глубокую истину языка символизма, ибо все эти памятники несли на себе эмблемы тех же сокровенных духовных истин, которые представлены символическими фигурами в современных храмах. Они должны были понимать также истину символов, заключённых в формах тонкой субстанции на внутренних планах, символов, представляемых иногда в виде геометрических фигур, цветов или звуков, в совокупности образующих Сокровенный Язык[153]. Интересно отметить, что уже с первым проблеском духовности разум человека начинает стремиться к выражению самого себя в символе, как это делают и более высокоразвитые творческие личности более поздних эпох в скульптуре, живописи и музыке. Чем возвышеннее разум, тем прекраснее становятся формы его выражения. Всё в Природе является символом какой‑либо духовной истины, поэтому тот, кто глубоко любит Природу, – очень склонен к интуитивному постижению великих духовных принципов и всеми силами стремится выразить их самым прекрасным образом.

Естественно, эти ранние расы должны были взывать к образам, созданным ими самими. Им не пришла бы мысль обращаться к какой‑то абстракции. Эти образы представляли собой высшие идеалы, доступные людям, даже более высокие, чем Солнце и звёзды, которым они тоже поклонялись и которые были для них видимой реальностью, находящейся на том же плане жизни, что и их собственные физические тела, а, значит, были менее таинственными, чем мысленные образы, глубоко трогающие их пробуждающееся духовное сознание.

«Невидимые», к которым они обращались, – это некоторые из высших степеней элементальных сил, такие как Огненные Сонмы, ибо не только низшие, но и многие из высших форм жизни были прекрасно видимы для представителей Третьей и Четвёртой Рас, пока последние подрасы Четвёртой Расы не предались ужасной чёрной магии, что привело к уничтожению, за исключением жалких остатков, почти всей этой расы, некоторые представители которой уже пробудились к осознанию своей великой утраты, то есть, утраты света духовного знания, без которого они были совершенно не в состоянии справляться с условиями, в которых оказались.

 

 

Станца VI

 

 

Шлока 3

 

«Мы знаем, что Свет горит чисто и ярко в потаённых местах, но каждый раз, когда мы приближаемся к Нему, Он бежит от нас. И когда мы теряем слабый отблеск этого Света, Тьма сгущается ещё больше. Лучше умереть, чем вечно страдать от терзающей боли в неутолённой тоске по этому Свету».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: