Лицей как опорный центр эффективного развития начального профессионального образования

 

В современных условиях темпы обновления технологий и техники, форм организации труда превосходят темпы смены поколений. Это свидетельствует о том, что научно-техническому уровню современных технологий и техники, их реализующей, должен соответствовать и в определенной мере опережать его профессиональный уровень различных кадров, их обслуживающих. Отсюда следуют новые требования, предъявляемые и к учебным заведениям всех уровней, и к их выпускникам. Так, например, выпускники агролицея должны:

1) иметь достаточное гуманитарное образование, определяющее культурный уровень выпускника, степень общечеловеческого развития и воспитания, которые обусловливают его отношение к труду, людям, к окружающей среде;

2) получить необходимую общенаучную подготовку, позволяющую понимать сущность происходящих вокруг него процессов, оценивать их и быть подготовленным к углубленному изучению общетехнических дисциплин;

3) приобрести фундаментальную общетехническую подготовку;

4) основательно изучить существующие и перспективные технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции и оборудование, реализующее эти технологии;

5) получить рабочие специальности и приобрести практические навыки, обеспечивающие приемлемые условия для жизни в случае прекращения дальнейшего образования.

В качестве модели реализации этих требований может быть рассмотрен опыт деятельности Борисовского агролицея Белгородской области (директор А. Н. Долина).

Учащиеся средней общеобразовательной школы, закончив девять классов, поступают на первый курс 1-й ступени с трехлетним сроком обучения. За эти годы они получают гуманитарное образование, основы общенаучной и общетехнической подготовки, а также рабочие профессии «слесарь-ремонтник», «тракторист-машинист широкого профиля», «водитель категории "С"». По окончании 1-й ступени учащиеся сдают комплексный экзамен по общетехническим и профилирующим курсам и получают удостоверение об окончании училища. Одни из них устраиваются на рабочие места, а другие при успешной сдаче экзаменов продолжают обучение на 2-й ступени, но уже в статусе студентов Белгородской государственной сельскохозяйственной академии. В течение первого года обучения на 2-й ступени студенты углубленно изучают математику, физику, информатику, иностранный язык, а также профилирующие предметы – эксплуатацию машино-тракторного парка (МТП) и технологию механизированных работ, компьютеризацию и экономику сельскохозяйственного производства, его организацию и управление, хранение и переработку продуктов растениеводства. Итоговой формой завершения обучения на данной ступени являются комплексный экзамен и защита дипломного проекта. По результатам сдачи экзамена и защиты проекта одна часть студентов получает диплом техника-механика по специальности 3113.01 «Эксплуатация МТП в полеводстве» и трудоустраивается. Вторая часть студентов, более успешно сдавших экзамены и защитивших дипломный проект, может продолжить обучение на 3-й ступени, фактически на втором курсе сельскохозяйственной академии без сдачи вступительных экзаменов.

Исследование планов и рабочих программ средних профессионально-технических училищ, техникумов и высших учебных заведений (сельскохозяйственной академии) показало, что в учебных планах профтехучилищ (срок обучения – три года) основное учебное время отводится на профессиональное обучение и приобретение практических навыков. Явно недостаточно внимания уделяется общетехнической подготовке.

В учебном плане техникума механизации сельского хозяйства изучению общетехнических дисциплин уделяется больше внимания, чем в ПТУ, что позволяет подготавливать техников-механиков сельскохозяйственного производства с лучшей общетехнической подготовкой.

С учетом максимальной степени преемственности были разработаны экспериментальный план и рабочие программы для нового типа образовательного учреждения – агротехнического лицея – со сроком обучения четыре года на базе девяти классов средней общеобразовательной школы. При этом учитывалось, что непрерывность образовательного процесса обеспечивается прежде всего за счет:

преемственности внутри предметов, внутри курсов, а также между различными ступенями учебных заведений;

многовариантности содержания общего и профессионального образования, их учебных планов и программ.

Учебным планом агролицея предусматривается увеличение времени на общетехническую подготовку за счет его сокращения на изучение предметов профессионального и общеобразовательного циклов. Вводится курс «Техническое обслуживание» (52 часа), существенно увеличивается время на общетехнические дисциплины, в том числе на основы материаловедения, сопротивление материалов, техническую механику, детали машин, допуски, посадки и технические измерения.

Анализ преемственности в изучении этих дисциплин с точки зрения форм организации учебного процесса позволяет отметить, что в лицее используются такие формы, как теоретические и лабо-раторно-практические занятия на уроке, обучение в мастерских училища, производственная практика в учебном хозяйстве или на предприятиях агропромышленного комплекса, текущий контроль в виде проверочных работ по темам, зачетов или экзаменов.

Преемственность содержания может быть осуществлена двумя путями:

а) благодаря некоторому упрощению вузовского курса, что позволит свести к минимуму разрыв с курсом лицея;

б) за счет переноса наименее сложной части вузовского курса в учебный план лицея, что повысит уровень содержания курса в училище (более сложная часть остается для вуза).

В экспериментальной работе лицей пошел по второму пути. Разработали экспериментальную рабочую программу курса «Материаловедение и технология конструкционных материалов (ТКМ)» для лицея и укороченную по содержанию, но оставшуюся на прежнем уровне по сложности вузовскую программу этого же курса.

Сравнительный анализ учебного плана и рабочих программ агролицея и вуза по изучению, например, курса «Детали машин» выявил следующее: существует значительное различие в требованиях к уровню знаний и умений учащегося лицея и студента вуза; имеются различия в целях и задачах изучения курса; различны формы организации учебного процесса при изучении данного курса; в лицее отсутствует самостоятельная работа учащихся при изучении курса; имеются различия в формах контроля уровня знаний и умений учащихся и студентов; в лицее отсутствуют какие-либо элементы исследовательской работы при изучении данного курса; курсовой проект, позволяющий привести знания в систему, не выполняется.

Преемственность по содержанию и методике изучения курса «Детали машин» в лицее и вузе, по нашим наблюдениям, минимальна и проявляется лишь в трактовке основных понятий, в формулировке определений, а также в объяснении назначения и перечислении областей применения типовых деталей и узлов машин.

Чтобы обеспечить более полную преемственность при изучении данного курса, была разработана экспериментальная рабочая программа для учащихся агролицея. В целях осуществления преемственности в содержании курса «Детали машин» обучение в лицее осуществляется поэтапно: на первом курсе лицеисты изучают конструкции, назначение, области применения типовых деталей, узлов и механизмов. На этом упрощенном, описательном этапе занятия ведет преподаватель лицея. На втором курсе изучаются статика и кинематика* изучаемых объектов, кинематические и прочностные расчеты, основы конструирования относительно простых деталей, узлов и механизмов. Занятия ведет профессор или доцент академии. На третьем курсе учащиеся выполняют проект по общетехническим дисциплинам, состоящий из расчетной записки и графической части. Проект призван закончить формирование общетехнического мировоззрения. Темой проекта, как правило, является упрощенный вариант привода рабочего органа какой-либо сельхозмашины, т. е. тема имеет профессиональную направленность.

* Кинематика (от греч. kinema, kinematos – движение) – раздел механики, изучающий движение тел без учета их массы и действующих на них сил. – Примеч. ред.

 

Лабораторные работы по изучению конструкций типовых деталей и механизмов учащиеся выполняют под руководством профессора академии в специализированной лаборатории, созданной совместно с академией. Кроме того, студенты изучают конструкции узлов машин, приобретают навыки пользования различными механическими инструментами.

В вузе выпускник агролицея, опираясь на полученные ранее знания, изучает теоретическую часть курса «Детали машин» более глубоко, выполняет лабораторные работы с элементами исследований.

Многоаспектная преемственность в обучении лицеистов и студентов способствует осознанной, профессионально ориентированной общетехнической подготовке учащегося лицея и общеинженерной подготовке студента вуза.

Преемственность в системе агротехнический лицей – сельскохозяйственный вуз имеет резервы повышения качества подготовки специалистов как по общетехническим, так и по общеобразовательным дисциплинам.

В агролицее профессиональная направленность обучения, осуществление межпредметных связей определяются необходимостью решения ведущей задачи – быть основой формирования духовно богатой личности, способной к творческому труду. Межпредметные и междисциплинарные связи в деятельности агролицея осуществляются в процессе изучения общеобразовательных и специальных предметов, предусмотренных учебным планом. Особенно тесные связи прослеживаются при изучении математики, спецпредметов и основ рыночной экономики. При этом преподавателям данных дисциплин необходимо владеть максимумом профессиональных знаний, знать принципы организации экономики и планирования производства, структуру предприятия-учреждения, основы технических процессов, принципы действия машин, применяемых на предприятиях той отрасли производства, для которой лицей подготавливает специалистов.

Обеспечивая тесную связь математики с изучаемым материалом по спецпредметам, преподаватель способствует: развитию логического мышления у учащихся, овладению ими новыми приемами решения поставленных задач, подготовке будущих рабочих к творческой трудовой деятельности, выработке у них умений и потребностей к самообразованию, формированию гармонично развитой личности, способной применять полученные знания в процессе сознательного творческого труда. Органическая взаимосвязь математики с применением ее знаний в процессе изучения спецпредметов в опытно-экспериментальной работе прослеживается на многих видах самостоятельного творчества учащихся. Остановимся лишь на некоторых из них.

1. Творческие самостоятельные работы учащихся по составлению задач. Сюда относятся те работы, при выполнении которых обучаемый открывает для себя что-то новое, развивает математическое мышление, формирует интерес к предмету, превращая всякое знание в деяние. К творческим самостоятельным работам относятся: изготовление моделей геометрических тел учащимися, решение задач несколькими способами, сочинения, доклады учащихся, составление математических задач с производственным содержанием и др. Такие задания выполняются как на этапе изучения нового материала, так и при его закреплении.

2. Техническое моделирование и конструирование. При изучении школьных предметов, а также в предстоящей трудовой деятельности от учащихся требуется умение пространственно (стереометрически) мыслить. Развитию такого мышления способствуют решение стереометрических задач, техническое моделирование и конструирование. К задачам на создание объекта можно отнести моделирование геометрических тел, выполнение разверток. Учащимся дается образец, по которому необходимо изготовить модель или условие задачи, данное в текстовой, графической и текстово-графической формах. Моделируемая фигура может быть определена по-разному: только своей формой, или формой и всеми размерами, или формой и величинами, связанными с размерами фигуры косвенно. Моделируемая фигура задается ее изометрической проекцией, эскизом или техническим рисунком. Для индивидуальных работ по техническому моделированию используются различные материалы: бумага, картон, проволока, жесть, пластилин.

При анализе выполненной работы обращается внимание на удачно сформулированные условия задачи, дающие полную информацию о конструкции детали с геометрической точки зрения. Дома учащиеся изготовляют по чертежу модель детали из бумаги, картона, предварительно выполняя развертку полной поверхности детали.

3. Практикум является наиболее распространенным видом работы, обеспечивающим повышение самостоятельной деятельности учащихся.

Практикумы проводятся при завершении крупных разделов курса и имеют главной целью обобщение и повторение изученных действий, решение задач профессиональной направленности. На практикумах по математике целесообразно решать более содержательные задачи, позволяющие выявить общие подходы к решению типовых задач, связанных с будущей профессией. Уроки-практикумы организуются при изучении таких тем, как «Решение тригонометрических упражнений, сводящихся к простейшим», «Применение интеграла к решению простейших геометрических и практических задач».

На уроках-практикумах у учащихся формируется установка на творческое выполнение любой работы: приступая к изготовлению любой модели или к решению задачи, учащиеся рассматривают различные варианты, оценивают их достоинства и недостатки, выбирают оптимальный вариант, вырабатывают критический взгляд на работу, привычку проверять технологический процесс, находить более рациональные пути решения конкретных задач.

В целях повышения интереса учащихся к обучению в агролицее, стимулирования их к продолжению образования в сельскохозяйственном вузе межпредметные связи осуществляются также при изучении химии и спецпредметов.

В агролицее осуществляются и внутрипредметные (между разделами, главами, темами одного предмета), межпредметные, внутрицикловые и межцикловые связи, а также связи между одинаковыми предметами, изучаемыми в учебных заведениях разных уровней (школа – вуз; школа – ПТУ; лицей – вуз и т.д.) по техническим дисциплинам. Все это обеспечивает интеграцию, обобщение знаний.

На базе внутрипредметных и межпредметных связей реализуется идея преемственности в содержании изучаемого материала. Такие связи заложены в рабочих программах по инженерной графике, материаловедению, технологии конструкционных материалов, теоретической механики, сопротивлению материалов, теории механизмов и машин, другим учебным дисциплинам.

Опыт деятельности лицея позволяет утверждать, что практически каждая тема любой общетехнической дисциплины имеет связь как внутри своего предмета, так и с темами других дисциплин общетехнического цикла.

Работа, направленная на профессиональную подготовку учащихся агролицея в условиях взаимосвязи общеобразовательных и специальных предметов, дает положительные результаты:

межпредметные связи учебного материала по общеобразовательным и специальным предметам, а также связи между предметами технического цикла позволяют учащимся оперировать методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, обобщение и т.д.);

уроки по общеобразовательным дисциплинам, насыщенные профессиональным содержанием по избранной специальности, способствуют развитию системного мышления учащихся, умению видеть общее в частном, тренируют в применении знаний на практике;

выполнение различных видов самостоятельной работы приучает учащихся к работе с дополнительной литературой, к поиску своей точки зрения;

взаимосвязь учебного материала по общеобразовательным и специальным предметам убеждает учащихся в необходимости постоянного пополнения своих знаний;

осуществление межпредметных связей приучает учащихся к творческому поиску, расширению интеллектуальных возможностей, повышению культуры труда, совершенствованию технологических процессов;

межпредметные связи по техническим дисциплинам интенсифицируют профессиональную подготовку учащихся, формируют у них конструкторские умения и навыки, побуждают их к более углубленной работе по избранной специальности, повышают уровень их мастерства;

осуществление межпредметных связей формирует у учащихся качества личности, без которых невозможна их дальнейшая профессиональная деятельность – ответственность, умение прогнозировать, доводить начатое дело до конца, аккуратность и др.

Рекомендуемая литература

 

1. Батышев С. Я. Подготовка рабочих по группам профессий // Советская педагогика. – 1987. – № 4.

2. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1996.

3. Деева Н.К. Профтехучилище в современных условиях. – М., 1991.

4. Никифоров В. И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям: Учеб. пособие. – Л., 1987.

5. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С.Я. Батышева, С. А. Шапоринского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1977.

6. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М, 1996.

7. Смирнов И. П., Ткаченко Е.В. Начальное профессиональное образование: Социальный портрет учащегося // Педагогика. – 2002. – № 2.

8. Типовое положение об учреждениях начального профессионального образования. Утверждено постановлением Правительства РФ (от 05.06.1994 г. № 650) // Типовые положения об образовательных учреждениях. Образование в документах и комментариях. – М., 2001.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: