Некоторые методы обеспечения качества

Одним из базовых принципов современной концепции управления качеством является принятие решений на основе фактов. Наиболее полно этот принцип реализуется методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих, а также методами математической статистики.

Применение статистических методов основано на результатах измерений, анализа, испытаний, данных эксплуатации, экспертных оценок. Главное в статистических методах — методология работы с фактическими данными. Наиболее широкое распространение статистические методы первоначально получили в Японии, которая стала активно применять их на своих предприятиях с 1949 года. К настоящему времени мировой практикой накоплен большой арсенал статистических методов, многие из которых могут достаточно эффективно использоваться для решения конкретных вопросов, связанных с административным управлением качеством и обеспечением качества продукции. Условно их можно подразделить по признаку сложности на три категории.

1. Элементарные статистические методы, включающие контрольный листок, диаграмму Парето, диаграмму причинно-следственных связей Исикавы, гистограмму, контрольную карту, диаграмму разброса, метод стратификации. Эта категория методов используется на японских предприятиях всеми, начиная от выпускников школ и заканчивая управляющими высшего звена.

2. Промежуточные статистические методы, в состав которых входят: теория выборочных исследований; статистический выборочный контроль; различные методы проведения статистических оценок и определения критериев; метод расчета экспериментов. Эта группа методов используется инженерами и специалистами в области управления качеством.

3. Передовые статистические методы, включающие методы расчета экспериментов, многофакторный анализ, различные методы исследования операций. Их применению обучается ограниченное число инженеров и специалистов.

Элементарные статистические методы не требуют сложных вычислений, так как основаны на графических средствах анализа статистических данных. Вместе с тем они позволяют с заданной степенью точности и достоверности судить о состоянии исследуемых явлений (объектов, процессов) в системе качества, прогнозировать и регулировать возникающие проблемы и на основе этого вырабатывать оптимальные управленческие решения.

Овладение сотрудниками всех уровней организации элементарными статистическими методами лежит в русле еще одного принципа TQM – принципа вовлечения работников в управление качеством.

Условно к третьей категории методов можно отнести широко используемые во всем мире методы, направленные на более полное удовлетворение потребительских ожиданий, такие как метод анализа видов и последствий отказов (Failure Mode and Effects Analysis – FMEA) и метод развертывания функции качества (РФК). Эти методы, не являясь статистическими, содержат элементы статистического анализа.

FMEA используется для разрабатываемых продуктов и процессов с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов

РФК позволяет преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производства.

Давно и довольно успешно используются в обеспечении качества методы систематизированного поиска, такие, как функционально-стоимостной анализ (ФСА)

ФСА проводится для существующих продуктов и процессов с целью снижения затрат, а также для разрабатываемых продуктов с целью снижения их себестоимости.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: