Система дидактических принципов

Оглавление

Введение…………………………………………………………...………… 3
Глава 1. Анализ профессиональной характеристики…………...……. 4
1.1 Профессия начального профессионального образования……………. 4
1.2 Назначение профессии………………………………………………….. 6
1.3 Квалификация…………………………………………………................ 7
1.4 Содержательные параметры профессиональной деятельности……… 8
Глава 2. Анализ примерного учебного плана…………………………... 14
2.1 Система дидактических принципов…………………………………..... 14
Глава 3. Анализ тематического плана и программы учебного предмета…………………………………………………………………….. 22
3.1 Пояснительная записка………………………………………………..... 22
3.2 Тематический план…………………………………………………….... 25
Глава 4. Анализ учебной литературы по предмету…………...……… 26
Глава 5. Составление перспективно - тематического плана……….. 28
Глава 6. Разработка плана–конспекта урока…………………………. 31
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список использованных источников и литературы………………….. 34
Приложение ………………………………………………………………. 36

 

 

Введение

Методика профессионального обучения рассматривается как методика углубленного обучения студентов, как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей профессии и специальности.

Знания исследуют профессиональную деятельность преподавателя, и мастера профессионального обучения, они тесно связаны с приёмами, методами, этой деятельности и личности самого педагога и его творчества. Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определённому предмету, в каком либо учебном заведении.

Процесс обучения - объект обучения педагогики профессионального обучения. Общность объектов познания методики и педагогики указывают на единую природу методических и педагогических знаний.

В современном образовании - это, прежде всего подготовка молодежи к культурно и природосообразной, разумной, рациональной преобразующей материальный мир деятельности.

Цель курсовой работы заключается в формировании умения самостоятельно разрабатывать методики преподавания предметов, относящихся к общетехническим, отраслевым и профессиональным циклам в учреждениях начального профессионального образования.



Глава 1. Анализ профессиональной характеристики

1.1 Профессия начального профессионального образования

    Колледж Технологии Красоты - это образовательное учреждение, отвечающее современным международным требованиям подготовки специалистов. Имеет современную инфраструктуру, материально-техническую и информационную базу. Колледж, наряду с традиционными специальностями, ориентированными на социальную сферу общества, активно осваивает новые направления подготовки специалистов в сфере образования. Совершенствуется подготовка специалистов в области экономики, управления, и информационных технологий.

В своей работе я буду анализировать такую специальность, как «Моделирование и конструирование швейных изделий» профессионально-педагогического колледжа: «Колледж технологии и красоты», находящегося по адресу: город Екатеринбург, переулок Саранинский, дом 6.

Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

УТВЕРЖДЕН: Министерством образования России 04 марта 2002 г.

Регистрационный № 04–2808-Б

Описание:Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Российской Федерации по профессии "закройщик" включает документы: а) профессиональную характеристику;б)федеральный компонент содержания общепрофессионального и профессионального циклов обучения.Профессии, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):закройщик (4-5 разряды)

Нормативный срок обучения:

по базовому уровню: на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев; на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев.

по повышенному уровню: на базе среднего профессионального образования базового уровня – 10 месяцев; на базе среднего (полного) общего образования – 3 года 10 месяцев;

на базе основного общего образования – 4 года 10 месяцев.

1.2 Назначение профессии Выполнение работ по проектированию (конструированию, моделированию) и раскрою изделий одежды ассортиментных групп из различных материалов по индивидуальным заказам, по раскрою моделей и образцов изделий одежды по лекалам, по перекраиванию изделий одежды при ремонте, обновлении, перешиве на предприятиях сферы услуг.Характер и содержание труда варьируется с учетом конкретных форм организации труда на предприятии (без разделения труда или с разделением труда в бригаде), профилирования предприятий по ассортименту швейных изделий (платьево-блузочный, пальтово-костюмный и др.), применяемых технологий и технической оснащенности технологического процесса на предприятии. 1.3 Квалификация      В системе непрерывного образования профессия закройщика относится к 4-ой ступени квалификации.Уровень общего образования, требуемого для получения профессии, - среднее (полное) общее; уровень профессионального образования - начальное профессиональное повышенное. Тарификация труда закройщика осуществляется непосредственно на предприятии в соответствии с принятой в стране системой тарификации и другими нормативными актами органов по труду.Повышение квалификации закройщика осуществляется:-на предприятии с целью обновления знаний, умений и повышения С.6 ОСТ 9 ПО 02.32.20-2001квалификации в рамках профессии НПО;-в системе непрерывного профессионального образования (в учреждениях среднего и высшего профессионального образования) для достижения более высокой ступени квалификации (конструктор-модельер, модельер или др.). 1.4 Содержательные параметры профессиональной деятельности

Таблица 1

С.5 ОСТ 9 ПО 02.32.20-2001

Виды профессиональной Деятельности Теоретические основы профессиональной деятельности
1 2

Обще-профессиональные параметры

Соблюдение профессионального этикета; культуры обслуживания; общих норм и правил поведения, общения. Психологические основы общения; методы и средства общения; Этика профессиональных отношений; культура обслуживания; эстететическая культура.
  Основы рыночной экономики и предпринимательства
Определение вида, свойств и качества материалов для изделий одежды ассортиментных групп. Материалы для изделий одежды разных ассортиментных групп; их виды, свойства, назначение, применение.
Выбор материала для изделия одежды с учетом соответствия особенностей модели и свойств материала. Требования к качеству материалов для изделий одежды.
Выполнение операций по изготовлению изделий одежды на современном технологическом оборудовании. Оборудование технологического процесса по изготовлению одежды.
Применение по назначению современных видов оборудования, специальных устройств, приспособлений, средств малой механизации при выполнении технологических операций. Виды и назначение технологического оборудования для изготовления изделий одежды ассортиментных групп. Принцип действия технологического оборудования; конструктивные особенности.
Соблюдение правил работы на технологическом оборудовании. Правила работы на технологическом оборудовании; порядок технического обслуживания.
Устранение мелких неполадок. Назначение специальных устройств, приспособлений, средств малой механизации; правила применения.
Пошив изделий по индивидуальным заказам, моделей одежды и образцов ассортиментных групп из различных материалов. Технология пошива, ремонта и обновления одежды ассортиментных групп.
Технологическая обработка деталей и узлов изделий одежды машинным и ручным способом. Профилирование предприятий по пошиву изделий одежды; общие сведения об организации производства изделий одежды по индивидуальным заказам; правила организации труда.
Выполнение влажно-тепловой обработки деталей и изделий. Классификация изделий одежды; ассортиментные группы.
Применение современных методов и приемов при технологической обработке изделий одежды. Современные потребительские требования к одежде.
Соблюдение технологических требований при обработке изделий одежды с учетом особенностей модели. Виды технологической обработки изделий одежды
Ремонт одежды различных ассортиментных групп. Виды ручных, машинных работ.
Обновление одежды. Операции влажно-тепловой об- работки (ВТО) деталей и изделий; назначение; технологические режимы и приемы ВТО.
Контроль качества обработки деталей, узлов полуфабриката и готового изделия. Методы и приемы технологической обработки деталей и узлов изделий одежды.
Соблюдение требований безопасности труда при выполнении технологических операций. Рациональная последовательность технологических операций, приемов при изготовлен изделий ассортиментных групп.
Соблюдение правил организации труда; организация рабочего места. Технологические параметры обработки деталей и узлов изделий одежды.
Выполнение зарисовок отдельных деталей одежды. Особенности процесса изготовления изделий одежды, ассортиментных групп из разных материалов в соответствии с моделью. Технология ремонта изделий одежды; виды ремонта; методы и приемы ремонта. Способы и технологические приемы обновления изделий одежды. Требования к качеству технологической обработки деталей одежды, узлов и готового изделия. Правила безопасности труда при выполнении технологических операций.
Определение композиционных закономерностей в моделях одежды. Сущность процесса художественного проектирования одежды.
Определение гармоничных цветовых сочетаний. Общее понятие о дизайне, эскизе, конструкции одежды.
Распознавание составных частей, деталей изделий одежды и их конструкций. Общие сведения о композиции; основные законы и правила композиции. Общие правила выполнения рисунка; принципы композиционного построения изображения. Правила построения композиций рисунков, орнаментов, используемых в одежде, в тканях. Приемы построения деталей одежды; силуэтных форм одежды.
Построение чертежей конструкций изделий одежды. Конструкция; составные части и детали изделий одежды. Процесс конструирования одежды.
Построение чертежей конструкций изделий одежды с учетом базовых конструкций. Основные понятия и определения в области конструирования одежды.
Изготовление лекал для раскроя изделий. Системы и методы конструирования изделий одежды; методы раскроя.
Подкраивание деталей одежды. Особенности конструирования изделия одежды с учетом назначения. Принципы разработки чертежей конструкций новых моделей одежды с учетом базовых конструкций; Порядок построения чертежей деталей изделий одежды. Сущность процесса моделирования одежды; методы изменения конструкции изделий одежды. Современные декоративные элементы в одежде.

Специальные параметры

Выполнение профессиональных функций по организации процесса пошива, ремонта и обработки изделий одежды на предприятии. Теоретические основы управления (менеджмент). Характеристики рыночного управления: организация структуры управления; основные принципы управления, функции, методы, стиль. Предприятия сферы услуг; функции, структура, методы управления. Структура трудового коллектива. Основные принципы и методы работы в коллективе. Деловые качества руководителя (менеджера); имидж.
Использование сведений из истории костюма при выборе фасона изделия одежды. История костюма. Основные факторы, влияющие на исторические преобразования моды, формообразование костюма.
Использование элементов исторического костюма в изделиях одежды, изготавливаемых по индивидуальным заказам. Своеобразие одежды разных исторических периодов; характеристика форм, линий, декоративных элементов и др. Национальные особенности развития костюма и орнамента; роль народных традиций в создании исторического костюма.
Раскрой изделий одежды ассортиментных групп из разных материалов при пошиве по индивидуальным заказам.   Формы организации труда при изготовлении одежды на предприятии сферы услуг.
Раскрой моделей и образцов изделий одежды по лекалам Организация труда закройщика; основные функции и виды работ закройщика.
Перекраивание изделий одежды ассортиментных групп при ремонте и обновлении. Правила оформления индивидуальных заказов на изготовление изделий одежды.
Выполнение работ по приему заказа на пошив, ремонт и обновление изделий одежды; сдача готового изделия заказчику; оформление документов Документы по приему и учету заказов; нормативно-технические документы. Технология раскроя изделий; методы раскроя.
Выбор фасона изделия; зарисовка его в паспорте заказов; снятие мерок с фигуры заказчика. Технологические особенности обработки изделий одежды ассортиментных групп при подготовке к примеркам.
Определение оптимальной потребности материала на изделие, проверка размеров и качества материала для изделия. Порядок проведения примерок. Технология обработки кроя изделий по результатам примерок. Нормы расхода материалов на изделия одежды; методы рационального использования материалов.
Изготовление лекал для изделий с учетом выбранных фасонов. Виды лекал; требования к качеству лекал, кроя.
Применение современных методов раскроя изделий. Дефекты в изделиях одежды; их причины и меры по устранению.
Организация процесса подготовки изделия к примеркам; проведение примерок.  
Выявление дефектов материалов; дефектов изделий, сдаваемых в ремонт.  
Проверка качества кроя, полуфабриката и готового изделия.  
Инструктирование рабочих, участвующих в технологическом процессе изготовления изделий  
Выполнять работы по раскрою и перекраиванию изделий одежды на современном оборудовании; использовать специальные приспособления по назначению. Оборудование, приспособления для раскроя материала.
Построение чертежей конструкций изделий одежды с учетом фасона изделия и особенностей фигуры. Изготовление лекал для раскроя изделий одежды в соответствии фасоном изделия Принципы конструкторского проектирования при изготовлении изделий одежды по индивидуальным заказам. Процесс изготовления лекал; методы технического размножения лекал. Особенности разработки конструкций изделий одежды с учетом телослосложения фигуры. Особенности разработки конструкции изделий одежды из разных материалов с учетом их свойств. Особенности конструирования и моделирования при обновлении изделий одежды.
Моделирование изделий одежды с учетом правил композиции. Функции моды и костюма. Современные тенденции в моде костюма; стилевые решения.
Использование современных методов моделирования. Процесс художественного моделирования костюма; современные направления в моделировании; способы моделирования одежды. Принципы разработки формы и силуэта изделия, подбора материала для изделия; способы формообразования.
Разработка моделей одежды с учетом назначения изделия, свойств материала. Основы композиции костюма; принципы композиционных решений при создании моделей одежды; цветовые решения.
 Разработка вариантов декоративного оформления изделий одежды. Методы и средства декоративного оформления одежды. Особенности декоративного оформления одежды с учетом вида и назначения изделия.
Применение материалов и принадлежностей для выполнения графических работ.  Графика как вид изобразительного искусства; ее виды и формы; используемые материалы.
Использование различных видов техники графики при выполнении эскизов. Роль графики в решении композиции костюма.
Решение композиций графических рисунков с учетом техники графики. Техника графических рисунков. Порядок и приемы решения графических композиций. Графика эскиза костюма; этапы работы; варианты графических решений.
Выполнение набросков, зарисовок; вариантов графических рисунков композиции костюма. Принципы творческого варьирования.
Разработка художественных и рабочих эскизов модели костюма; передача в эскизе художественных достоинств модели; выявление конструктивных и технологических особенностей модели. Стилизация в графике. Национальные особенности народного костюма и орнамента; отражение народных традиций в графике костюма.

      

Вывод: Профессиональные требования к знаниям и умениям стандартизированы на уровне обобщенных алгоритмов деятельности и ее теоретических основ. Конкретизация требований к знаниям и умениям по видам выполняемых работ с учетом формы организации труда на предприятии, ассортиментных групп одежды осуществляется на региональном уровне.



Глава 2. Анализ примерного учебного плана

Анализ примерного учебного плана

     Профессия «Закройщик»

Учебный план – это документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в Профессионально-педагогическом колледже, и их распределение по годам в течение всего срока обучения.

Учебный план, как правило, включает три части: график учебного процесса – периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения;

Сводные данные по бюджету времени общая продолжительность каждого периода учебного процесса по годам и за весь срок обучения;

План учебного процесса перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академических часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету.

В результате изучения предмета "Материаловедение швейного производства" обучающийся должен:

• представлять роль и значимость материалов в технологическом процессе производства швейных изделий;

• понимать технологию получения материалов, используемых для изготовления одежды, их строение и ассортимент;

• определять лицевую и изнаночную стороны ткани, нить основы и утка, вид переплетения и окраски, применять материалы с учетом их технологических свойств.

В процессе изучения предмета необходимо создавать условия:

• для воспитания ответственности за соблюдение технологической дисциплины, целенаправленности, требовательности, формирования чувства ответственности за рациональное использование материалов;

• развития словесно-логической памяти, различных свойств внимания, сосредоточенности, склонности к анализу, синтезу, систематизации и обобщению, технического мышления по установлению причинно-следственных связей между свойствами различных материалов и особенностями их использования в производстве швейных изделий.

Последовательность изучения предметов, предусматриваемая учебным планом, направлена на установление между ними объективно существующих связей и зависимостей. Количество времени, выделяемого на изучение отдельных предметов, определяется их значением в системе образования данного уровня, воспитательно-образовательными задачами, объёмом курса, соотношением в нём теоретического материала и практических работ; учитываются также объём и характер необходимых умений и навыков.

План учебного процесса состоит из

-Обязательного обучения, в который входит общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, курс предметов социальной компетенции.

-Фактультивных занятий, в которые входят ОБЖ, биология,

основы дизайна, и т.п;.

-консультаций;

-экзаменов.

При изучении предмета необходимо обеспечивать межпредметные связи с производственным обучением, в том числе предметами профессионального компонента учебного плана, ("Технология швейного производства", "Технология контроля качества", "Моделирование и художественное оформление одежды" и др.), а также с предметом общеобразовательного компонента "Химия".

На основании типовой учебной программы в учреждениях образования разрабатываются рабочая учебная программа и тематический план по предмету, утверждаемые в установленном порядке.

Содержание рабочей учебной программы необходимо систематически корректировать с учетом новейших достижений в области производства материалов для швейных изделий.

План учебного процесса (Приложение 1).

Система дидактических принципов

В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности.

Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу результатов.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих следующие принципы:

Принцип сознательности и активности. В основе данного принципа, лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность чел образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Принцип наглядности обучения. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи 1,6 х 106 бит/сек; акустического - 0,32 х 106 бит/сек; тактильного - 0,13 х 106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 разбольше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Принцип систематичности и последовательности. Принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и гл способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности.

Принцип прочности. Данный принцип подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся - две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное.

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой. В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово (tesaurus) означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному

Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.

Принцип связи теории с практикой. Основой данного принципа является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики - первая и основная точка зрения познания. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогически и психологических положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются и направляются практикой; практика - критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней. Чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

 



Анализ тематического плана и программы учебного предмета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: