Место специальной психологии в системе научного знания

Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, специальная психология сохраняет свой статус пограничной науки. Нахождение на пересечении других наук приводит к неопределенности положения любой новой науки, каждая из «родительских» дисциплин зачастую рассматривает ее в качестве своей составной части. Причина неопределенности положения специальной психологии в том, что она в разное время обращала свои результаты к «обслуживанию» запросов медицины, дефектологии и общей педагогики. Жизнь тем не менее диктовала конкретный социальный заказ:

оказывать помощь детям и лицам других возрастных групп, которые по разным причинам не могут самостоятельно освоить жизненное пространство в необходимых пределах и нуждаются в специфической помощи в процессе их обучения, воспитания и социализации;

психологически осмысливать восприятие обществом тех лиц, которые отличаются от нормативного большинства в ту или иную сторону («со знаком плюс или минус»), и формировать отношение к этим людям.

Психология — это интегрированное знание, основанием структурного представления которого служат психологические аспекты конкретной деятельности, развития и отношения человека как субъекта развития и деятельности к обществу, в котором оно осуществляется (Петровский А. В., 1995).

Специальная психология рассматривается нами как самостоятельная область общепсихологического знания, выделенная изначально по основанию «развитие», а впоследствии и по «конкретной деятельности». Это означает, что становление специальной психологии соответствует общим закономерностям организации психологического знания.

Психология как наука по сравнению с другими науками имеет особые практические следствия, так как направлена на изучение внутреннего мира человека. Задача психологии — понять этот внутренний мир и научиться управлению им. По словам Ю. Б. Гиппенрейтер (1998), познавая себя, человек неминуемо будет себя изменять, соответственно психология — это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Применительно к специальной психологии эта задача рассматривается нами не только как изучение особенностей усвоения культурного опыта при атипиях развития, но и как управление его усвоением, нормализация самих лиц с атипией, адаптация их в обществе, что является важнейшей составляющей социализации. Исходя из междисциплинарного статуса специальной психологии, необходимо рассмотреть уровни ее взаимосвязей.

Первый уровень — внутрипсихологический, в котором изучаются проблемы на границе различных областей психологии (общей, возрастной, клинической, социальной, педагогической и т. д.).

Второй уровень — внешнепсихологический. Он предполагает изучение предметно-объектных оснований проблем специальной психологии с позиций философии, социологии, медицины, педагогики и других наук о человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: