Лекция №5. Культура речи как прикладная дисциплина

План лекции.

1. Концепция культуры речикак науки.

2. История зарождения и развития учения о культуре речи.

3. Типы речевой культурыносителей литературного языка: элитарная, среднелитературная, литературно-разговорная и фамильярно-разговорная.

4. Лингвистические особенности донбасского просторечия.

 

1. Концепция культуры речикак науки.

Культура речи представляет собой совокупность и систему коммуникативных качеств речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом.

В «Словаре лингвистических терминов» приведены следующие значения термина культура речи:

1) раздел филологической науки, изучающий речевую сторону жизни общества в определенную эпоху;

2) нормативность речи (соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса) и речевое мастерство (умение найти точное по значению, доходчивое, выразительное, стилистически уместное языковое средство, слово, фразеологическую, синтаксическую конструкции выражения мысли).

Таким образом, понятие «культура речи» включает в себя:

1) владение нормами литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также

2) умение использовать средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, условиями и содержанием речи.

Культура речи как научная дисциплина имеет теоретико-прикладной характер.

Теоретическая часть учебной дисциплины культура речи опирается на:

- фонетику,

грамматику,

- cтилистику русского языка,

- историю русского литературного языка.

Практическая часть связана с риторикой как наукой о красноречии.

Предмет культуры речи.

Предмет культуры речи состоит из двух компонентов:

1) правильности и 2) искусства речи.

Исходя их этих двух компонентов предмета культуры речи, можно утверждать, что стилистика включается в культуру речи.

Задачи культуры речи как науки о языке.

Одна из основных задач культуры речи - охрана литературного языка, его норм. Такая охрана является делом национальной важности, т. к. литературный язык объединяет нацию в языковом плане. Создание литературного языка – сложная задача. Ведущую роль в этом процессе играет наиболее передовая, культурная часть общества.

Примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием. Жизнь требует, чтобы мы говорили и писали правильно, доступно, выразительно.

Культура речи как наука о языке должна помочь нам:

- овладеть нормами литературного языка;

- привить любовь к родному языку;

- научить отличать литературную речь от примитивной разговорной;

- освободиться от «сорных» слов.

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.

Язык – сильнейшее оружие в руках тех, кто умеет им пользоваться. Как же мы владеем этим оружием, этим тончайшим инструментом? Многие ли из нас умеют говорить? Красиво, убедительно, логично…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: