План лекции.
1. Концепция культуры речикак науки.
2. История зарождения и развития учения о культуре речи.
3. Типы речевой культурыносителей литературного языка: элитарная, среднелитературная, литературно-разговорная и фамильярно-разговорная.
4. Лингвистические особенности донбасского просторечия.
1. Концепция культуры речикак науки.
Культура речи представляет собой совокупность и систему коммуникативных качеств речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом.
В «Словаре лингвистических терминов» приведены следующие значения термина культура речи:
1) раздел филологической науки, изучающий речевую сторону жизни общества в определенную эпоху;
2) нормативность речи (соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса) и речевое мастерство (умение найти точное по значению, доходчивое, выразительное, стилистически уместное языковое средство, слово, фразеологическую, синтаксическую конструкции выражения мысли).
|
|
Таким образом, понятие «культура речи» включает в себя:
1) владение нормами литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также
2) умение использовать средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, условиями и содержанием речи.
Культура речи как научная дисциплина имеет теоретико-прикладной характер.
Теоретическая часть учебной дисциплины культура речи опирается на:
- фонетику,
грамматику,
- cтилистику русского языка,
- историю русского литературного языка.
Практическая часть связана с риторикой как наукой о красноречии.
Предмет культуры речи.
Предмет культуры речи состоит из двух компонентов:
1) правильности и 2) искусства речи.
Исходя их этих двух компонентов предмета культуры речи, можно утверждать, что стилистика включается в культуру речи.
Задачи культуры речи как науки о языке.
Одна из основных задач культуры речи - охрана литературного языка, его норм. Такая охрана является делом национальной важности, т. к. литературный язык объединяет нацию в языковом плане. Создание литературного языка – сложная задача. Ведущую роль в этом процессе играет наиболее передовая, культурная часть общества.
Примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием. Жизнь требует, чтобы мы говорили и писали правильно, доступно, выразительно.
|
|
Культура речи как наука о языке должна помочь нам:
- овладеть нормами литературного языка;
- привить любовь к родному языку;
- научить отличать литературную речь от примитивной разговорной;
- освободиться от «сорных» слов.
Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.
Язык – сильнейшее оружие в руках тех, кто умеет им пользоваться. Как же мы владеем этим оружием, этим тончайшим инструментом? Многие ли из нас умеют говорить? Красиво, убедительно, логично…