Занятие 3. В музее русской народной одежды

       

Х о з я й к а. Ребятки, сегодня я приглашаю вас в музей. (В помещении на стенах расположены репродукции картин русских художников (достаточно крупные), на которых изображены дети и взрослые в русской народной одежде. Желательно найти репродукции, на которых можно разглядеть сарафан, рубашку, венец, кокошник, шаль, шубу, полушубок, пояс, душегрею, кафтан, лапти, онучи, тулуп, картуз, зипун и т. д. Рассказывая об одежде, хозяйка постоянно показывает детям репродукции. Можно поместить сюда и кукол в соответствующих нарядах – см. цв. ил. 4, а, б – и разглядывать их одежду наряду с иллюстрациями.) Вы знаете, что это такое? В музее хранятся предметы, на которые людям интересно посмотреть. Музеи бывают разные. Сегодня мы отправляемся в музей русской народной одежды. Хотя он и не настоящий, но одежды в нем много. Мы увидим ее на картинах русских художников. Я уже рассказывала вам, во что люди раньше одевались, поэтому некоторые предметы будут вам знакомы.

Посмотрим, что надето на этой девочке? (Рубашка.) Какого цвета крестьянская рубашка? Как было принято рубашку украшать? Как вы думаете, можно ли было в одной рубашке выйти на улицу? Оказывается, можно. В рубашке (по-другому, в сорочке) ходили и бегали по улице и маленькие девочки, и мальчики, и даже юные девушки. Только девушки надевали на сорочку поясок, который тоже старались украсить вышивкой или тесьмой.

А как называется этот наряд? Правильно, сарафан! Его надевали поверх сорочки и украшали лентами, бисером, пуговками. Сарафан – любимая одежда русской девушки. Кто его ни наденет, сразу и нарядней, и стройней становится.

Чем сейчас девочки любят украшать свои волосы? (Ответы детей.) Чтобы стать нарядней, девочкам завязывают в волосы бантики, украшают прическу заколками, иногда даже стараются сделать волосы волнистыми, завивают их. Но нет ничего краше для девочки и девушки, чем длинная коса! «Коса – девичья краса», – так русские люди говорили. Посмотрите, как хороши красные девицы с длинными косами! Косу украшали накосниками, голову повязывали лентой, украшали венцом. Ходить с непокрытой головой можно было только дома, а на улице женщины ходили в головных уборах. Это девичий венец, а это убор взрослой женщины, называется кокошник (показывает). Чем венец от кокошника отличается? Правильно, из-под венца видно волосы, а под кокошником все до единого волоска спрятаны. Он как шапочка, украшенная бусинками, лентами, бисером. Но чаще всего русские крестьянки повязывали голову платком, а в холодную погоду – шалью.

(Переходя от картины к картине, хозяйка называет другие предметы женской и мужской одежды в зависимости от наличия репродукций или кукол в русской одежде.)

Я уже рассказывала, что в давние времена деревенские люди сами шили себе одежду, сами ткали ткань для нее, да и украшали наряды сами. Работа эта нелегкая, поэтому одежду очень берегли, носили долго, латали, если порвется. Нарядную одежду носили редко, а потом дарили своим детям, когда те вырастали. Позднее появились мастера-портные. Те, кто шили шубы, назывались шубниками. Догадайтесь, как назывались портные, которые шили шапки? (Шапошники.) А которые кафтаны шили? (Кафтанники.)

Много мы увидели нынче картин, но вот эти, мне кажется, самые смешные в музее! Где это видано, чтобы звери так наряжались? Что надето на лисе? (Сарафан.) На коте? (Кафтан.) Заяц-то, смотрите – в русской косоворотке! Чудеса, да и только! Но мы-то с вами знаем, где случаются такие чудеса – в русских народных сказках! Слышите? Сказка уже в окошко стучится! Садитесь, слушайте и смотрите! (Рассказывает русскую народную сказку «Кот и лиса».)

Вот и сказке конец! И музей наш закрывается, пора прощаться. До свидания, ребятки!

 

Занятие 4. Матрешки-потешницы

       

Х о з я й к а.

 

                 На горе-горушке

       Веселая избушка.

       Есть и крыша, и крылечко,

       И завалинка и печка.

       В разноцветные окошки

       Машут ручками матрешки.

         

           Сегодня у нас в гостях матрешки из тех городов, где умеют делать такие игрушки. Вот и они (поставить на стол возле главной матрешки «подружек» из разных городов). Все матрешки хороши, все нарядные, румяные, только одна беда: очень спорить любят. Собрались они из разных мест: из Сергиева Посада, из Полхов-Майдана, из Семенова – и давай спорить, у кого наряд лучше, да не просто спорить, а с плясками да с частушками:

 

                 Небывалой красоты

       Матрешка из Семенова!

       На переднике цветы

       И листики зеленые!

         

                 Я из Сергиева Посада

       Прикатила в гости к вам.

       Нет красивее наряда,

       Чем мой русский сарафан!

         

                 Поглядите на мои

       Кудри с завитушками!

       В нашем Полхове-Майдане

       Я живу с подружками.

       Самый яркий – мой наряд.

       Все об этом говорят!

         

           Г л а в н а я матрешка (кланяясь). Здравствуйте, гости дорогие! Говорю вам от души: все вы очень хороши. Вот и ребята рады встрече с такими красавицами, правда, дети? Расскажите, что вам нравится в наряде Полхов-Майданской гостьи? (Ответы детей.) Теперь похвалите наряд матрешки из Сергиева Посада. Чем он хорош? (Ответы детей.) Какие цветы вам особенно нравятся на переднике семеновской матрешки? (Ответы детей.) Матрешки, теперь сами видите, что спорить вам незачем! Давайте лучше веселиться и ребят потешать. Слышала я, что вы любите шутить, играть да сказки рассказывать.

П е р в а я матрешка. Мы и вас играм да шуткам научим. Хотите? Тогда время не теряйте, скороговорки повторяйте!

– А что это такое – скороговорки?

– Это такие слова, которые надо сказать (быстро, скоро) и правильно. Попробуйте!

 

                 Раз дрова, два дрова, три дрова!

         

           (Дети и хозяйка повторяют вместе, затем по одному, сначала медленно, потом быстро, получается смешно.)

Г л а в н а я матрешка. Не слушается язычок? Ничего, это он только на первых порах упрямится, заплетается. У меня сначала тоже ничего не получалось, а теперь – слушайте, как я научилась!

 

                 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

         

           (Дети и хозяйка стараются быстро произнести.)

Интересные скороговорки! Мы обязательно научимся их произносить быстро и без ошибок.

В т о р а я матрешка. Ая считалки знаю, всех сейчас пересчитаю! На ком считалка остановится, пусть спляшет или небылицу скажет!

 

Считалки

       

                 Эне, бене, лики, паки!

       Буль-буль-буль, караки, шмаки!

       Дэус, дэус, краснодэус,

       Бац!

         

                 Раз, два, три, четыре, пять,

       Шесть, семь, восемь, девять, десять!

       Выплывает белый месяц,

       А за месяцем луна,

       Мальчик девочке слуга.

       Ты, слуга, давай карету,

       А я сяду и поеду.

       Ты, слуга, давай метлу,

       Я в карете подмету.

         

                 Ехал мужик по дороге,

       Сломал колесо на пороге,

       Сколько надо гвоздей,

       Говори поскорей,

       Не задерживай людей!

         

           Г л а в н а я матрешка. Хорошо поиграли! Спасибо тебе, матрешка.

Т р е т ь я матрешка (вкрадчиво). Теперь моя очередь! Я люблю деткам сказочки рассказывать.

Г л а в н а я матрешка. Знаю я эту рассказчицу! Она очень хитрая и сказки у нее такие же хитрые. Только слушать приготовишься, а сказочка уже кончилась. Сейчас сами убедитесь!

Т р е т ь я матрешка. Расскажу я вам про павлина. Это сказки половина.

Расскажу вам про гуся – вот она и вся!

Г л а в н а я матрешка. Что я говорила?! Только сказка началась – она уже и вся! Нет, матрешечка, ты нам другую сказку расскажи, хотя бы про лису!

Т р е т ь я матрешка. Хотите сказку про лису? А она в лесу!

Г л а в н а я матрешка. Что, и этой сказочке конец? Тогда расскажи нам сказку про царя…

Т р е т ь я матрешка. Жил-был царь, у него был двор, на дворе был кол, на колу – мочало. Не начать ли сначала? (Повторяет несколько раз, ускоряя темп.)

Г л а в н а я матрешка. Стой, стой, матрешка!

Т р е т ь я матрешка. Уже не хотите про царя? Тогда слушайте про барана и овцу.

 

                 Жили-были баран и овца.

       Сложили они стожок сенца.

       А не начать ли сказку с конца?

         

           Г л а в н а я матрешка. Что же это такое? То не начать ли сначала, то не начать ли с конца! То про гуся сказка вся, то про лису, а она в лесу.

Т р е т ь я матрешка. Но есть самая хитрая сказка – про белого бычка. От этой сказки просто хочется уши заткнуть и бежать куда глаза глядят. Не верите? Тогда послушайте!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: