Их практическое применение

Выше была представлена методика построения и анализа индекса цен Пааше, в котором в качестве веса был взят физический объем отчетного периода (см. формулу 9.12):

 

 

 

(9.15)

Однако в условиях инфляции, негативно изменяющейся рыночной структуры, когда «выматывается» дешевый товар, в анализе изменений на ценовом рынке при использовании индекса не учитываются, так как таких товаров нет в текущем периоде.

        Для более реального отражения действительных изменений на ценовом рынке в мировой экономической практике (в России- с 1991 г.) обычно применяют индекс цен, в котором в качестве веса используют базисный физический объем, т.е. этот индекс строится по методу Ласпейреса:

                                                  

                                                       (9.16)

       Таким образом, получили индекс цен Ласпейреса.

Значения индексов цен Пааше и Ласпейреса, конечно, не совпадают.          Применение этих индексов определяется соответствующими экономическими условиями.

Индекс Пааше используют в макроэкономике в качестве индекса-дефлятора.

Индекс цен Ласпейреса учитывает изменение стоимости потребительской корзины, в связи с чем его еще называют «индексом стоимости жизни».

Индекс цен Пааше имеет некоторую тендецию занижения темпов инфляции, а индекс цен Ласпейреса – их завышения.

Следует отметить, что индексы цен Пааше и Ласперейса имеют определенную степень условности, так как рассчитываются или только по товарам отчетного периода, или только базисного. Однако даже, казалось бы, устойчивый набор потребительской корзины (это касается индекса цен Ласперейса) должен в соответствии с современными требованиями жизни периодически пересматриваться.

 

Индекс цен Фишера (И. Фишер- американский ученый) – так называемый идеальный индекс цен, который представляет собой среднюю геометрическую из индексов Ласпейреса и Пааше:

 

                                                  (9.17)

Отметим, что метод Фишера используется не только для построения индекса цен, но также может быть использован и для построения индекса физического объема:

 

 

 

 

                                                        (9.18)

У геометрических индексов Фишера принципиальный недостаток: они не имеют конкретного экономического смысла. Так, в отличие от агрегатных индексов Ласпейреса и Пааше, разность между числителем и знаменателем не покажет никакой реальной экономии (или потерь) из-за изменения цен или физического объема продукции.

     Индекс цен Фишера в силу сложности расчета и трудности экономической интерпретации на практике используется довольно редко. Обычно индекс цен Фишера применяется при измерении изменения цен за длительный период времени с целью сглаживания тенденций в структуре и составе объема продукции, в которых происходят значительные изменения.

 

     Сквозная задача.

      Задание 44. Имеются условные данные об изменении количества и цен проданных фирмами товаров в одном из регионов РФ в I и II кварталах исследуемого года.

          

 

       Требуется

1. Рассчитать сводные индексы:

а) объема продаж;

б) физического объема;

с) цен (Пааше)

        2. Проверить взаимосвязь построенных индексов.

        3. Рассчитать сводный индекс цен Ласпейреса.

        4. Сделать выводы.

 

Таблица 9.1. Динамика количества и цен проданного фирмами товара в одном из регионов РФ в I и II кварталах исследуемого года

 

Товар

Количество продукции, ед

Цена, тыс. руб.

I квартал II квартал I квартал II квартал
1 69 75 290 330
2 73 74 300 340
3 20 25 310 345
4 9 12 311 345
5 8 10 312 345
6 19 9 320 350
  8 10 325 355

 

Товар

Количество продукции, ед

Цена, тыс. руб.

Объем продаж, млн руб.

I квар-тал II квар-тал I квар-тал II квар-тал I квар-тал II квар-тал по ценам I квартала и количеству продукции  II квартала по ценам II квартала и количеству продукции  I квартала
1 69 75 290 330 20,010 24,750 21,750 22,770
2 73 74 300 340 21,900 25,160 22,200 24,820
3 20 25 310 345 6,200 8,625 7,750 6.900
4 9 12 311 345 2,799 4,140 3,732 3,105
5 8 10 312 345 2,496 3,450 3,120 2,760
6 19 9 320 350 6,080 3,150 2,880 6,650
7 8 10 325 355 2,600 3,550 3,250 2,840
ИТОГО 206 215 - - 62.085 72,825 64,682 69,845

 

1. Рассчитаем сводные индексы в агрегатной форме:

а) сводный индекс объема продаж:

 

 

Сводный индекс объема продаж показывает, что объем продаж во II квартале по сравнению с  I кварталом возрос в 1,1732 раза.

Относительный и абсолютный приросты объема продаж составили соответственно 17,30 % (117,30% - 100%) и 10,740 млн. руб. (72,825-62,085);

 б) сводный индекс физического объема:

 

 

 

Сводный индекс физического объема показывает, что объем продаж во II квартале по сравнению с I кварталом возрос в 1,0418 раза из-за увеличения количества проданного товара.

Относительный и абсолютный приросты объема продаж в результате увеличения количества продаваемого товара составили соответственно 4,18% 9104,18%-100%) и 2,597 млн. руб. (64,682-62,085);

 в) сводный индекс цен Пааше:

 

 

 

 

Сводный индекс цен Пааше показывает, что объем продаж во II квартале по сравнению с I кварталом возрос в 1,1259 раза из-за роста цен.

Относительный и абсолютный приросты объема продаж в результате роста цен составили соответственно 12,59% (112,59%-100%) и 8,143 млн. руб. (72,825-64,682)

2. Проверим правильность полученных индексов, используя их взаимосвязь (см. формулы 9.16 и 9.17):

 

 

 

Таким образом, наши индексы рассчитаны правильно.

 

3. Рассчитываем сводный индекс цен Ласпейреса:

 

 

 

Сводный индекс цен Ласпейреса показывает, что цены по группе товаров, зафиксированной в I квартале, во II квартале в среднем возросли в 1,1250 раза.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: