Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в транспортной и таможенной сферах

 

Специфика координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в транспортной и таможенной сферах обусловлена особенностями состояния этой преступности, компетенцией специализированных правоохранительных органов – участников координации (прежде всего, органов внутренних дел на транспорте, Следственного комитета на транспорте, таможенных органов), интеграционными процессами, происходящими в этих сферах[287].

Особенности состояния преступности в указанных сферах в свою очередь определяются специфичными, а также наиболее распространенными и опасными для этих сфер преступлениями. Для транспорта характерными являются прежде всего нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК РФ), а также угоны судов воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), пиратство (ст. 227 УК РФ), нарушения требований в области транспортной безопасности (ст. 2631 УК РФ), недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ), неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), нарушения правил международных полетов (ст. 271 УК РФ) и др.

Однако названные преступления не является особенно распространенными на транспорте. Так, удельный вес нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта – 1–2 %. Вместе с тем эти преступления вызывают повышенный общественный резонанс, их последствия выражаются в многочисленных человеческих жертвах, огромном имущественном ущербе, загрязнении природы. Конечно, это требует при осуществлении координации уделять борьбе с этими преступлениями должное внимание.

Следует также отметить, что, казалось бы, «обычные» преступления на транспорте приобретают особенности. Например, из краж – кражи грузов. Это самые распространенные на транспорте преступления. Средний удельный вес краж за 2010–2014 гг. в общей преступности на транспорте – более 30 %, из них наибольший удельный вес у краж грузов. Весьма специфичны способы совершения краж, способы их сокрытия, в этих преступлениях часто принимают участие работники транспорта. Названные и другие особенности, конечно, должны учитываться при разработке координационных мероприятий.

При осуществлении координации учитывается, что к самым распространенным на транспорте преступлениям относятся также: незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ (их удельный вес около 23 %), мошенничество (более 5 %), незаконный оборот оружия (более 4 %). Распространены случаи незаконной вырубки леса в лесозащитных полосах железнодорожного транспорта.

К специфичным преступлениям, совершаемым в таможенной сфере, относятся: контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1 УК РФ), незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС[288] либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193), совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1), контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1), контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2).

Актуальные вопросы для координационной деятельности прокуроров определяются на основе анализа состояния преступности и борьбы с ней на транспорте и в таможенной сфере. Этот анализ может выявить новые значимые вопросы для координации. В последние годы возросло значение координации борьбы с незаконной миграцией и преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами и лицами без гражданства на объектах транспорта. Именно транспорт доставляет незаконных мигрантов в Россию, и роль, в частности, органов внутренних дел на транспорте в борьбе с незаконной миграцией, координационной деятельности транспортных прокуроров трудно переоценить. Актуализировалась проблемы борьбы с контрабандой наркотиков, оружия, незаконным вывозом валюты из России, контрабандным ввозом в Россию импортных товаров, входящих в российский санкционный список, коррупции на транспорте и в таможенной сфере и, соответственно, – координации деятельности правоохранительных органов в этом направлении.

Анализ материалов координационной деятельности за пятилетие (2010–2014 гг.) показал[289], что координационные мероприятия посвящены главным образом борьбе с вышеназванными преступлениями. Так, на координационных совещаниях рассматривались вопросы: предупреждения аварий и катастроф, борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей, хищениями грузов, контрабандой оружия и наркотиков; выявления, пресечения, раскрытия преступлений террористической направленности; возмещения вреда, причиненного преступлениями против личности и собственности; борьбы с коррупцией; профилактики и пресечения преступлений в сфере лесопользования, борьбы с трансграничной преступностью; противодействия преступлениям в сфере экономики; соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве и др.

Выбор вопросов, которым посвящаются различные координационные мероприятия, обусловлен также, как уже отмечалось, спецификой компетенции специализированных правоохранительных органов. Например, важная роль в выявлении экономических преступлений на транспорте, таможенных преступлений принадлежит оперативно-розыскным подразделениям органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, оперативным таможням. Самые сложные и наиболее общественно опасные преступления выявляют именно эти подразделения. Прежде всего на борьбу с такими преступлениями должна быть направлена координационная деятельность. Соответственно, это необходимо учитывать при определении субъектов координационной деятельности, намечаемых координационных мероприятий.

При осуществлении координационной деятельности транспортным прокурорам необходимо учитывать также изменения в компетенции субъектов координации. Это должно влиять на тематику координационных мероприятий. Так, в последние годы возросла роль таможенных органов в борьбе с незаконными финансовыми операциями. Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»[290], вступившим в силу 30 июня 2013 г., таможенным органам возвращено право производства предварительного расследования в форме дознания. Новая редакция п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ относит к компетенции таможенных органов производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 (ч. 3 и 4), 200.1 (ч. 2); 226.1, а ч. 3 ст. 151 УПК РФ дополнена п. 9, наделяющим дознавателей таможенных органов правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ [контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов]. Статьи 200.1, 200.2 являются новеллами УК РФ. Федеральным законом от 04 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»[291] существенно расширен перечень проверочных действий, которые может производить дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа при осуществлении проверки сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела. В соответствии с этим законом УПК РФ дополнен гл. 321 «Дознание в сокращенной форме». Целью принятия закона является сокращение сроков расследования за счет отказа от необходимости дублирования, путем проведения следственных действий, результатов доследственной проверки. Это относится и к дознанию в таможенных органах. Таким образом, дознаватели этих органов вправе с 30 июня 2013 г. осуществлять дознание как в обычной, так и в сокращенной форме по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ.

В последние годы таможенные органы стали также принимать участие и борьбе с терроризмом и экстремизмом. Это участие входит в компетенцию таможенных органов. Соответственно, на координационных совещаниях, которые проводят транспортные прокуроры, стали рассматриваются вопросы выявления финансовых преступлений, борьбы с терроризмом и экстремизмом, своевременного возбуждения уголовных дел, качественного проведения неотложных следственных действий и дознания, в том числе дознания в сокращенной форме.

Субъектами рассматриваемой координационной деятельности являются не только специализированные правоохранительные органы на транспорте и таможенные органы. В этой работе участвуют представители органов ФСБ России, особенно – Пограничной службы, ФСКН России. В случаях, когда координационные мероприятия касаются вопросов выявления рассматриваемых преступлений, в них нередко участвуют представители контролирующих органов: Ространснадзора, Росфиннадзора, Росфинмониторинга, а также фискальных подразделений таможенных органов; Роспотребнадзора, Россельхознадзора.

Особенности координации деятельности по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере связаны также с тем, что специализированные правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, провести неотложные следственные действия и даже дознание, а затем дело может быть передано для проведения следствия в территориальные правоохранительные органы, надзор за законностью деятельности которых осуществляют территориальные прокуратуры, например в органы ФСБ, ФСКН, территориальные органы внутренних дел и Следственного комитета. Таким образом, начинает расследование специализированный орган, а дальнейшее расследование ведет территориальный орган; надзор на первоначальном этапе осуществляет транспортный прокурор, а в последующем – территориальный прокурор. Практика показывает, что координационные мероприятия специализированных правоохранительных органов по таким делам затрагивают только первоначальный этап расследования, а территориальных органов – лишь последующий этап расследования. Например, неотложные следственные действия по делам о контрабанде наркотиков могут провести таможенные органы, а затем следствие – органы ФСКН. На практике нередко отрицательные результаты расследования следователи ФСКН связывают с недостатками деятельности таможенных органов при проведении неотложных следственных действий; а таможенные органы – с недостатками следствия, бездействием следователей ФСКН, незнанием ими методики расследования таких преступлений. Подавляющее большинство уголовных дел этой категории прекращается или производство по ним приостанавливается. Так, например, проведенные отделом исследования показали, что все уголовные дела, поступившие из Московской таможни, возбужденные в отношении неустановленных лиц в 2012–2013 гг. по ст. 226-1, 229-1 УК РФ, приостановлены УФСКН по г. Москва по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Казалось бы, есть поле деятельности для координации. Однако и транспортные, и территориальные прокуроры никак не реагируют на отсутствие реальных результатов борьбы с этими преступлениями, не рассматривают эту проблему на координационных совещаниях. Это касается далеко не только борьбы с контрабандой наркотиков. Речь идет о подавляющем большинстве уголовных дел, направленных из таможенных органов в следственные органы.

В целом нужно отметить, что координация борьбы с преступностью на транспорте и в таможенной сфере, как правило, требует участия территориальных прокуратур, а координация, осуществляемая территориальными прокурорами, – участия транспортных прокуроров, специализированных правоохранительных органов на транспорте, а также таможенных органов. На практике возникает проблема, с одной стороны, разграничения компетенции в части координационной деятельности транспортных и территориальных прокуроров, с другой, – их взаимодействия при осуществлении координации. Согласно приказу Генерального прокурора РФ от 07 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» прокуроры субъектов Российской Федерации координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъектов; транспортные прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере. Однако есть немало преступлений, которые требуют совместных действий специализированных и территориальных правоохранительных органов. В частности, это и коррупция, и нарушения валютного законодательства, и контрабанда, связанная с незаконным оборотом различных товаров. Данное обстоятельство обусловливает необходимость участия в координационных мероприятиях и транспортных, и территориальных прокуроров.

Между тем анализ постановлений координационных совещаний руководителей территориальных правоохранительных органов, которыми определяется состав участников этих совещаний, самих материалов координационных мероприятий показал, что далеко не во всех необходимых случаях обеспечивается участие транспортных прокуроров[292], отсутствует единообразие в части определения состава участников. Так, в состав постоянных членов координационных совещаний в ряде регионов не входит транспортный прокурор, хотя в этом составе могут быть руководители таможенных органов или специализированных подразделений правоохранительных органов на транспорте. Например, во Владимирской области в состав координационного совещания включен начальник Владимирской таможни, а Владимирский транспортный прокурор – нет; аналогичная ситуация в Орловской, Томской областях и др.[293] Есть и другой – положительный опыт. В координационных совещаниях прокуратур г. Москвы, Московской области участвует Московский межрегиональный транспортный прокурор, в координационных совещаниях прокуратур г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Северо-Западный транспортный прокурор. Северо-Западный транспортный прокурор, его заместители принимали участие в работе координационных совещаний, проводимых территориальными прокуратурами в Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Петрозаводске, по вопросам борьбы с коррупцией, преступлениями в сфере лесопользования, незаконной миграцией, контрабанды, с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, оружия и боеприпасов. Западно-Сибирский транспортный прокурор участвует в координационных мероприятиях, проводимых территориальными прокуратурами в Республике Тыва, Красноярском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях.

В силу межтерриториальной компетенции транспортных прокуратур не исключается и такая ситуация, при которой тот или иной транспортный прокурор может быть одновременно членом координационного совещания руководителей правоохранительных органов в нескольких субъектах Российской Федерации. Представляется правильной позиция тех прокуратур субъектов РФ, которые в соответствующих положениях, регламентах координационной деятельности исходят из необходимости вхождения в состав координационных совещаний в качестве членов не только соответствующих транспортных прокуроров, но и руководителей органов внутренних дел на транспорте и таможенных управлений[294].

Вместе с тем нередко транспортные прокуроры не привлекают к участию в координационных мероприятиях территориальных прокуроров при наличии «точек соприкосновения». В частности, вопросы борьбы с контрабандой, которая, как уже отмечалось, часто связана с незаконным оборотом товаров, рассматриваются без участия территориальных органов, что снижает результативность борьбы с преступностью. Однако есть и положительный опыт взаимодействия, например в Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Северо-Западном транспортных регионах. Так, под председательством Западно-Сибирского транспортного прокурора, прокуроров Республики Тыва, Омской области, с участием руководителей других территориальных правоохранительных органов, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов проводились координационные совещания по вопросам борьбы с трансграничной преступностью; преступлениями, связанными с легализацией денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем.

Координация может проводиться на межрегиональном уровне. Так, Северо-Западный транспортный прокурор и Московский межрегиональный транспортный прокурор провели координационное совещание по вопросам борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей, связанным с невывозом с таможенной территории автомобилей, срок временного ввоза которых истек.

Важное значение для координационной деятельности транспортных прокуроров имеет их участие в организуемых управлениями Генеральной прокуратуры РФ по федеральным округам межведомственных совещаний. Это участие позволяет транспортным прокурорам глубже понять проблемы, связанные с борьбой с преступностью, роль и место специализированных правоохранительных органов в общей борьбе, правильно определить приоритеты и вопросы своей координационной деятельности. Так, в этих совещаниях участвуют, как известно, и руководители окружных и региональных управлений других правоохранительных органов, прокуроры субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ. Например, под председательством заместителя Генерального прокурора РФ на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Северо-Западного федерального органа с участием Северо-Западного транспортного прокурора рассмотрены результаты деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия преступности в лесопромышленном комплексе[295]. Южный транспортный прокурор принимает участие во всех межведомственных совещаниях, проводимых при заместителе Генерального прокурора РФ по Южному федеральному округу[296]. Информация, полученная транспортными прокурорами на таких мероприятиях, используется ими в координационной деятельности. Однако такая практика существует далеко не во всех федеральных округах, хотя вопросы, рассматриваемые на этих совещаниях, нередко напрямую затрагивают деятельность транспортных прокуратур и специализированных правоохранительных органов на транспорте и в таможенной сфере.

Очевидно, что для эффективной разработки координационных мероприятий, комплексного подхода к борьбе с преступностью важно, чтобы информация о состоянии преступности и борьбы с ней в федеральных округах – основа разработки этих мероприятий – была полной. Как известно, управления Генеральной прокуратуры РФ по федеральным округам организуют и контролируют деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации в округе; анализируют и обобщают данные о состоянии законности и правопорядка на территории федеральных округов. Эти данные должны включать и сведения о состоянии законности и правопорядка на транспорте и в таможенной сфере. Вместе с тем анализ обобщений, представленных управлениями по федеральным округам (за период 2010–2014 гг.), показал отсутствие единообразного подхода к этому анализу: в одних управлениях по федеральному округу анализируются в том числе и данные о состоянии законности и преступности на транспорте и в таможенной сфере, в других такая информация отсутствует. Например, в информации, предоставленной управлением Генеральной прокуратуры по Сибирскому федеральному округу в 2010 г., вообще отсутствуют такие данные; в 2011–2014 гг. имеется упоминание о выявленных нарушениях законодательства об антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, а также об организационных мероприятиях (семинарах, совещаниях), проведенных с участием представителей транспортных прокуратур. В информации управления по Дальневосточному федеральному округу состояние преступности на транспорте и борьбы с ней освещается более подробно; в частности, приводятся сведения о контрабанде оружия, о мероприятиях по борьбе с преступностью, проведенных с участием ФТС России. В предоставляемой информации по многим другим федеральным округам отсутствуют рассматриваемые данные. Это, на наш взгляд, может отрицательно сказаться на проводимой территориальными и транспортными прокуратурами координационной деятельности.

Вместе с тем, как известно, сложилась практика обсуждения итогов работы прокуратур в федеральных округах на оперативных совещаниях при Генеральном прокуроре РФ. Изучение таких решений показало, что в них уделяется внимание и вопросам борьбы с преступностью на транспорте и в таможенной сфере, координации этой борьбы[297].

Важное значение для успешной координации борьбы с преступностью на транспорте и в таможенной сфере, а также в целом борьбы с преступностью имеет участие транспортных прокуроров в работе постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка, организуемых региональными органами власти. В соответствии с п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур надлежит обеспечить эффективное взаимодействие с постоянно действующими координационными совещаниями в субъектах Российской Федерации, образованными в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка».

Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о создании постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка показал, что в 21 субъекте РФ транспортные прокуроры не включены в состав таких координационных совещаний по согласованию, в том числе в республиках Дагестан, Калмыкия, Чеченской республике, Алтайском и Ставропольском краях, Астраханской, Брянской, Волгоградской, Нижегородской областях. Вместе с тем на территории большинства этих субъектов Российской Федерации располагается множество объектов транспортной инфраструктуры, проходит внешняя граница Таможенного союза, имеются многочисленные участники внешнеэкономической деятельности. В ряде регионов субъектов транспортные прокуроры хотя и не включены в состав таких совещаний, периодически принимают в них участие, например в Тульской области[298].

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере осуществляется на всех уровнях системы транспортных прокуратур: Генеральная прокуратура РФ, транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Российской Федерации и районные прокуратуры. Значительный объем работы, связанной с координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, проводят транспортные прокуратуры на правах районных. Речь идет не только об организуемых ими мероприятиях. Некоторые из этих прокуроров являются также членами координационных совещаний, проводимых территориальными прокуратурами, причем как районного уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации. Так, в состав постоянно действующих координационных совещаний эти прокуроры наряду с прокурорами субъектов Российской Федерации, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры включены в Кабардино-Балкарской республике, Республике Северная Осетия, Республике Татарстан, Калужской области и др. Возможна ситуация, при которой в таких совещаниях не участвуют транспортные прокуроры на правах прокуроров субъектов Российской Федерации, но участвуют транспортные прокуроры на правах районных прокуратур.

Анализ нормативных правовых актов органов местного самоуправления показал, что в работе постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка, как правило, нет представителей транспортных прокуратур на правах районных. Например, в Ростовской области в составе постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка отсутствуют представители прокуратуры, в том числе транспортной[299], аналогичная ситуация и в г. Новошахтинске Ростовской области[300], несмотря на то, что в состав данных координационных совещаний включены представители таможенных постов, ОВД, подразделений ФСБ, следственного управления Следственного комитета, ФСКН. Между тем участие транспортных прокуроров на правах районных могло бы быть весьма полезным для местных органов. Например, при рассмотрении таких вопросов, как выработка комплекса мероприятий по выводу из-под криминального контроля объектов экономики, в том числе бюджетообразующих и градообразующих предприятий (к которым нередко относятся морские и речные порты, аэропорты, предприятия-импортеры и экспортеры), противодействие незаконному отчуждению имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств хозяйствующих субъектов; предотвращение рейдерских захватов объектов собственности и связанных с ними коррупционных преступлений; противодействие нелегальной миграции, обеспечение законности в валютной сфере и др.

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих координационную деятельность некоторых органов внутренних дел на транспорте, таможенных органов (положения, инструкции), показал, что нередко в этих актах игнорируется необходимость участия в этой деятельности транспортных прокуроров. Позиция о том, что прокуратура не должна согласовывать конкретные акции и операции органов внутренних дел и таможенных органов по выявлению и пресечению ими контрабанды, махинаций с валютой, других преступлений, поскольку у нее нет «ресурсного обеспечения и реальных инструментов, необходимых для осуществления скоординированных мер такого плана», уже высказывалась в научной литературе[301]. Представляется более правильной позиция других авторов о том, что прокуратура должна координировать правоприменительную деятельность правоохранительных органов, обеспечивать единообразный подход к применению законов правоохранительными органами в уголовном преследовании[302], и в этой связи следует предусматривать участие прокуроров, в том числе транспортных, в координационной деятельности.

Проведенное изучение материалов координационной деятельности транспортных прокуроров показало, что в основном они используют такие формы координации, как проведение координационных совещаний, обмен информацией, создание постоянно действующих рабочих групп. Так, например, в 2013 г. в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре и подчиненных ей транспортных прокуратурах были созданы рабочие межведомственные группы по профилактике и борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств. Всего рабочими группами проведено 190 межведомственных совещаний. В Западно-Сибирском регионе действует межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия преступности в сфере оборота лесной продукции[303]. В основном целью мероприятий, проводимых этими группами, является координация деятельности правоохранительных органов.

В настоящее время в связи с интеграционными экономическими процессами, в которых активно участвует Российская Федерация и которые затрагивают прежде всего таможенную и транспортную сферы, вопросы координации борьбы с преступлениями в этих сферах требуют наднационального уровня. Речь идет об образовании и функционировании Таможенного союза (ТС), создании единого таможенного пространства ТС, таможенной границы и таможенного законодательства ТС, наднациональных органов, призванных осуществлять наднациональное регулирование. Это требует, в частности, взаимодействия прокуроров стран ТС, осуществляющих координацию борьбы с преступностью в названных сферах. В Республике Казахстан вопросы координации борьбы с таможенными преступлениями входят в основном в компетенцию территориальных прокуратур, хотя вопросы борьбы с незаконным ввозом контрабандных товаров различными видами транспорта, включая автотранспорт, могут быть и нередко являются предметом обсуждения на координационных совещаниях, проводимых транспортными прокурорами. В Республике Беларусь эта координация осуществляется территориальными прокурорами и на уровне транспортных прокуратур на правах районных.

В Москве 19 декабря 2011 г. подписан Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Согласно Договору таможенные органы Сторон во взаимодействии с правоохранительными и уполномоченными органами Сторон принимают меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. В связи с подписанием Договора актуализировалась роль органов прокуратуры в координации борьбы правоохранительных органов в борьбе с названными преступлениями.

Учитывая новый уровень интеграционных процессов после встречи в г. Уфе глав государств БРИКС и ШОС должен быть повышен и уровень взаимодействия в деле борьбы с таможенными и транспортными преступлениями, включая вопросы координации. В этой связи нужно отметить, что интеграция помимо положительных моментов создает и многочисленные новые вызовы. Например, интеграция в рамках ТС уже создала угрозы, связанные со свободой перемещения капиталов. Открытость экономики, ликвидация таможенного и пограничного контроля между странами ТС резко увеличили риски оттока капитала и перевода его в теневой оборот[304]. Стали использоваться многочисленные схемы вывоза капитала из России под видом расчетов во взаимной торговле стран ТС. Объемы переводов денег, основанных на подложных документах, оцениваются десятками миллиардов долларов. По данным Счетной палаты РФ, товары из Китая ввозятся в Россию не напрямую через российско-китайскую границу, а контрабандно через Казахстан – государство – член ТС. В результате российский бюджет в 2014 г. недополучил 1,5 млрд руб. Китайские компании используют и другие способы уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды. Углубление экономической интеграции с этой страной приведет к росту масштабов таможенных преступлений. Присоединение Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, предстоящие ликвидация казахско-киргизской границы, перенос таможенной границы ТС на государственную границу Киргизии, расширение таможенного пространства ТС также чреваты новыми вызовами, в том числе расширением масштабов контрабанды наркотиков. Это в свою очередь требует активизации борьбы с ними, в том числе путем усиления координации деятельности правоохранительных органов уже в масштабе интеграционных объединений, в частности в рамках Таможенного союза.

Известно также, что в настоящее время активизируются совместные усилия в деле борьбы с преступностью в рамках СНГ. Речь в первую очередь идет о борьбе с контрабандой, особенно наркотиков, оружия, преступности на транспорте. Имеется ряд соглашений в рамках СНГ, в которых отмечается значимость взаимодействия правоохранительных органов, в том числе прокуратуры, в деле борьбы с этими преступлениями. Заключен ряд соглашений по линии отдельных ведомств по борьбе с преступностью, в частности Соглашение 1995 г. о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте. Необходимо учитывать эти соглашения и в координационной деятельности транспортных прокуроров по борьбе с транснациональной преступностью.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1) координация прокурорами деятельности правоохранительных органов на транспорте и в таможенной сфере должна быть направлена на активизацию борьбы с нарушениями правил безопасности движения, терроризмом, преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе с контрабандой, особенно наркотиков и оружия, стратегически важных сырьевых товаров и ресурсов: лесоматериалов, водных биоресурсов; образцов СИТЕС (представителей редких видов животных и растений, находящихся под защитой Конвенции СИТЕС), валюты, контрафактных товаров; невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте, совершением валютных операций с использованием подложных документов, с уклонением от уплаты таможенных платежей, легализацией преступных доходов, преступными нарушениями валютного законодательства, коррупцией, использованием для совершения преступлений фирм-однодневок, фальсификации документов;

2) особое внимание следует уделять координации борьбы правоохранительных органов с контрабандным ввозом товаров из США, Евросоюза, некоторых других стран, которые включены в российский санкционный список. При этом следует иметь в виду, что таможенные органы обладают полномочиями, позволяющими выявить факты незаконной продажи в России таких товаров;

3) организация координационной деятельности транспортных прокуроров должна учитывать в первую очередь состояние и динамику преступности на транспорте и в таможенной сфере. Требуется своевременно выявлять новые вызовы со стороны этой преступности. В частности, что касается таможенной сферы, это контрабанда наркотиков, в том числе с использованием международных почтовых отправлений по предварительному заказу в сети Интернет. Выявление этих новых вызовов и борьба с ними – одна из задач координации;

4) поскольку многие преступления, особенно в таможенной сфере и экономике на транспорте, выявляются с помощью оперативно-розыскных мероприятий, необходимо при осуществлении координации учитывать потенциал оперативных подразделений специализированных правоохранительных органов на транспорте и таможенных органов. Нужно также иметь в виду, что специфичным для системы таможенных органов является функционирование оперативных таможен, которые выполняют задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере таможенного дела. Представители этих подразделений и органов должны быть субъектами координационной деятельности;

5) требуется обеспечить скоординированные действия по вопросам полного и своевременного выявления преступлений, возбуждения уголовных дел, производства неотложных следственных действий и дознания, в том числе в сокращенной форме, раскрытия и расследования преступлений на транспорте и в таможенной сфере, соблюдения конституционных прав граждан. Координация не должна ограничиваться только деятельностью специализированных правоохранительных органов – органов СК России на транспорте, внутренних дел на транспорте, таможенных органов. Необходимым во многих случаях является участие в координационных мероприятиях представителей территориальных прокуратур, других правоохранительных органов, в том числе органов ФСБ России, ФСКН России. Для решения проблемы полноты и своевременности выявления преступлений желательно участие контролирующих органов, в том числе Ространснадзора, фискальных подразделений таможенных органов, Росфиннадзора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росфинмониторинга;

6) необходимо более широкое участие транспортных прокуроров в координационных мероприятиях, проводимых территориальными прокурорами. Эту потребность ощущают практические работники[305]. Требуется участие транспортных прокуроров в координационных мероприятиях, организуемых органами внутренних дел на транспорте и таможенными органами. Желательно участие транспортных прокуроров в межведомственных совещаниях, проводимых управлениями Генеральной прокуратуры РФ по федеральным округам. При анализе состояния преступности в федеральных округах нужно учитывать и состояние преступности на транспорте и в таможенной сфере. Результаты этого анализа должны учитываться и транспортными, и территориальными прокурорами при осуществлении ими координации. Имеется потребность участия транспортных прокуроров в координационных совещаниях, проводимых региональными и местными органами власти;

7) в координационной деятельности транспортных прокуратур необходимо учесть интеграционные процессы, происходящие в рамках Таможенного союза, СНГ, БРИКС, ШОС. Требуется обмен информацией о проводимых координационных мероприятиях по борьбе с преступностью в странах, входящих в интеграционные проекты; по возможности обеспечение участия в координационных совещаниях работников правоохранительных органов этих стран, разработка совместных координационных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: