Приговоры 18-ти Сельских обществ Пенинского прихода

 

Осенью 1892 г. прихожане храма в пог. Пенино составили во многом одинаковые, «как под копирку писанные» приговоры, которыми обязались собирать на строительство по одному рублю в год с т.н. «ревизской души».

Ревизская душа, – это собственно единица счета мужского населения России в XVII – первой пол. XIX вв. Учет тогда велся для упрощенного обложения мужского населения податных сословий т.н. «подушной податью». – «Души» при этом счисляли от одной правительственной ревизии до другой.

Эти средства, собранные прихожанами с «ревизских душ» в приходе пог. Пенино, предназначались ими на новое грандиозное строительство, которого никогда в Присамрянских волостях не было. – Группа активных прихожан храма во имя Рождества Богородицы в пог. Пенино вознамерилась в то время возвести на берегу оз. Пенино небывалый по размерам и красоте храм.

Лидером активистов, как тогда выяснилось, оказался Семен Гаврилов, крестьянин д. Ожево.

Этот Гаврилов, амбициазный до крайности человек, добился не только замечательного проекта, сделанного епархиальной знаменитостью, архитектором Н.Н. Никоновым, происходившим тоже из крестьян, но добился так же перевода своих земляков из д. Ожево из статуса прихожан храма в пог. Рель, в статус прихожан храма во имя Рождества Богродицы в пог. Пенино. Это тоже в этом краю было по-своему небывалое действо.

Исследователь истории д. Ожево Татьяна Минина (СПБ – Ожево), между тем, сообщила в личной беседе со мной, что жители ее родной деревни где-то на 20% были прихожанами храма в пог. Рель, а ок. 80% их были прихожанами храма в пог. Пенино. Почему в Ожево сложилась подобная ситуация, исследовательница не знает.

Следует сразу сказать, что по итогам нескольких лет приходских обязательных сборов с крестьян было собрано 8435 руб. 20 коп., т.е. была собрана много меньшая сумма, чем та, на которую можно было рассчитывать при самом благоприятном сборе.

Означенные приговоры, таким образом, прихожанами не были исполнены. Полностью несобранными оказались несколько тысяч рублей.

Об этом 11.06.1893 г. писал в своем рапорте С.-Петербургской Духовной Консистории «исполняющий дела» благочинного священник Яков Яновский, о котором поминалось выше[135].

Он отмечал, что «…всех ревизских душ в 18-ти Сельских Обществах [прихода Пенино], представивших приговора Епархиальному начальству о ежегодном взносе по одному рублю с души на построение нового каменного храма, как видно из приложенной ведомости, считается 1582 [душ]». Т.е., при самом удачном раскладе сумма при сборе ожидалась несколько более 12500 руб. Этого, к сожалению, не произошло, поскольку в приходе были и бедные люди, о которых мы ничего не знаем.

Собирали, таким образом, деньги и составили означенные приговоры жители Дретновского, Любитовского, Ожевского, Дубского, Гонежского, Подлесского, Лесищенского, Перетоцкого, Коленецкого, Поречского, Даниловского, Замошьского, Тарасовского, Глазовского, Овсищского, Кошелевского и Усадищского сельских обществ[136].

Все эти приговоры представлены в деле ЦГИА с крестьянскими подписями и печатями сельских обществ, а так же кое-где с расписками, подписями и печатями волостных старшин и правлений.

Здесь я полностью привожу текст приговора крестьян д. Ожево, в которой означенный Гаврилов считался знаменитостью, и где в делах строительства от его имени участвовали его братья Иван и Степан. Они так же расписывались в церковных документах как активные участники строительства.

Сам же Гаврилов имел на строительстве доверенное лицо, коим являлся крестьянин д. Рожновье Михей Митрофанов. – Он был, пожалуй, в пог. Пенино самым деятельным членом Строительной комиссии, по сути являясь руководителем стройки, своего рода «прорабом». – Официально его должность называлась – «Смотритель работ и материалов»:

 

«Мы нижеподписавшиеся крестьяне домохозяева, С.Петербургской губернии, Гдовского уезда, Осьминской волости, Ожевского сельского общества, собравшись сего 1892 года ноября 23 дня, в присутствии нашего Сельского Старосты Андрея Антонова имели между собою рассуждение о необходимости построить новый каменный теплый храм в нашем Пенинском приходе и постановили: Движимые благоговейною памятью в Бозе почившему Царю Освободителю нашему Александру II Николаевичу[,] желали-бы чтобы и будущий наш приходский храм был посвящен памяти Царя-Освободителя нашего. При сем изъявляем свое согласие принять участие в постройке храма, а именно с будущего 1893 года обязуемся платить ежегодно по одному рублю с каждой ревизской души впредь до окончания постройки и освящения храма. Эти деньги мы обязуемся отдавать в два срока в марте и октябре поровну Казначею Строительной Комиссии или Церковному Старосте нашей церкви.

Кроме сих денежных взносов обязуемся еще участвовать в деле постройки церкви и своим личным трудом чрез доставку потребных для постройки материалов; в чем и подписуемся[,] С.Петербургской губернии, Гдовского уезда, Осьминской волости, Ожевского сельского Общества крестьяне домохозяева.

 

(Подписи)

 

За неймение[137] се[л]скога старосты прикладаю печать[138]

 

Печать»[139].

 

 

Печать старосты Глазовского сельского общества.

Деревня Глазова Гора, приход храма во имя Рождества Богородицы

в пог. Пенино[140].

 

Вот же типовая расписка – подтверждение конкретного приговора крестьянского общества д. Усадище. Заверил его печатью и подписал волостной староста Г. Петров. – Этих расписок волостных старшин в деле ЦГИА сохранилось несколько:

 

«Приговор сей действительно составлен и подписан крестьянами Усадинского общества [и] в Ложголовском волостном Правлении явлен. Чем свидетельствуется февраля 6 дня 1893 года.

 

Волостной Старшина Г. Петров.

 

Печать»[141].


 


1892


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: