Из сурских воспоминаний

 

«…в монастыре был обычай – каждая новая сестричка, которая поступала в монастырь, сажала дерево и ухаживала за ним».

«Батюшка каждый свой приезд заходил к сестричкам в келии, где они уже ждали его, держа в руках свои пояски. А Батюшка благословлял каждую и завязывал ей поясок. Они были как дети».

История Сурской обители сходна с историей других монастырей многострадальной России, а их была тысяча. Монахиня Евфимия (Пащенко) в современном исследовании пишет: «Не басурманская вражья сила – свои же россияне, забывшие Бога, отрекшиеся от веры в Него, разорили Сурский монастырь».

 «Горестными были судьбы монахинь, изгнанных из Сурской обители. Кто-то из них решил до конца остаться хотя бы рядом с нею, и мученической оказалась их доля. По рассказам сурских старожилов, записанных журналисткой Л. Егоровой, в годы войны 1941 – 1945 годов монахини были вывезены на барже в район Карпогор, где погибли. Впрочем, едва ли легче сложилась участь тех, кто переехал в Архангельск. Следы их судеб прослеживаются в воспоминаниях старых прихожан архангельских храмов – Всехсвятского, Соломбальского и Свято Ильинского собора. Воспоминания эти преисполнены скорби. Из­гнанные из родной обители, сурские матушки остались без крова, одинокие и бесприютные. Принявшие их к себе в дом зачастую рисковали жизнью. Так, один прихожа­нин Свято-Ильинского храма, Василий, пожалев бездомных монахинь, дал им пристанище в своем доме. И за это был убит. Память его и поныне почитается как память новомученика.

Полулегально живя на чужих квартирах, в различных концах города, сурские монахини и послушницы все-таки находили возможность собираться вместе. Молились, пели духовные стихи — псалмы, вспоминали о своей навсегда утраченной обители. Но с каждым годом все меньше и меньше их становилось на этих встречах.

Умирали бывшие сурские монахини не менее горестно и одиноко, чем жили. Воспоминаний о смертном часе их почти не сохранилось. Нам известно о кончине только одной монахини – матери Антонии. Она была уже очень-очень стара (ей еще в 1917 году было 66 лет)…»

«Наибольшее число сурских монахинь посещало Свято-Ильинский собор. Вокруг этого храма сохранилось несколько их могил».

«Еще одно захоронение сурских монахинь находится справа от соборной колокольни».

«Почти столетие отделяет нас от времени основания Сурского монастыря. Но и уничтоженный, разоренный, он, как былинный Китеж, существует и поныне в памяти се­верян. И это вселяет надежду на то, что он возродится, восстанет в своем былом величии, «славен будет, много пользы принесет», как предсказал о нем когда-то, в 1901 году Архангельский владыка Иоанникий. Ведь и сейчас молится у Божия Престола о созданной им обители великий подвижник российский – праведный Иоанн Кронштадтский, обещавший «никогда не оставить» Сурского монастыря и его сестер, чтобы из хранимого людьми предания снова стала явью Сурская обитель»[307].


 

Поречская женская община.

Священник о. Василий (Добронравин)

с игуменией Марией (Кудрявцевой)

и насельницами Общины.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: