Материал к размышлению

Вместе с тем нельзя не отметить, что существуют и негативные аспекты рассматриваемой тенденции. Прежде всего, развитие профессиональной дифференциации порождает стремление к обособлению отдельных категорий работников, что, в свою очередь, может привести к игнорированию единства правоположений отрасли, основанного на признании единой сущности возникающих между работодателем и работниками отношений, их трудоправового характера. Например, по отношению к руководителям организаций предпринимаются попытки ввести ответственность по нормам гражданского законодательства. Обосновывается это особенностями выполняемых ими обязанностей и правового статуса, несмотря на то что особенности эти имеют отраслевой характер, т.е. существуют в рамках трудового правоотношения, а следовательно, и учитываться должны в рамках отраслевого регулирования с учетом принципов и специфики трудового законодательства.

Перенесение акцента на особенности выполнения той или иной профессиональной деятельности вопреки единой основе ее осуществления - трудовому отношению - приводит к отделению трудовых отношений некоторых субъектов в самостоятельный предмет правового регулирования, что не всегда оправдано как с теоретической, так и с практической точек зрения. Примером может служить правовое регулирование отношений на государственной гражданской и муниципальной службе, при котором трудовое законодательство к названным отношениям применяется субсидиарно, т.е. в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской или муниципальной службе.

Однако такое положение закона противоречит ст. 11 ТК, в соответствии с которой на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе, а также самой сущности принципа субсидиарности.

 

§ 2. Порядок установления особенностей регулирования труда

 

В соответствии со ст. 252 ТК особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также профессиональными и иными основаниями устанавливаются трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Как видно из содержания ст. 252 ТК, особенности регулирования труда отдельных категорий работников могут устанавливаться не только ТК или иными федеральными законами, но и другими нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Материал к размышлению.

В правовой литературе высказано мнение, что ст. 252 ТК в части, определяющей круг актов, которыми могут быть установлены особенности регулирования труда, не в полной мере согласуется со ст. 6 Кодекса, которая установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников относит к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Снигирева И.О. Трудовой кодекс Российской Федерации и наука трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 2.

 

Определив такой широкий круг нормативных правовых актов, которыми могут устанавливаться особенности труда отдельных категорий работников, законодатель предусматривает лишь одно ограничение: эти особенности не должны снижать установленный федеральным законодательством уровень гарантий работникам, ограничивать их права, повышать их дисциплинарную и (или) материальную ответственность. Особенности регулирования, влекущие снижение уровня гарантий работникам, ограничивающие их права, повышающие их дисциплинарную и (или) материальную ответственность, могут устанавливаться исключительно ТК или иным федеральным законом.

Таким образом, следует полагать, что особенности регулирования труда отдельных категорий работников, улучшающие положение работников по сравнению с федеральным законодательством, могут быть установлены соответствующими нормативными правовыми актами различного уровня, в том числе и актами органов государственной власти субъектов РФ. Однако при этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Это положение закона не всегда учитывается в нормотворческой практике субъектов РФ, что влечет возникновение судебных споров.

Судебная практика.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ правомерно оставила без изменения решение Тюменского областного суда, признавшего противоречащими федеральному законодательству положения ч. ч. 2 - 13 ст. 7 Закона Тюменской областной Думы, предусматривающие порядок выполнения различных действий, связанных с регистрацией трудовых договоров, не органом местного самоуправления, как требует ч. 4 ст. 303 ТК, а иным - определенным органом местного самоуправления, регистрирующим органом.

Как отмечается в Определении Судебной коллегии, анализируя действующее законодательство, суд правильно указал, что довод представителя Тюменской областной Думы об отсутствии противоречий ч. 1 ст. 7 областного Закона федеральному закону в связи с наличием в органах местного самоуправления определенной структуры, посредством которой решаются вопросы, отнесенные к их компетенции, является необоснованным, поскольку ст. 303 ТК определила конкретно орган, в котором подлежат регистрации трудовые договоры, - орган местного самоуправления, а не какие-либо иные органы. Следовательно, ст. 7 областного Закона противоречит федеральному законодательству.

(Определение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 89-Г04-12)

Предоставляя право субъектам РФ принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, законодатель вместе с тем в ч. 2 ст. 6 ТК оговаривает, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Выводы.

Правовое регулирование особенностей труда отдельных категорий работников направлено на создание условий, обеспечивающих равенство возможностей различных категорий работников в реализации ими предусмотренных законодательством трудовых прав.

В особенностях правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников находит проявление один из основных принципов трудового права - единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений. Единство трудового права проявляется в том, что оно содержит общие нормы, которые распространяются на всех работников независимо от их субъектных особенностей, условий труда, организационно-правовой формы работодателя и проч. Дифференциация правового регулирования - это установление специальных правовых норм, применяемых только к отдельным категориям работников с учетом их особенностей в целях обеспечения равных возможностей в реализации ими трудовых прав.

Особенности регулирования труда - это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Основаниями установления особенностей регулирования труда являются:

- характер и условия труда;

- психофизиологические особенности организма определенных категорий работников;

- природно-климатические условия;

- наличие семейных обязанностей;

- другие основания.

Углубление дифференциации правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников имеет весьма серьезные позитивные результаты, проявляющиеся в том, что особенности выполняемой трудовой функции, организации труда или способа выполнения работы учитываются при определении правового положения работника: режима рабочего времени, его продолжительности, оплаты, специфики заключения и расторжения трудового договора и т.п. Иными словами, социально-экономические и организационные аспекты труда находят непосредственное отражение в правовом регулировании, способствуя повышению его эффективности.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников могут устанавливаться как ТК или иными федеральными законами, так и другими нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Однако особенности регулирования, влекущие снижение уровня гарантий работникам, ограничивающие их права, повышающие их дисциплинарную и (или) материальную ответственность, могут устанавливаться исключительно ТК или иным федеральным законом.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какова цель установления особенностей в правовом регулировании труда отдельных категорий работников?

2. Какой из принципов трудового права находит проявление в установлении особенностей регулирования труда?

3. Каковы основания и порядок установления особенностей регулирования труда отдельных категорий работников?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: