Семинарские и практические занятия

Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов

 

Введение

 

Несколько слов о праве

 

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия является правовым государством. Что это значит?

Понятие "правовое государство" означает, что вся деятельность государства должна быть основана на законе и подчинена праву. Каждый собственный шаг, каждое свое решение государственные органы обязаны соотносить с действующим законодательством.

Понятие "правовое государство" предполагает, что в стране провозглашены и соблюдаются на практике ряд правовых принципов, в которых выражается суть правового государства: верховенство закона; разделение властей; независимость правосудия; равенство граждан перед законом; справедливость; возможность защитить свои права; неуклонное применение мер ответственности за совершенное правонарушение. Однако даже простое перечисление этих принципов позволяет понять, что сегодняшняя Россия - лишь на пути к правовому государству. Многое еще предстоит сделать, чтобы перечисленные принципы полностью утвердились в общественной и государственной жизни, в практике должностных лиц, в деятельности органов государственной власти. Но иного пути у нас нет. Россия или станет настоящим правовым государством, или окончательно скатится на обочину мировой цивилизации и, скорее всего, перестанет существовать как самостоятельное государство.

От кого и от чего зависит утверждение в России принципов правового государства? Прежде всего от нас, граждан. От того, насколько мы сами следуем закону в повседневной деятельности - в учебе, работе, бизнесе, общественной деятельности, бытовых и семейных делах. От того, насколько знаем свои права и умеем их защищать. По этой причине курс "Основы права" под разными наименованиями и в разном объеме включен во все программы среднего и высшего профессионального образования.

Предлагаемый вашему вниманию курс дает базовые представления о юридической действительности - праве, правовой системе, нормах права, правоотношениях, применении и толковании норм права и др. Тем, кто привык знакомиться с правом по комиксам и детективным сериалам, это может показаться неинтересным, скучным. Но это действительно основы права. Без овладения основами невозможно понять современную, такую сложную и противоречивую правовую действительность.

Следует иметь в виду, что у курса "Основы права" есть и отраслевая составляющая (гражданское, уголовное, муниципальное, предпринимательское право, право интеллектуальной собственности и др.). Отраслевые юридические курсы готовятся отдельно с учетом пожеланий факультетов и читаются, как правило, профилирующими кафедрами факультета права.

Учебник "Основы права", который вы держите в руках, - издание нового типа, в котором мы постарались объединить достоинства печатного слова и электронного издания. Темы сравнительно небольшие и написаны максимально просто. Но к ним в виде электронной библиотеки дан обширный дополнительный и справочный аппарат. В конце каждой темы имеются вопросы для контроля (самоконтроля), по которым вы можете проверить уровень ее усвоения. Далее идет список вопросов, рекомендуемых для обсуждения на практическом или семинарском занятии. И наконец, список тем для письменной работы или реферата. (Более широкий перечень тем, вопросов и других методических материалов собран в методическом пособии "Игропрактикум: опыт преподавания основ права в ВШЭ". Оно издается отдельно и адресовано преподавателям "Основ права".) Каждая тема завершается краткими списками основной литературы и дополнительной литературы - в основном это учебные издания. В них вы сможете прочитать, как видят и излагают данную тему другие авторитетные ученые-юристы, воспользоваться схемами и интеллектуальными картами.

От общих слов - к делу. Бросим хотя бы беглый взгляд на существующие формы и методы преподавания "Основ права" и их роль в нашем курсе.

 

Лекции

 

Лекции - одна из традиционных форм учебной работы в вузе, известная с незапамятных времен. Студенты попадают на лекции в первую же неделю своего пребывания в вузе. Некоторые из них полагают, что в условиях изобилия учебной литературы, доступности Интернета и других источников лекции превратились в пережиток прошлого. Исходя из этого мнения, некоторые студенты прогуливают лекции или, еще хуже, используют свое присутствие на лекции для отдыха, общения и развлечений.

Полагаем, что это глубокое заблуждение. Лекции, за редким исключением, содержат не простой пересказ учебного материала, а продуманную и аргументированную позицию преподавателя по предмету. Они почти всегда окрашены субъективным видением излагаемых вопросов, что не мешает, а помогает проникнуть вглубь материала, в суть обсуждаемых проблем. На лекциях довольно часто обсуждаются спорные, дискуссионные вопросы, дается материал, который не затрагивается в учебниках. И вообще, живой и непосредственный язык лекции воспринимается и усваивается значительно лучше, чем сухой и официальный язык учебника. Вот почему лекция как форма учебной работы пережила века и сохраняет значение в эпоху бурного расцвета информационных технологий.

Не следует пытаться записывать лектора дословно - это невозможно да и не нужно: вполне достаточно сжатого, конкретного конспекта. Значительно важнее войти в творческую лабораторию преподавателя, вступить с ним в мысленный (а при возможности и открытый) диалог. Именно в этом случае лекция станет совместным творчеством преподавателя и студента, прочно отложится в памяти, принесет знания и чувство удовлетворения.

Наконец, нельзя не учитывать, что лекции обычно тесно состыкованы с семинарскими и практическими занятиями. Студент, который пропускает лекции, не работает на них, рискует оказаться неготовым и к семинарским, практическим занятиям.

 

Семинарские и практические занятия

 

Наряду с лекциями семинарские и практические занятия - одна из традиционных вузовских форм учебной работы. Семинары проводятся обычно для академической группы.

Любой семинар начинается со знакомства преподавателя со студентами. А дальше возможны варианты. В сильных, хорошо подготовленных группах решаются задачи, обсуждаются ситуации и проблемные вопросы, проводятся деловые игры, анализируются результаты выполнения творческих заданий. В слабых, плохо подготовленных группах студенты пишут контрольные работы и обсуждают вопросы плана семинарских занятий на уровне учебника. Как говорится, выбирайте сами.

Студент должен поинтересоваться планом семинарского, практического занятия (он есть на сайте вуза) и подготовиться к нему. В противном случае он будет выглядеть на занятии бледно, попадет в число "вечных молчунов" и может быть приглашен преподавателем для отработки темы на консультацию.

 

Контрольные работы

 

Учебным планом по основам права может быть предусмотрено выполнение контрольной работы. Ее цель - проверить уровень усвоения студентами разделов или ключевых тем курса. Контрольная работа может быть проведена в форме письменной работы или тестирования. Сроки проведения контрольной работы указываются в графике учебной работы по данному предмету.

Программой также могут быть предусмотрены темы контрольных работ, но это совсем не обязательно. Контрольная работа вполне может быть "приятной неожиданностью" для студента.

 

Рефераты

 

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цели написания реферата: осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка сжатия информации, выделения в ней главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.

Рекомендуемый объем реферата - 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).

Культура оформления текста реферата - неотъемлемая часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов.

Студент вправе выполнить вместо реферата творческую работу. Сданная преподавателю и принятая им творческая работа заменяет написание реферата.

Реферат или заменяющая его творческая работа должны быть представлены в сроки, предусмотренные учебным графиком. Их непредставление расценивается как невыполнение учебного плана и ведет к снижению итоговой оценки.

 

Эссе

 

Эссе (фр. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) - творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное мнение о чем-либо и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличают образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику. Широкое использование эссе в учебном процессе - элемент "фирменного стиля" Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ).

Жанр эссе предполагает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.

Если студенту по каким-то причинам не удалось выступить на семинаре, он должен сдать эссе в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. Рекомендуемый объем эссе - пять-шесть страниц текста.

Темы эссе вам будут предложены преподавателем, читающим лекционный курс или ведущим семинарские занятия. Однако список тем не закрыт: студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем. Непредставление эссе в установленный срок расценивается как невыполнение учебного плана и ведет к снижению итоговой оценки.

 

Творческие задания

 

Творческие задания - разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, современным необычным представлением знаний о государстве и праве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания должно быть согласовано с преподавателем, читающим лекционный курс или ведущим семинарские занятия. По решению преподавателя выполненные творческие задания могут быть засчитаны взамен реферата или эссе. Назовем примеры творческих заданий.

1. Перевод в электронную форму (сканирование, форматирование, вычитка) монографической работы или сборника статей на правовую тему объемом не менее 150 страниц.

2. Представление пакета статистических данных правового характера (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам.

3. Написание комментария (аналитического обзора) к пакету статистических таблиц, графиков по вопросам права.

4. Представление материалов в фонд социально-правовой статистики (например, сборника, статьи или презентации).

5. Представление материалов в фонд правовых социологических исследований (например, отчет о социологическом исследовании по социально-правовой проблематике).

6. Представление материалов в фонд сравнительных правовых исследований (например, отчет об отечественном или о зарубежном сравнительно-правовом исследовании).

7. Представление материалов в фонд правовых технологий (например, описание правовой информационной технологии, используемой в вашей отраслевой профессиональной деятельности).

8. Разработка web-страницы по одной из тем основ права.

9. Разработка web-страницы, посвященной актуальной правовой проблеме, волнующей общество.

10. Разработка доклада в форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.

11. Разработка учебной, деловой или ролевой игры по основам права.

12. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по основам права.

13. Подготовка серии задач или ситуаций (не менее 5) по основам права.

14. Подборка серии рисунков или карикатур (не менее 10) по основам права.

15. Подборка серии плакатов (не менее 10), иллюстрирующих основы правовых знаний, их значение, понимание, необходимость соблюдения правовых норм.

16. Подборка серии афоризмов (не менее 30) по основам правовых знаний.

17. Представление оригинального видеодокумента или видеосюжета по основам правовых знаний.

18. Представление оригинального аудиодокумента или аудиосюжета по основам правовых знаний.

19. Написание сценария по мотивам или проблемам основ правовых знаний.

20. Представление материала по основам правовых знаний в творческой литературной форме (стихотворение, поэма, песня, басня, рассказ, анекдот и т.п.).

21. Разработка творческого материала для целей правового обучения и правового воспитания (молодежный правовой вечер, устный журнал, правовая дискотека и т.д.).

22. Проведение микросоциологического исследования (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ и др.) по основам правовых знаний - индивидуальное или коллективное творческое задание.

23. Подготовка телепередачи или радиопередачи по основам правовых знаний - индивидуальное или коллективное творческое задание.

24. Организация дискуссии (игры, диспута, политбоя) по основам правовых знаний - коллективное творческое задание.

25. Проведение учебной, деловой или ролевой игры, молодежного правового вечера, правовой дискотеки, устного журнала по основам правовых знаний - коллективное творческое задание.

Результаты выполнения творческих заданий оцениваются преподавателем индивидуально в зависимости от объема и сложности проделанной работы.

 

Деловые игры

 

В курсе "Основы права" предусмотрено проведение ряда деловых игр. Смысл проведения игры не только в том, чтобы разбавить череду рабочих будней ярким игровым эпизодом (хотя в этом тоже). Игра позволяет погрузить участников в правовое пространство, понять, как оно устроено, сразиться с условным противником не картонными мечами, а настоящими юридическими аргументами.

Практика проведения деловых игр выявила несколько недостатков, о которых необходимо предупредить студентов.

Во-первых, часть студентов воспринимают игру как свободное, легкое времяпровождение. Это не так. Игра - один из способов освоения сложного, противоречивого правового материала. Игры продумываются и тщательно готовятся преподавателями. Соответственно, это полновесная часть учебного процесса, в которой фигурируют вполне полновесные оценки. Веселое слово "игра" не должно никого дезориентировать: деловая игра - это серьезно.

Во-вторых, некоторые студенты не считают необходимым готовиться к играм, полагаясь на озарение, экспромт или свою способность "переговорить" в споре любого оппонента. Выдающиеся демагогические способности, конечно, второе счастье, но полагаться только на них нельзя. Деловая игра предполагает активную работу с содержанием, и победа присуждается не тому, кто громче всех орет или наглее всех себя ведет, а тому, кто лучше других оперирует содержанием темы.

Третья типичная ошибка - чрезмерное увлечение формой игры в ущерб ее содержательной стороне. Например, избыточная театрализация, превращение деловой игры в капустник, шоу, скетч, а также "неспортивное" поведение во время игры. Игра - увлекательное занятие, пища не только для ума, но и для эмоций, но в любом увлечении надо чувствовать меру.

В итоге выразим надежду на то, что, воспользовавшись приведенными выше советами и опираясь на указания преподавателя, вы успешно поучаствуете в деловых играх и получите от них не только заряд эмоций, но и интеллектуальное удовлетворение.

 

Курсовые работы

 

Курсовая работа - самостоятельная, довольно крупная учебная и научно-методическая работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Курсовая работа имеет целями развитие у студентов навыков самостоятельной творческой деятельности, овладение методами современных научных исследований, углубленное изучение каких-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).

Программой обучения на первом и втором курсах предусмотрена в ряде случаев возможность выполнения курсовых работ по выбору студента, в том числе по основам права.

Темы курсовых работ разработаны кафедрой и рекомендованы в программе по основам права (см. на сайте вуза). По согласованию с преподавателем студент может взять и другую тему, не предусмотренную в программе.

При подготовке курсовой работы студент вправе пользоваться советами и консультациями своего научного руководителя.

Рекомендуемый объем курсовой работы - один авторский лист (имеется в виду не машинописная страница, а типографский авторский лист - примерно 22 страницы машинописного текста или 40 тыс. знаков, включая пробелы).

Необходимо обратить внимание студентов на правильное оформление курсовой работы (см. методические рекомендации по написанию курсовых работ на сайте вуза).

При написании курсовой работы весьма желательно использование баз данных иностранной и отечественной литературы, имеющихся в информационном фонде вашего вуза.

Курсовая работа подлежит защите. Оценка за курсовую работу проставляется в ведомость и зачетную книжку (электронную зачетную книжку) студента.

Отсутствие выполненной и защищенной курсовой работы рассматривается как существенное невыполнение учебного плана, препятствующее переводу студента на следующий год обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: