– проявление синдрома психологического сгорания
Требования к личности и профессиональной компетентности специалиста помогающих профессий высоки и многообразны. Однако одним из основных критериев профессионализма остается соблюдение этических принципов. Прежде чем приступить к работе, специалист должен отдавать себе отчет в том, что движущее им стремление помочь клиенту, может оказаться выражением бессознательных деструктивных мотиваций, таких как:
1) любопытство вследствие информационной депривации;
2) получение внимания как следствие эмоциональной депривации;
3) подтверждение собственной значимости как следствие сниженной самооценки;
4) обретение власти, что проявляется авторитарностью;
5) обретение репутации «эффективного разрешителя проблем»;
6) стремление к «спасению» клиента, так называемый «комплекс Мессии», что проявляется установкой: «Вы не сможете справиться с этим, я сделаю это для вас»;
7) стремление полностью соответствовать или, наоборот, демонстрировать противоположность образу своего предшественника.
|
|
Депривация (англ. Deprivation – лишение, утрата). В медицине: недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма.
Специалист помогающих профессий «должен быть лично свободен от тенденции к манипулированию окружающими людьми, уметь распознавать и пресекать таковые у других» (Емельянов Ю.Н., 1991).
Специалисту важно понимать, что психологическая и иная помощь может приводить к такой зависимости не в меньшей степени, чем иные лекарственные средства. Реальна и обратная ситуация: в процессе помощи, консультирования специалист может оказаться в определенной неосознанной зависимости от клиента (Карвасарский Б.Д., 1985, с. 275), поскольку общение с ним может повышать его самооценку, способствовать самоуправлению. Одна из профессиональных болезней — желание выступать в роли пророка и волшебника, переоценка своих возможностей, на практике приводит к неблагоприятным результатам: инфантилизации клиента, затягиванию помощи, деформированию его зависимости от специалиста. Идеал помощи не в предоставлении клиенту психологических или иных «протезов» (Dobias Y., 1975), а в обеспечении его средствами для самостоятельной борьбы с трудностями (Ташлыков В.А., 1984):
В этой связи можно выделить несколько типичных ошибок психосоциального работника (Айзенк Г., 1994, Роджерс К., 1994, 1997; Орлов А.Б., 1997 и др.):
• стремление использовать клиентов в своих интересах:
— отягощенность «большими личными проблемами»(часто свойственна консультантам, у которых все клиенты «говорят на одну тему»);
|
|
— желание как можно дольше продлить контакт с «выгодным» или поддерживающим самооценку консультанта клиентом;
• подталкивание клиентов в направлении к своим целям, лежащим как внутри, так и вне поля консультативного взаимодействия,
• оценка эффективности помощи по ее драматичности («силе катарсиса»), стремление «подвесить» клиента, для чего часто используется введение клиента в «трансовое» или истерическое, депрессивное состояние;
• негибкая ориентация на одну стратегию (неминуемо приводящая к обнаружению огромного числа «глубинных сопротивлений» клиента), отсутствие серьезной проработки индивидуального и профессионального опыта;
• слишком частая интерпретация причин и мотивов поведения клиентов (за которой обычно стоит либо попытка неумелой демонстрации собственной компетентности, либо излишне сильно выраженное желание «помочь» другому, «решить проблему»); допросы и длительные расспросы клиента о незначительных для него деталях, на основании которых позже делается вывод о сути «проблемы» клиента;
• манипуляции с целью повышения активности клиентов (желанием повышения активности клиента малокомпетентные специалисты довольно часто могут маскировать, например, свое стремление узнать о клиенте больше, чем он готов рассказать, использование клиента в сексуальных целях и т.п.);
• отсутствие личного участия (в карикатурном виде проявляется как полное отсутствие желания слушать клиента — на стадии выслушивания такому консультанту постоянно «все понятно», на следующих стадиях - он, обычно, предпочитает говорить сам) и др.;
• навязывание клиенту собственной системы ценностей и норм, не учет реально существующего у клиента желания решать свои проблемы и изменяться.
Воздействие помогающих профессий на занимающихся ими людей имеют следующие аспекты:
- угроза утратить индивидуальность и «раствориться» в клиентах, превратиться в «средство» помощи;
- отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья), в нарушении или разрушении интимных, межличностных непрофессиональных контактов;
- угроза психических нарушений, профессиональной невротизации из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (К. Юнг называет это «подсознательной инфекцией»).
Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью специалиста. Помощь клиентам требует больших личностных затрат, что иногда значительно уменьшает его отдачу в семье, способность проникнуться заботами и переживаниями близких.
Психологическое консультирование, психолого-педагогическая деятельность социальная работа, психотерапия отнесены к профессиям, связанным с высокой эмоциональной нагрузкой, ответственностью; профессиям, имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность «синдрома сгорания» (Кочюнас Р., 1998; Копьев А.Ф., 1991; Моховиков В.А., 1999; Лотова И.П., 1999, др.).
«Синдром психологического сгорания» (Фейденберг Х.Дж.) — феномен сложный, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной, преимущественно эмоциональной, нагрузки. «Синдром сгорания» выражается в возникновении депрессивного состояния, чувства усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Некоторые люди (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Основные группы причин «синдрома сгорания» таковы:
|
|
— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным, строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
— отсутствие условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
— работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям специалиста помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
— неразрешенные конфликты самого специалиста, его личностная незрелость, отягощенность большими проблемами личного характера.
После того как феномен «синдрома сгорания» стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, играющих существенную роль в его возникновении - личностном, ролевом и организационном.
Личностный фактор включает такие переменные, как пол, возраст, семейное положение, стаж данной работы и пр.
Ролевой фактор включает профессиональные ситуации, когда совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор подразумевает наличие хронической напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений, а также дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучия психологической атмосферы.