Нарушение этических принципов

– проявление синдрома психологического сгорания

 

Требования к личности и профессиональной компетен­тности специалиста помогающих профессий высоки и многообразны. Од­нако одним из основных критериев профессионализма ос­тается соблюдение этических принципов. Прежде чем приступить к работе, специалист должен отдавать себе от­чет в том, что движущее им стремление помочь клиенту, может оказаться выражением бессознательных деструктив­ных мотиваций, таких как:

1) любопытство вследствие информационной депривации;

2) получение внимания как следствие эмоциональной деп­ривации;

3) подтверждение собственной значимости как следствие сниженной самооценки;

4) обретение власти, что проявляется авторитарностью;

5) обретение репутации «эффективного разрешителя про­блем»;

6) стремление к «спасению» клиента, так называемый «комплекс Мессии», что проявляется установкой: «Вы не сможете справиться с этим, я сделаю это для вас»;

7) стремление полностью соответствовать или, наоборот, демонстрировать противоположность образу своего предше­ственника.

Депривация (англ. Deprivation – лишение, утрата). В медицине: недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма.

 

Специалист помогающих профессий «должен быть лично свободен от тенденции к манипулированию окружаю­щими людьми, уметь распознавать и пресекать таковые у других» (Емельянов Ю.Н., 1991).

Специалисту важно понимать, что психологи­ческая и иная помощь может приводить к такой зависи­мости не в меньшей степени, чем иные лекарственные средства. Реальна и обратная ситуация: в процессе помо­щи, консультирования специалист может оказаться в оп­ределенной неосознанной зависимости от клиента (Карвасарский Б.Д., 1985, с. 275), поскольку общение с ним может повышать его самооценку, способствовать самоуп­равлению. Одна из профессиональных болезней — жела­ние выступать в роли пророка и волшебника, переоценка своих возможностей, на практике приводит к неблагоп­риятным результатам: инфантилизации клиента, затяги­ванию помощи, деформированию его зависимости от специалиста. Идеал помощи не в предоставлении клиенту психологических или иных «протезов» (Dobias Y., 1975), а в обеспечении его средствами для самостоятельной борь­бы с трудностями (Ташлыков В.А., 1984):

В этой связи можно выделить несколько типичных оши­бок психосоциального работника (Айзенк Г., 1994, Род­жерс К., 1994, 1997; Орлов А.Б., 1997 и др.):

• стремление использовать клиентов в своих интересах:

— отягощенность «большими личными проблемами»(ча­сто свойственна консультантам, у которых все клиен­ты «говорят на одну тему»);

— желание как можно дольше продлить контакт с «выгодным» или поддерживающим самооценку кон­сультанта клиентом;

• подталкивание клиентов в направлении к своим це­лям, лежащим как внутри, так и вне поля консультативно­го взаимодействия,

• оценка эффективности помощи по ее драматичности («силе катарсиса»), стремление «подвесить» клиента, для чего часто используется введение клиента в «трансовое» или истерическое, депрессивное состояние;

• негибкая ориентация на одну стратегию (неминуемо приводящая к обнаружению огромного числа «глубинных сопротивлений» клиента), отсутствие серьезной проработки индивидуального и профессионального опыта;

• слишком частая интерпретация причин и мотивов поведения клиентов (за которой обычно стоит либо попыт­ка неумелой демонстрации собственной компетентности, либо излишне сильно выраженное желание «помочь» дру­гому, «решить проблему»); допросы и длительные расспро­сы клиента о незначительных для него деталях, на осно­вании которых позже делается вывод о сути «проблемы» клиента;

• манипуляции с целью повышения активности кли­ентов (желанием повышения активности клиента мало­компетентные специалисты довольно часто могут маски­ровать, например, свое стремление узнать о клиенте больше, чем он готов рассказать, использование клиента в сексуальных целях и т.п.);

• отсутствие личного участия (в карикатурном виде про­является как полное отсутствие желания слушать клиен­та — на стадии выслушивания такому консультанту посто­янно «все понятно», на следующих стадиях - он, обычно, предпочитает говорить сам) и др.;

• навязывание клиенту собственной системы ценностей и норм, не учет реально существующего у клиента желания решать свои проблемы и изменяться.

Воздействие помогающих профессий на занимающихся ими людей имеют следующие аспекты:

- угроза утратить индивидуальность и «раствориться» в клиентах, превратиться в «средство» помощи;

- отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья), в нарушении или разрушении ин­тимных, межличностных непрофессиональных контактов;

- угроза психических нарушений, профессиональной невротизации из-за постоянных столкновений с темными сто­ронами жизни и психической патологией (К. Юнг называет это «подсознательной инфекцией»).

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятель­ность нередко заставляет страдать семью специалиста. По­мощь клиентам требует больших личностных затрат, что иногда значительно уменьшает его отдачу в семье, способ­ность проникнуться заботами и переживаниями близких.

 

Психологическое консультирование, психолого-педагогическая деятельность социальная работа, психотерапия отнесены к профессиям, связанным с высо­кой эмоциональной нагрузкой, ответственностью; професси­ям, имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Пред­ставителям этих профессий грозит опасность «синдрома сгорания» (Кочюнас Р., 1998; Копьев А.Ф., 1991; Мохови­ков В.А., 1999; Лотова И.П., 1999, др.).

 

«Синдром психологического сгорания» (Фейденберг Х.Дж.) — феномен сложный, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за про­должительной, преимущественно эмоциональной, нагрузки. «Синдром сгорания» выражается в возникновении депрес­сивного состояния, чувства усталости и опустошенности, не­достатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной ус­тановке в отношении работы и жизни вообще. Некоторые люди (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отожде­ствляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

 

Основные группы причин «синдрома сгорания» таковы:

— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным, строгая регламентация времени работы, осо­бенно при нереальных сроках ее исполнения;

— отсутствие условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются эксперименти­рование и инновации, работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, напря­женность и конфликты в профессиональной среде, недостаточ­ная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

— работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям специалиста помочь им, и не­значительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

— неразрешенные конфликты самого специалиста, его личностная незрелость, отягощенность большими проблема­ми личного характера.

После того как феномен «синдрома сгорания» стал об­щепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, иг­рающих существенную роль в его возникновении - лично­стном, ролевом и организационном.

Личностный фактор включает такие переменные, как пол, возраст, семейное положение, стаж данной работы и пр.

Ролевой фактор включает профессиональные ситуации, когда совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор подразумевает наличие хрони­ческой напряженной психоэмоциональной деятельности: ин­тенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсив­ное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений, а также дестабилизиру­ющая организация деятельности и неблагополучия психо­логической атмосферы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: